Анализ платежеспособности предприятия и оценка вероятности банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ платежеспособности предприятия и оценка вероятности его банкротства.
Для достижения поставленной цели мною предполагалось решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность платежеспособности предприятия и методику расчета основных показателей;
провести комплексный анализ деятельности ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ на основании официальной бухгалтерской отчетности за период с 2008 по 2010 гг.;
проанализировать состав и структуру имущества предприятия;

Содержание работы

Введение........................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа платежеспособности и оценки вероятности
банкротства....................................................................................................................5
1.1. Экономическая сущность платежеспособности и банкротства........................................5
1.2. Методика расчета показателей платежеспособности предприятия.................................9
Глава 2. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия.................................................................................................................16
2.1. Характеристика ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ....................................................................16
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
предприятия.........................................................................................................................17
2.3. Анализ объема, качества и конкурентоспособности продукции....................................20
2.4. Анализ конкурентной среды..............................................................................................26
2.5. Анализ эффективности использования основных средств.............................................28
2.6. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов...........................................32
2.7. Анализ себестоимости продукции.....................................................................................35
2.8. Анализ прибыли и рентабельности....................................................................................36
2.9. Анализ безубыточности......................................................................................................40
2.10. Анализ финансового состояния.......................................................................................42
Спецанализ..................................................................................................................................50
Заключение..................................................................................................................................55
Литература...................................................................................................................................58

Файлы: 1 файл

Курсовая АХД.doc

— 817.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что  полная себестоимость продукции  в отчетном году, уменьшилась на 2 132 тыс. руб. или на 0,56 процентных пункта. Наибольшую долю в себестоимости занимают материальные затраты, что характерно для машиностроительного предприятия. На них приходится 55,1 %. В составе материальных затрат значительный удельный вес приходится на сырье и материалы – 37,9 %, но в динамике этот показатель снижается, что говорит о снижении материалоемкости продукции. Но топливо и электроэнергия увеличились на 0,6 и 1,4 % соответственно. Прочие расходы, к которым относятся нематериальные активы, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость, снизились на 1,8 %.

Доля переменных расходов, независящих от объема производства, снизилась на 1,9 %, а постоянных –  увеличилась на 1,9 %. Увеличение постоянных затрат – отрицательная тенденция, но она компенсируется увеличением объема производства.

Снижение себестоимости  в большей степени обусловлено  уменьшением прочих расходов на 7 157 тыс. руб. или на 10,68 %.

В целом предприятие  ведет активную политику по снижению себестоимости, что способствует повышению  конкурентоспособности и финансовой стабильности.

 

      2.8. Анализ прибыли и рентабельности

 

Функционирование предприятия  независимо от видов деятельности и  форм собственности в условиях рынка  определяется его способностью приносить  доход и прибыль. Прибыль является важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.

                                                                                                            Таблица 2.13.

Динамика и структура прибыли  ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ

Показатели

2010г.

2009г.

Отклон. (+; -)

Уровень в % к  выручке 2010г.

Уровень в % к  выручке 2009г.

Отклон. уровня, (+; -)

1

2

3

4

5

6

7

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции (работ, услуг)

436 363

425 033

+ 11 330

100,00

100,00

-

Продолжение таблицы 2.13.

1

2

3

4

5

6

7

Себестоимость проданных  товаров, продукции (работ, услуг)

336 087

336 332

- 245

77,02

79,13

- 2,11

Валовая прибыль

100 276

88 701

+ 11 575

22,98

20,87

+ 2,11

Коммерческие расходы

2 085

2 303

- 218

0,48

0,54

- 0,06

Управленческие расходы

38 454

40 123

- 1 669

8,81

9,44

- 0,63

Прибыль (убыток) от продаж

59 737

46 275

+ 13 462

13,69

10,89

+ 2,80

Проценты к уплате

-

-

-

-

-

-

Проценты к получению

506

-

+ 506

0,12

-

+ 0,12

Прочие доходы

4 082

2 319

+ 1 763

0,94

0,55

+ 0,39

Прочие расходы

13 103

10 413

+2690

3,00

2,45

+ 0,55

Прибыль (убыток) до налогообложения

51 222

38 181

+ 13 041

11,74

8,98

+ 2,76

Отложенные налоговые  активы

-

-

-

-

-

-

Отложенные налоговые обязательства

294

316

-22

0,067

0,074

- 0,007

Текущий налог на прибыль

10 244

7 636

+ 2 608

2,35

1,80

+ 0,55

Чистая прибыль (убыток)

40 684

30 229

+ 10 455

9,32

7,11

+ 2,21

Всего доходов

440 951

427 352

+ 13 599

     

Всего расходов

400 267

397 123

+ 3 144

     

Коэффициент соотношения  доходов и расходов

1,102

1,076

+ 0,026

     

 

Из таблицы видно, что  чистая прибыль ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ увеличилась на 10 455 тыс. руб. или на 34,59 %. Это обусловлено в первую очередь увеличением объемов продаж и снижением себестоимости, а также снижением коммерческих и управленческих расходов.

Коэффициент соотношения  доходов и расходов больше единицы  и в динамике увеличивается, что  говорит о стабильности функционирования предприятия.

Проведем более полный анализ влияния факторов на прибыль.

Цены на продукцию  в 2010 году возросли на 10 %, в сравнении  с 2009 годом.

Следовательно, выручка  от продажи в сопоставимых ценах  будет равна:

За счет роста цены выручка от продаж в 2010 году возросла на 39 669 тыс. руб. За счет уменьшения количества проданных изделий выручка уменьшилась на 28 339 тыс. руб.

