Анализ платежеспособности предприятия и оценка вероятности банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ платежеспособности предприятия и оценка вероятности его банкротства.
Для достижения поставленной цели мною предполагалось решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность платежеспособности предприятия и методику расчета основных показателей;
провести комплексный анализ деятельности ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ на основании официальной бухгалтерской отчетности за период с 2008 по 2010 гг.;
проанализировать состав и структуру имущества предприятия;

Содержание работы

Введение........................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа платежеспособности и оценки вероятности
банкротства....................................................................................................................5
1.1. Экономическая сущность платежеспособности и банкротства........................................5
1.2. Методика расчета показателей платежеспособности предприятия.................................9
Глава 2. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия.................................................................................................................16
2.1. Характеристика ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ....................................................................16
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
предприятия.........................................................................................................................17
2.3. Анализ объема, качества и конкурентоспособности продукции....................................20
2.4. Анализ конкурентной среды..............................................................................................26
2.5. Анализ эффективности использования основных средств.............................................28
2.6. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов...........................................32
2.7. Анализ себестоимости продукции.....................................................................................35
2.8. Анализ прибыли и рентабельности....................................................................................36
2.9. Анализ безубыточности......................................................................................................40
2.10. Анализ финансового состояния.......................................................................................42
Спецанализ..................................................................................................................................50
Заключение..................................................................................................................................55
Литература...................................................................................................................................58

Файлы: 1 файл

Курсовая АХД.doc

— 817.50 Кб (Скачать файл)

Качество продукции  – это совокупность свойств продукции, которые обуславливают ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с определенным назначением.

Качество продукции  – это фактор, позволяющий повысить объем реализованной продукции  и уровень ее конкурентоспособности. Однако, повышение качества ведет  за собой дополнительные затраты  и повышение себестоимости продукции.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие характеризуют  качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения. К ним относится:

  1. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска;
    1. Удельный вес экспортированной продукции;
    1. Удельный вес зарекламированной продукции;
    2. Удельный вес забракованной продукции.

Индивидуальные показатели качества характеризуют одно из ее свойств: полезность, надежность, технологичность  и т.д.

Косвенные показатели характеризуют качество продукции по части штрафов за некачественную продукцию, ее возврат, аннулирование заказов и др.

                                                                                                              Таблица 2.4.

Качество и уровень прогрессивности продукции

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

Темпы роста, %

к 2009г.

к 2008г.

1

2

3

4

5

6

Объем реализованной  продукции, тыс. руб.

421 233

425 033

436 363

102,67

103,59

в т.ч. новой, тыс. руб.

16 849

21 252

26 182

123,20

155,40

Стоимость сертифицированной продукции, тыс. руб.

37 911

46 754

52 364

112,00

138,10

Стоимость продукции  на экспорт, тыс. руб.

2 527

2 975

3 927

132,00

155,40

Стоимость зарекламированной  продукции, тыс. руб.

2 106

2 125

2 618

123,20

124,30

Стоимость потерь от брака, тыс. руб.

842,5

850,1

872,7

102,70

103,60

Коэффициент обновления, доля

0,04

0,05

0,06

120,00

150,00

Коэффициент сертификации, доля

0,09

0,11

0,12

109,10

133,30

Коэффициент экспортизации, доля

0,006

0,007

0,009

128,60

150,00

Коэффициент рекламации, доля

0,005

0,005

0,006

120,00

120,0

Коэффициент забракованности, доля

0,002

0,002

0,002

100,00

100,00


 

За 2010 год предприятием были проведены мероприятия по улучшению  качества производимой продукции. Об этом свидетельствует увеличение общего объема реализованной продукции  и экспорта в частности. Темп роста  экспорта составил 32 % к 2009 году. Кроме  того, наблюдается рост новой продукции, что характеризует повышение конкурентоспособности предприятия. Коэффициент забракованности не увеличивается в динамике, что также свидетельствует об улучшении качества.

 

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности  продукции основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка.

Для оценки конкурентоспособности  продукции необходимо сопоставить  параметры анализируемого изделия  и товара – конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые  и интегральный показатели.

Единичные показатели (g) – отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта – конкурента (Р100), принимаемого за 100 %:

 

                             .

 

Групповой показатель (G) – объединяет единичные показатели по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (а), определяемых экспертным путем:

 

                            .

 

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

 

                            .

 

 

 

                                                                                                                                    Таблица 2.5.

Показатели конкурентоспособности  Втулки ПБ8.257.131

Показатели

Ед. измерения

Анализируемое изделие

Изделие - конкурент

Отношение, (g)

Вес параметра, (а)

G

1

2

3

4

5

6

7

Технические параметры

Диаметр 1-го торца, D1

мм

20

22

0,91

0,09

0,0819

Диаметр 2-го торца, D2

мм

45

47

0,96

0,09

0,0864

Длина всей детали, L

мм

89

90

0,99

0,25

0,2475

Длина цилиндра, I

мм

64

63

1,02

0,20

0,204

Масса детали, M

кг

0,05

0,06

0,83

0,37

0,3071

ИТОГО

       

1,00

0,9269

Экономические параметры

Цена изделия

руб.

