Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ платежеспособности предприятия и оценка вероятности его банкротства.
Для достижения поставленной цели мною предполагалось решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность платежеспособности предприятия и методику расчета основных показателей;
провести комплексный анализ деятельности ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ на основании официальной бухгалтерской отчетности за период с 2008 по 2010 гг.;
проанализировать состав и структуру имущества предприятия;
Введение........................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа платежеспособности и оценки вероятности
банкротства....................................................................................................................5
1.1. Экономическая сущность платежеспособности и банкротства........................................5
1.2. Методика расчета показателей платежеспособности предприятия.................................9
Глава 2. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия.................................................................................................................16
2.1. Характеристика ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ....................................................................16
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
предприятия.........................................................................................................................17
2.3. Анализ объема, качества и конкурентоспособности продукции....................................20
2.4. Анализ конкурентной среды..............................................................................................26
2.5. Анализ эффективности использования основных средств.............................................28
2.6. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов...........................................32
2.7. Анализ себестоимости продукции.....................................................................................35
2.8. Анализ прибыли и рентабельности....................................................................................36
2.9. Анализ безубыточности......................................................................................................40
2.10. Анализ финансового состояния.......................................................................................42
Спецанализ..................................................................................................................................50
Заключение..................................................................................................................................55
Литература...................................................................................................................................58
Из таблицы видно, что полная себестоимость продукции в отчетном году, уменьшилась на 2 132 тыс. руб. или на 0,56 процентных пункта. Наибольшую долю в себестоимости занимают материальные затраты, что характерно для машиностроительного предприятия. На них приходится 55,1 %. В составе материальных затрат значительный удельный вес приходится на сырье и материалы – 37,9 %, но в динамике этот показатель снижается, что говорит о снижении материалоемкости продукции. Но топливо и электроэнергия увеличились на 0,6 и 1,4 % соответственно. Прочие расходы, к которым относятся нематериальные активы, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость, снизились на 1,8 %.
Доля переменных расходов, независящих от объема производства, снизилась на 1,9 %, а постоянных – увеличилась на 1,9 %. Увеличение постоянных затрат – отрицательная тенденция, но она компенсируется увеличением объема производства.
Снижение себестоимости в большей степени обусловлено уменьшением прочих расходов на 7 157 тыс. руб. или на 10,68 %.
В целом предприятие ведет активную политику по снижению себестоимости, что способствует повышению конкурентоспособности и финансовой стабильности.
2.8. Анализ прибыли и рентабельности
Функционирование предприятия независимо от видов деятельности и форм собственности в условиях рынка определяется его способностью приносить доход и прибыль. Прибыль является важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.
Динамика и структура прибыли ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ
Показатели |
2010г. |
2009г. |
Отклон. (+; -) |
Уровень в % к выручке 2010г. |
Уровень в % к выручке 2009г. |
Отклон. уровня, (+; -) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг) |
436 363 |
425 033 |
+ 11 330 |
100,00 |
100,00 |
- |
Продолжение таблицы 2.13. | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг) |
336 087 |
336 332 |
- 245 |
77,02 |
79,13 |
- 2,11 |
Валовая прибыль |
100 276 |
88 701 |
+ 11 575 |
22,98 |
20,87 |
+ 2,11 |
Коммерческие расходы |
2 085 |
2 303 |
- 218 |
0,48 |
0,54 |
- 0,06 |
Управленческие расходы |
38 454 |
40 123 |
- 1 669 |
8,81 |
9,44 |
- 0,63 |
Прибыль (убыток) от продаж |
59 737 |
46 275 |
+ 13 462 |
13,69 |
10,89 |
+ 2,80 |
Проценты к уплате |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Проценты к получению |
506 |
- |
+ 506 |
0,12 |
- |
+ 0,12 |
Прочие доходы |
4 082 |
2 319 |
+ 1 763 |
0,94 |
0,55 |
+ 0,39 |
Прочие расходы |
13 103 |
10 413 |
+2690 |
3,00 |
2,45 |
+ 0,55 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
51 222 |
38 181 |
+ 13 041 |
11,74 |
8,98 |
+ 2,76 |
Отложенные налоговые активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Отложенные налоговые обязательства |
294 |
316 |
-22 |
0,067 |
0,074 |
- 0,007 |
Текущий налог на прибыль |
10 244 |
7 636 |
+ 2 608 |
2,35 |
1,80 |
+ 0,55 |
Чистая прибыль (убыток) |
40 684 |
30 229 |
+ 10 455 |
9,32 |
7,11 |
+ 2,21 |
Всего доходов |
440 951 |
427 352 |
+ 13 599 |
|||
Всего расходов |
400 267 |
397 123 |
+ 3 144 |
|||
Коэффициент соотношения доходов и расходов |
1,102 |
1,076 |
+ 0,026 |
Из таблицы видно, что чистая прибыль ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ увеличилась на 10 455 тыс. руб. или на 34,59 %. Это обусловлено в первую очередь увеличением объемов продаж и снижением себестоимости, а также снижением коммерческих и управленческих расходов.
Коэффициент соотношения доходов и расходов больше единицы и в динамике увеличивается, что говорит о стабильности функционирования предприятия.
Проведем более полный анализ влияния факторов на прибыль.
Цены на продукцию в 2010 году возросли на 10 %, в сравнении с 2009 годом.
Следовательно, выручка от продажи в сопоставимых ценах будет равна:
За счет роста цены выручка от продаж в 2010 году возросла на 39 669 тыс. руб. За счет уменьшения количества проданных изделий выручка уменьшилась на 28 339 тыс. руб.
