Анализа состава и динамики прибыли до налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Сделать анализ состава, динамики и структуры прибыли до налогообложения. Провести анализ финансовых результатов от обычной деятельности, операционных, внереализационных доходов и расходов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа состава и динамики прибыли
Понятие, значение и задачи анализа состава и динамики прибыли
Источники информации для оценки и система показателей, характеризующих состав и динамику прибыли
Последовательность и содержание аналитических процедур оценки состава и динамики прибыли
Глава 2. Практические аспекты анализа состава и динамики прибыли на примере предприятия ОАО «Газпромнефть - Омск»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения
2.3 Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг основного вида деятельности
2.4 Анализ доходов и расходов
2.5 Выявление резервов и оценка возможностей увеличения прибыли
Заключение
Список используемых источников
Приложение

Файлы: 1 файл

AID_FKhD.doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

- Прибыль до налогообложения

- Чистая прибыль.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации этой продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством РФ, и затратами на ее производство и реализацию. Прибыль от реализации продукции - основная часть валовой прибыли.

Прибыль (убыток) от прочей реализации включает: прибыль (убыток) от продажи товарно-материальных ценностей, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и нематериальных активов, прибыль (убыток) от реализации продукции подсобных хозяйств и т.д.

Финансовые результаты от внереализационных операций включают:

- Полученные и выплаченные пени и штрафы,

- Убытки от списания  дебиторской задолженности

- Прибыль (убыток) прошлых  лет

- Курсовые разницы но  операциям в инвалюте и т.д.

Прибыль до налогообложения представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход по специальным ставкам, а также суммой льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически изменяется

Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного (страхового) фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.

 

    1. Источники информации для оценки и система показателей, характеризующих состав и динамику прибыли

 

Информационное  обеспечение анализа и принятия решений по управлению финансовыми результатами деятельности предприятия формируется за счет внешних и внутренних источников информации.

К внешним источникам информации относятся:

1. Показатели, характеризующие  общеэкономическое развитие страны. Система информационных показателей этой группы служит основой анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия. Это необходимо при разработке комплексной политики управления прибылью, осуществлении инвестиционной деятельности, выявлении резервов роста прибыли, ориентируясь на достигнутый уровень среднеотраслевых показателей [16, стр. 30]. К данной группе показателей относятся такие, как национальный доход, чистый доход, среднеотраслевые нормы прибыли, средние нормы банковского процента, ставки налога на прибыль, данные об инфляции, ставка рефинансирования.

2. Показатели, характеризующие  конъюнктуру рынка. Система показателей  данной группы является необходимой  для оценки, анализа и принятия  решений в области ценовой  политики и доходов по операционной деятельности, привлечения капиталов из внешних источников, определения затрат по обслуживанию дополнительно привлекаемого капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных финансовых вложений. В состав этих показателей включаются объемы продаж, эластичность по цене и доходу, кредитные проценты в зависимости от сумм и сроков предоставления.

3. Показатели, характеризующие  деятельность конкурентов и контрагентов. Система информационных показателей этой группы используется для осуществления оперативного анализа и регулирования отдельных аспектов формирования и использования прибыли. К ним относятся цены на сырье, комплектующие, материалы, на продукцию конкурентов, на товары-заменители, рентабельность хозяйственной деятельности конкурентов и контрагентов.

К внутренним источникам информации относятся:

1. Показатели  финансового учета предприятия.  Среди этих показателей можно  отметить следующие: масса годовой  валовой прибыли, прибыли от  продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. На основе этих показателей осуществляется обобщенный анализ, прогнозирование и текущее планирование прибыли. Источником данной информации являются данные финансовой отчетности. Преимуществом показателей финансовой отчетности является их унификация, что позволяет использовать типовые методики анализа и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным вопросам формирования и использования прибыли. Данная информация обеспечивает высокую степень надежности и регулярности сведений, а также сопоставимость с показателями других предприятий. Недостатком финансовой отчетности является обобщенность информации в целом по предприятию, выражение ее только в стоимостных измерителях.

2. Показатели  управленческого учета. Этот вид  учета получил развитие в связи с переходом к общепринятым в международной практике стандартам бухгалтерского учета. Он представляет собой систему учета всех необходимых показателей, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений. Управленческий учет включает не только стоимостные, но и натуральные показатели. Он может быть структурирован в любом разрезе:

- по центрам  ответственности (центрам затрат, дохода прибыли, инвестиций);

- по видам  деятельности (производственная, инвестиционная, финансовая);

- по видам  продукции (по групповой номенклатуре  или отдельным видам);

- по видам  ресурсов (материальные, нематериальные, трудовые, финансовые);

- по регионам  деятельности (если для предприятия  характерна региональная диверсификация  деятельности) [26, стр. 63].

3. Нормативно-справочные  показатели. Основу этой системы  показателей составляют различные  нормы и нормативы, разработанные  в рамках самого предприятия  - нормативы численности, нормативы  затрат времени, нормативы обслуживания, нормативы удельных расходов сырья и материалов и т.д. Эта система показателей дополняется различными справочно-нормативными показателями, действующими в целом в стране или в отрасли: нормы амортизационных отчислений, нормы отчислений прибыли в резервный фонд, ставки налогов, сроки уплаты налогов, проценты за кредит и т.д.

Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную не только на эффективное текущее и оперативное управление формированием и использованием прибыли, но и на принятие стратегических решений.

Но не все  источники информации могут быть доступны, поскольку в настоящее  время анализ финансовых результатов  затруднен в связи с коммерческой тайной, засекречиванием, а иногда и искажением результатов его функционирования.