200

250

0,8

0,75

0,6

Гарантийный срок службы

год

12,5

10

1,25

0,25

0,3125

ИТОГО

       

1,00

0,9125


 

I = 0,9269 / 0,9125 = 1,016 > 1.

Интегральный показатель больше единицы, т.е. анализируемое изделие более конкурентоспособно.

Таким образом, анализ показал, что производимые втулки могут успешно  конкурировать на рынке с аналогичными товарами конкурентов. В то же время  разница в цене и более долгий срок службы делают анализируемое изделие более желанным для потребителя.

 

1.4. Анализ конкурентной среды

 

Для того, чтобы получить ясную оценку сил предприятия  и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

 

                                                                                                        Таблица 2.6.

Карта SWOT-анализа деятельности ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

1) Государственная поддержка

1) Неустойчивое финансовое состояние

2) Широкий ассортимент продукции

2) Недостаточная платежеспособность

4) Низкие цены, по-сравнению с  конкурентами

3) Не проводятся маркетинговые  исследования по поиску новых  рынков сбыта

5) Высокое качество продукции

4) Сильная зависимость от главного  потребителя - государства

6) Низкие издержки

 

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

1) Снижение налоговой нагрузки

1) Высокий уровень инфляции

2) Расширение ассортимента и  спектра предоставляемых услуг

2) Снижение госзаказов, т.к. большая  доля заказов приходится на  государство

3) Проведение маркетинговых исследований  рынка сбыта

3) Усиление конкуренции

 

4) Нестабильная политическая ситуация в стране


 

На основе приведенного выше анализа можно сделать выводы о потенциале развития ФГУП «99 ЗАТО»  МО РФ, кроющегося в устранении слабых сторон, использовании возможностей и учете угроз.

В целом можно выделить следующие рекомендации по развитию производственной, финансовой и экономической деятельности предприятия:

1) Усилить слабые стороны:

    • проводить маркетинговые исследования, с целью выявления потребностей рынка и появления новых конкурентов;
    • более рационально использовать активы предприятия;
    • внимательнее отслеживать состояние финансовых обязательств предприятия.

2) Использовать возможности:

    • расширить ассортимент выпускаемых товаров;
    • открыть дополнительные отделы, например по оказанию ремонтных услуг.

3) Устранить угрозы:

    • постоянное улучшение качества и других конкурентных свойств продукции для снижения конкуренции;
    • предлагать более выгодные условия за потребителей, например снижение сроков выполнения заказов, установление скидок на крупные заказы.

По проведенному SWOT-анализу можно сделать вывод, что предприятие ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ занимает устойчивую позицию на рынке, проводит эффективную политику менеджмента качества и имеет сильные конкурентные преимущества. Однако, предприятию следует внимательнее следить за текущими обязательствами и эффективнее использовать свои активы.

 

  2.5. Анализ эффективности использования основных средств

 

Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции  на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и эффективное их использование.

К основным средствам  относятся объекты, которые одновременно удовлетворяют следующие условия:

    1. Используются в производстве продукции (выполнении работ или оказании услуг) в течение длительного времени.
    2. Способны приносить предприятию экономические выгоды или доходы в будущем.

Объектами анализа основных средств являются:

    1. Показатели состава и структуры основных средств;
    2. Показатели состояния основных средств;
    3. Показатели эффективности использования основных средств;
    4. Показатели оборачиваемости основных средств.

                                                                                                                                   Таблица 2.7.

Состав и структура основных производственных фондов (ОПФ)

Виды оборудования

2009г.

2010г.

Отклонение (±)

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб.

Удел. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удел. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удел. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

Здания и сооружения

21 345

45,3

20 224

43,8

-1 121

-1,5

94,75

Силовые машины и оборудование

283

0,6

231

0,5

-52

-0,1

81,63

  в т.ч. автоматические

47

0,1

46

0,1

-1

-

97,87

Рабочие машины и оборудование

22 194

47,1

22 348

48,4

+154

+1,3

100,69

  в т.ч. автоматические

13 523

28,7

14 360

31,1

+837

-2,4

106,19

Измерительные и регулирующие приборы

848

1,8

970

2,1

+122

-0,3

114,39

  в т.ч. автоматические

377

0,8

600

1,3

+223

-0,5

159,15

Вычислительная техника

1 037

2,2

1 016

2,2

-21

-

97,97

  в т.ч. автоматические

283

0,6

277

0,6

-6

-

97,88

Прочие машины и оборудование

377

0,8

369

0,8

-8

-

97,88

Транспортные средства

565

1,2

554

1,2

-11

-

98,05

Инструмент и приспособления

47

0,1

46

0,1

-1

-

97,87

Прочие виды ОПФ

424

0,9

416

0,9

-8

-

98,11

Итого ОПФ

47 120

100

46 173

100

-947

-

97,99

  в т.ч. автоматические

14 230

30,2

15 283

33,1

+1 053

-2,9

107,40

Информация о работе Анализ платежеспособности предприятия и оценка вероятности банкротства