Анализа состава и динамики прибыли до налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Сделать анализ состава, динамики и структуры прибыли до налогообложения. Провести анализ финансовых результатов от обычной деятельности, операционных, внереализационных доходов и расходов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа состава и динамики прибыли
Понятие, значение и задачи анализа состава и динамики прибыли
Источники информации для оценки и система показателей, характеризующих состав и динамику прибыли
Последовательность и содержание аналитических процедур оценки состава и динамики прибыли
Глава 2. Практические аспекты анализа состава и динамики прибыли на примере предприятия ОАО «Газпромнефть - Омск»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения
2.3 Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг основного вида деятельности
2.4 Анализ доходов и расходов
2.5 Выявление резервов и оценка возможностей увеличения прибыли
Заключение
Список используемых источников
Приложение

Файлы: 1 файл

AID_FKhD.doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

 

 
Рис.1.Структурно-логическая факторная  модель прибыли

 

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию  зависит от четырех факторов первого  уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); её структуры (Удi); себестоимости (Сi); и уровня среднереализационных цен (Цi):

П=∑[VРПобщ * Удi(Цi-Сi)]

Объем реализации продукции может оказывать как  положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура реализованной  продукции может также оказывать  и положительное, и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме её реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния  этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки. Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид: П=VРП1 * (Цi-Сi).

Анализ прочих финансовых доходов и расходов

Размер прибыли  в значительной степени зависит  от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.

К инвестиционным относятся проценты к получению  по облигациям, депозитам, по государственным  ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.д.

Финансовые  расходы включают выплату процентов  по облигациям, акциям, за предоставлении организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).

Прочие внереализационные  доходы и расходы – это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в  отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки от списания безнадежной  дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества; судебные издержки.

В процессе анализа  изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения  суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

Методика определения  резервов роста прибыли и рентабельности

Основные источники  резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому  виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 2)

 

 

Рис. 2. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции

Основные источники  резервов повышения уровня рентабельности продукции – увеличение суммы  прибыли от реализации продукции (Р  П) и снижение её себестоимости (Р  С).

Анализ использования  прибыли

Для анализа  используются закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.

Распределение прибыли показано на рис. 3, из которого видно, что одна её часть в виде налогов и сборов поступает в  бюджет государства и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма  – чистая прибыль – используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервного капитала и др.

 

Рис.3. Общая  схема распределения прибыли.

 

В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размеров чистой потребленной и капитализированной прибыли. 

 

Методика Мазуровой  И.И.

Анализ структуры  и динамики прибыли до налогообложения по данным отчетности

В форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» приводятся данные о составе бухгалтерской  прибыли (до налогообложения) в разрезе  слагаемых за два аналогичных  периода времени. При анализе  эти данные сопоставляются и можно  рассчитать, как повлияло каждое слагаемое  на изменение бухгалтерской прибыли в сумме и в процентах. Следовательно, факторный анализ прибыли до налогообложения проводится по данным формы №2. Факторами изменения прибыли до налогообложения являются её слагаемые.

Тщательным  образом должны быть изучены расходы от списания долгов и убытков прошлых лет, уплаченные штрафы, пени и неустойки. По всем видам убытков желательно выявить виновных лиц, попытаться предъявить им иски, а также наметить организационно-технические мероприятия по предотвращению таких убытков в дальнейшим.

Анализ формирования чистой прибыли

Чистая прибыль  – это часть бухгалтерской  прибыли, остающаяся в распоряжении коммерческой организации после  начисления текущего налога на прибыль, а также с учетом отложенных налоговых  активов и отложенных налоговых обязательств, т.е. в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Она отражена в форме №2 по стр. 190.

Чистая прибыль  по форме №2 бухгалтерской отчетности определяется по формуле:

ЧП=БП + ОНА –  ОНО – ТНП,

где ЧП – чистая прибыль; БП – прибыль до налогообложения; ОНА – отложенные налоговые активы; ОНО – отложенные налоговые обязательства; ТНП – текущий налог на прибыль

Перечень факторов, обусловливающих изменение чистой прибыли, определяется самой методикой  расчета:

·  сумма бухгалтерской прибыли;

·  сумма текущего налога на прибыль;

·  изменение суммы отложенных налоговых активов за отчетный период (по счету 09);

·  изменение суммы отложенных налоговых обязательств за отчетный период (по счету 77).