Анализ финансовых результатов деятельности промышленного  предприятия проводят по данным бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского учета, других источников информации.

Обобщенная информация для анализа  финансовых результатов представлена в форме № 2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности «Отчет» о прибылях и убытках», в форме № I для годовой и периодической бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс», в форме № 5 для годовой отчетности «Приложение к балансу». Кроме того, при анализе используются данные финансового плана, аналитического бухгалтерского учета к счету № 90 «Продажа», к счету № 91 «Прочие доходы и расходы», к счету № 99 «Прибыли и убытки» и другим счетам.

Форма №1 дает нам  сведения о состоянии основных средств  и внеоборотных активов, о стоимости запасов предприятия, о величине денежных средств и состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, о величине источников собственных средств, о сумме кредитов банков и о картине финансовых вложений фирмы. Форма №2 дает нам возможность получить информацию о финансовых результатах фирмы, подробно освещает использование прибыли, а также дает полную характеристику платежей в бюджет, которые осуществляет фирма с учетом различных льгот.

Форма №5 "Приложение к  бухгалтерскому балансу". Позволяет  расшифровать показатели состава и  движения имущества, обязательств, дебиторской  и кредиторской задолженности, финансовых вложений.

В форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» представлена следующая система показателей  прибыли:

-   валовая прибыль;

-   прибыль от продаж;

-   бухгалтерская прибыль (до налогообложения);

-   чистая прибыль.

Следует рассмотреть каждый из показателей в отдельности.

Валовая прибыль (ВП) – это  расчетный аналитический показатель, носящий характер промежуточного дохода (прибыли) от обычной деятельности, т.е. это выручка (нетто) минус переменные затраты.[4] Величина валовой прибыли для безубыточно работающей организации не должна быть меньше постоянных расходов производственного назначения. Валовую прибыль иной раз называют «брутто-прибылью от продаж». Рассчитывается по следующей формуле (стр. 2110 -стр.2120), в форме № 2 отражается по строке 2100:

ВП = В – С,

где В – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

С – производственная себестоимость  проданной продукции, товаров, работ, услуг.

Прибыль от продаж (ПП) – это финансовый результат  от обычных видов деятельности организации. Она может быть рассчитана двумя  способами. В форме № 2 отражается по стр. 2200. Прибыль от продаж можно рассчитать двумя способами:

а) ПП = ВП – КР – УР (по форме №2: стр. 2110 - стр. 2120 - стр. 2210 - стр. 2220);

где КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

б) ПП = В – С – КР – УР (по форме №2: стр. 2100 - стр. 2210 - стр. 2220).

Второй способ расчета прибыли от продаж отражает результат сопоставления всей совокупности доходов и расходов по обычным  видам деятельности.

Бухгалтерская прибыль (до налогообложения) (БП) представляет собой величину бухгалтерской прибыли, т.е. сводный (общий) финансовый результат от всех видов деятельности организации.[5]Она отражается по стр. 2300 формы №2. Этот показатель финансового результата в форме № 2 определяется в следующем порядке:

БП = ПП + Ппол –  Пупл + ДУ + ПД – ПР,

где Ппол – проценты к получению;

Пупл – проценты к уплате;

ДУ – доходы от участия в других организациях;

ПД и ПР –  прочие доходы и прочие расходы, соответственно.

Порядок расчета  прибыли до налогообложения можно  представить и в следующем  виде:

БП = ПП + ПФР,

где ПФР –  прочий финансовый результат, рассчитываемый следующим образом:

ПФР = Ппол – Пупл + ДУ + ПД – ПР.

Чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, доступная  к распределению среди собственников, т.е., в принципе, это сумма бухгалтерской  прибыли (до налогообложения), уменьшенная  на текущий налог на прибыль. Чистая прибыль в форме №2 отражается по стр. 2400, рассчитывается:

ЧП = БП + ОНА  – ОНО – ТНП,

где ОНА –  отложенные налоговые активы;

ОНО – отложенные налоговые обязательства;  

ТНП – текущий  налог на прибыль, т.е. налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет.

Таким образом, все показатели прибыли можно обобщить в таблице №2.

Таблица 2 - Показатели прибыли и порядок их формирования

 

№ строки

Показатели

 

010

Выручка от продажи  продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей)

(-)

2120

Себестоимость продукции, работ, услуг

(=)

2100

Валовая прибыль

(-)

2210

Коммерческие  расходы

(-)

2220

Управленческие  расходы

(=)

2200

Прибыль (убыток) от продаж

(+)

2320

Проценты к  получению (по ценным бумагам)

(-)

2330

Проценты к  уплате (по ценным бумагам)

(+)

080

Доходы от участия  в других организациях

(+)

2340

Прочие доходы

(-)

2350

Прочие расходы

(=)

2300

Прибыль (убыток) до налогообложения

(+)

2450

Отложенные  налоговые активы

(+)

2430

Отложенные  налоговые обязательства

(-)

2410

Текущий налог на прибыль

(=)

2400

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода


 

Финансовые  результаты деятельности предприятия  оцениваются абсолютными и относительными показателями. К абсолютным можно  отнести прибыль (убыток) от продажи  товаров, прибыль (убыток) от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчетного периода и другие показатели. К относительным показателям можно отнести различные соотношения прибыли и затрат или вложенного капитала. Важное место среди них занимают показатели рентабельности.

Информация о работе Анализа состава и динамики прибыли до налогообложения