Увеличение цены соответственно привело к росту прибыли:

Снижение числа проданных  изделий привело к снижению прибыли  от продаж:

Снижение себестоимости  привело к росту прибыли:

Снижение уровня коммерческих и управленческих расходов привело  к увеличению прибыли:

 

                                                                                                            Таблица 2.14.

Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль 2010 года

Показатели - факторы

Сумма, тыс. руб.

1

2

Количество проданной  продукции

- 3 085,42

Изменение цен на реализованную продукцию

+ 4 318,96

Себестоимость реализованной  продукции

+ 9 210,52

Коммерческие расходы

+ 279,39

Управленческие расходы

+ 2 738,55

Проценты к получению

+ 506

Проценты к уплате

-

Прочие доходы

+ 1 763

Прочие расходы

- 2 690

Отложенные налоговые активы

-

Отложенные налоговые  обязательства

+ 22

Текущий налог на прибыль

- 2 608

Совокупное влияние  факторов

+ 10 455


 

Рост прибыли в значительной мере обусловлен снижением себестоимости, а также коммерческих и управленческих расходов. Кроме этого на прибыль повлиял рост цен на товары по-сравнению с предыдущим годом.

В целом предприятие  работает стабильно и с перспективами  дальнейшего роста.

Прибыль является абсолютным показателем финансовых результатов. Сравнение эффективности деятельности предприятий проводится не в абсолютных, а в относительных показателях. Этими показателями являются показатели рентабельности.

Рентабельность измеряется в %-ах, и отражает долю прибыли с  каждой денежной единицы затрат.

 

                                                                                                           Таблица 2.15.

Сводная система показателей рентабельности ФГУП «99 ЗАТО» МО РФ

Показатели

Способ расчета

2009г.

2010г.

1

2

3

4

Рентабельность продаж, %

10,89

13,69

Бухгалтерская рентабельность от обычных  видов деятельности, %

8,98

11,74

Чистая рентабельность, %

7,11

9,32

Экономическая рентабельность, %

12,34

18,61

Рентабельность собственного капитала, %

42,86

37,79

Валовая рентабельность, %

20,87

22,98

Затратоотдача, %

12,22

15,86


 

Сводный анализ показателей  рентабельности показал, что предприятие  стабильно. Все показатели, кроме рентабельности собственного капитала, увеличились в динамике, что можно оценить положительно. Уменьшение рентабельности собственного капитала свидетельствует о том, что стоимость собственного капитала увеличилась, что также оценивается положительно.

Проведем факторный  анализ рентабельности продаж приемом  цепных подстановок.

1) Влияние изменения  выручки на рентабельность продаж:

 

2) Влияние изменения  себестоимости на рентабельность  продаж:

3) Влияние изменения  коммерческих расходов на рентабельность  продаж:

4) Влияние изменения  управленческих расходов на рентабельность  продаж:

Факторный анализ показал, что рост выручки увеличил рентабельность продаж на 2,31 %, снижение себестоимости, коммерческих и управленческих увеличило рентабельность на 0,06 %, 0,05 % и 0,38 % соответственно.

 

2.9. Анализ безубыточности

 

Безубыточность –  такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

                                                                                                          Таблица 2.16.

Безубыточный объем продаж

№ п/п

Наименование  показателей

2009г.

2010г.

1

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб.

425 033

436 363

2

Переменные затраты, тыс. руб.

269 676

261 002

3

Постоянные затраты, тыс. руб.

109 082

115 624

4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

46 275

59 737

5

Маржа покрытия, тыс. руб.

155 357

175 361

6

Доля маржи покрытия к выручке, %

36,6

40,2

7

Безубыточный объем  продаж, тыс. руб.

298 038

287 715


 

Анализ безубыточности показал, что фактический объем  продаж больше безубыточного на 51,7 %, что на 9,1 % выше, чем в предыдущем периоде. Безубыточный объем продаж в динамике снижается, а выручка – увеличивается, что является положительной тенденцией.

Рис. 2.2. Точка безубыточности

 

 

 

 

                         2.10.  Анализ финансового состояния

 

Финансовое состояние  предприятия, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь – от соотношения основных и оборотных средств, а также уравновешенности отдельных активов и пассивов предприятия.

В зависимости от того, насколько рационально предприятие  вкладывает свои финансовые ресурсы  в активы, во многом зависит эффективность  его финансово-хозяйственной деятельности.

                                                                                                            Таблица 2.17.

Анализ состава и структуры  имущества предприятия

Виды имущества

2009г.

2010г.

Отклонение, (±)

Темпы роста, %

Сумма, тыс.руб.

Удел. вес, %

Сумма, тыс.руб.

Удел. вес, %

Сумма, тыс.руб.

Удел. вес, п/п

I. Внеоборотные активы:

47 120

19,05

46 173

21,12

- 947

+ 2,07

97,99

  а) Основные средства (ОС) и нематериальные активы (НМА)

47 120

19,05

46 173

21,12

- 947

+ 2,07

97,99

  б) Незавершенное  строительство, долгосрочные финансовые  вложения, и прочие внеоборотные активы

×

×

×

×

×

×

×

II. Оборотные активы:

200 206

80,95

172 464

78,88

- 27 742

- 2,07

86,14

  а) Материальные  оборотные средства (запасы + НДС)

96 117

38,86

98 219

44,92

+ 2 102

+ 6,06

102,19

  б) Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения

36 055

14,57

34 871

15,95

- 1 184

+ 1,38

96,72

  в) Средства в  расчетах и прочие оборотные  активы

68 034

27,52

39 374

18,01

- 28 660

- 9,51

57,87

Общая стоимость имущества

247 326

100

218 637

100

- 28 689

-

88,40

Информация о работе Анализ платежеспособности предприятия и оценка вероятности банкротства