Увеличение цены соответственно привело к росту прибыли:
Снижение числа проданных изделий привело к снижению прибыли от продаж:
Снижение себестоимости привело к росту прибыли:
Снижение уровня коммерческих и управленческих расходов привело к увеличению прибыли:
Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль 2010 года
Показатели - факторы |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
2 |
Количество проданной продукции |
- 3 085,42 |
Изменение цен на реализованную продукцию |
+ 4 318,96 |
Себестоимость реализованной продукции |
+ 9 210,52 |
Коммерческие расходы |
+ 279,39 |
Управленческие расходы |
+ 2 738,55 |
Проценты к получению |
+ 506 |
Проценты к уплате |
- |
Прочие доходы |
+ 1 763 |
Прочие расходы |
- 2 690 |
Отложенные налоговые активы |
- |
Отложенные налоговые обязательства |
+ 22 |
Текущий налог на прибыль |
- 2 608 |
Совокупное влияние факторов |
+ 10 455 |
Рост прибыли в значительной мере обусловлен снижением себестоимости, а также коммерческих и управленческих расходов. Кроме этого на прибыль повлиял рост цен на товары по-сравнению с предыдущим годом.
В целом предприятие работает стабильно и с перспективами дальнейшего роста.
Прибыль является абсолютным
показателем финансовых результатов.
Сравнение эффективности деятел
Рентабельность измеряется в %-ах, и отражает долю прибыли с каждой денежной единицы затрат.
Сводная система показателей
Показатели |
Способ расчета |
2009г. |
2010г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рентабельность продаж, % |
10,89 |
13,69 | |
Бухгалтерская рентабельность от обычных видов деятельности, % |
8,98 |
11,74 | |
Чистая рентабельность, % |
7,11 |
9,32 | |
Экономическая рентабельность, % |
12,34 |
18,61 | |
Рентабельность собственного капитала, % |
42,86 |
37,79 | |
Валовая рентабельность, % |
20,87 |
22,98 | |
Затратоотдача, % |
12,22 |
15,86 |
Сводный анализ показателей рентабельности показал, что предприятие стабильно. Все показатели, кроме рентабельности собственного капитала, увеличились в динамике, что можно оценить положительно. Уменьшение рентабельности собственного капитала свидетельствует о том, что стоимость собственного капитала увеличилась, что также оценивается положительно.
Проведем факторный анализ рентабельности продаж приемом цепных подстановок.
1) Влияние изменения
выручки на рентабельность
2) Влияние изменения
себестоимости на
3) Влияние изменения
коммерческих расходов на
4) Влияние изменения
управленческих расходов на
Факторный анализ показал, что рост выручки увеличил рентабельность продаж на 2,31 %, снижение себестоимости, коммерческих и управленческих увеличило рентабельность на 0,06 %, 0,05 % и 0,38 % соответственно.
2.9. Анализ безубыточности
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Безубыточный объем продаж
№ п/п |
Наименование показателей |
2009г. |
2010г. |
1 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
425 033 |
436 363 |
2 |
Переменные затраты, тыс. руб. |
269 676 |
261 002 |
3 |
Постоянные затраты, тыс. руб. |
109 082 |
115 624 |
4 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
46 275 |
59 737 |
5 |
Маржа покрытия, тыс. руб. |
155 357 |
175 361 |
6 |
Доля маржи покрытия к выручке, % |
36,6 |
40,2 |
7 |
Безубыточный объем продаж, тыс. руб. |
298 038 |
287 715 |
Анализ безубыточности показал, что фактический объем продаж больше безубыточного на 51,7 %, что на 9,1 % выше, чем в предыдущем периоде. Безубыточный объем продаж в динамике снижается, а выручка – увеличивается, что является положительной тенденцией.
Рис. 2.2. Точка безубыточности
2.10. Анализ финансового состояния
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь – от соотношения основных и оборотных средств, а также уравновешенности отдельных активов и пассивов предприятия.
В зависимости от того,
насколько рационально
Анализ состава и структуры имущества предприятия
Виды имущества |
2009г. |
2010г. |
Отклонение, (±) |
Темпы роста, % | |||
Сумма, тыс.руб. |
Удел. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Удел. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Удел. вес, п/п | ||
I. Внеоборотные активы: |
47 120 |
19,05 |
46 173 |
21,12 |
- 947 |
+ 2,07 |
97,99 |
а) Основные средства (ОС) и нематериальные активы (НМА) |
47 120 |
19,05 |
46 173 |
21,12 |
- 947 |
+ 2,07 |
97,99 |
б) Незавершенное
строительство, долгосрочные |
× |
× |
× |
× |
× |
× |
× |
II. Оборотные активы: |
200 206 |
80,95 |
172 464 |
78,88 |
- 27 742 |
- 2,07 |
86,14 |
а) Материальные оборотные средства (запасы + НДС) |
96 117 |
38,86 |
98 219 |
44,92 |
+ 2 102 |
+ 6,06 |
102,19 |
б) Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения |
36 055 |
14,57 |
34 871 |
15,95 |
- 1 184 |
+ 1,38 |
96,72 |
в) Средства в расчетах и прочие оборотные активы |
68 034 |
27,52 |
39 374 |
18,01 |
- 28 660 |
- 9,51 |
57,87 |
Общая стоимость имущества |
247 326 |
100 |
218 637 |
100 |
- 28 689 |
- |
88,40 |
Информация о работе Анализ платежеспособности предприятия и оценка вероятности банкротства