Методика факторного анализа прибыли от продаж

1)  анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов – объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции – по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);

2)  анализ основывается на информации, содержащейся в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», так называемый экспресс-анализ.

Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку, он позволяет  принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий  по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджера имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций-конкурентов.

Для анализа  используем способ абсолютных отклонений – модифицированный вариант цепных подстановок.

При углублении анализа необходимо выяснить конкретные причины изменения объема продаж, причины удорожания себестоимости  и возможности дальнейшего (некритического) повышения цен. На основе результатов  факторного анализа прибыли от продаж могут быть приняты конкретные управленческие решения по планированию номенклатуры выпуска и продаж продукции на будущие периоды времени, а также решения относительно объемов производства конкретных видов продукции, цен на них и предельно допустимых затрат по каждому виду продукции.

Экспресс-анализ прибыли от продаж по факторам

Цель экспресс-анализа  – это наглядная и несложная (по времени исполнения и трудоемкости реализации алгоритмов) оценка финансового  благополучия и динамики развития организации. Экспресс-анализ завершается выводом о целесообразности и нецелесообразности более углубленного и детального анализа финансовых результатов для последующего принятия управленческих решений.

Предлагаемые  в экономической литературе методики экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам используют традиционный подход, в основе которого лежит пересчет базисных показателей на фактический объем и структуру продаж. Этот подход получил широкое распространение в условиях директивной экономики, поскольку в форме «Отчета о реализации продукции» предусматривалась специальная графа «По плану, пересчитанному на фактическую реализацию».

5Сегментарный  анализ прибыли от продаж и  рентабельности продаж

В бухгалтерской  отчетности организации содержится информация по сегментам. Порядок её представления регламентируется ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н (далее – ПБУ 12/2000). Сегмент – часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях. При этом сегменты, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, называются отчетными (п.6 ПБУ 12/2000).

При выделении  информации по операционным сегментам  несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в  однородную группу при условиях сходства по всем или большинству из следующих факторов (п. 7 ПБУ 12/2000):

·  назначение продукции, товаров, работ, услуг;

·  процесс производства продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;

·  потребители (покупатели) продукции, товаров, работ, услуг;

·  методы продажи продукции, товаров и распространения работ, услуг;

·  система управления деятельностью организации (если это примени мо в конкретной ситуации).

Анализ и  оценка влияния инфляции на прибыль  от продаж

Инфляция характеризуется  обесценением национальной денежной единицы и общим повышением уровня цен внутри страны. Темпы инфляции измеряются при помощи индексов цен. Темпы роста цен на разные группы товаров неодинаковые. Так, цены на товары первой необходимости растут, как правило, быстрее, чем на товары длительного пользования. Индексы цен, отражающие уровень инфляции, характеризуют среднее изменение уровня цен за определенный период.

Влияние инфляции на прибыль от продаж проявляется  в двух направлениях:

1)  из-за повышения цен и тарифов на потребляемые материалы, сырье, топливо, электроэнергию, услуги сторонних организаций увеличивают издержки производства и, следовательно, снижается прибыль от продаж;

2)  с целью компенсации дополнительных инфляционных издержек коммерческие организации повышают цены реализации товаров, продукции, работ, услуг. В результате повышения цен и тарифов на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги увеличиваются выручка и прибыль от продаж. 

Анализ прибыли от продаж методом отклонений

Анализ прибыли  от продаж предполагает многоуровневое выявление отклонений фактических значений прибыли и факторов, на неё влияющих, от их нормативных (сметных) значений. 

Анализ отчетов об исполнении смет как инструмент управления

Управление  по отклонениям представляет собой систему сметного контроля, при котором фактические показатели сравниваются со сметными для осуществления соответствующих корректирующих действий в случае выявления отклонений. Целью подобной корректировки является максимально возможное согласование будущих показателей затрат и прибыли с их сметными значениями. Такое управление осуществляется на основе анализа отчетов по исполнению смет, составляемых по центрам и уровням ответственности.

При этом центр  ответственности понимается как  структурная единица предприятия, руководитель которой несет ответственность за конкретные результаты, а уровень ответственности – совокупность центров ответственности того или иного уровня. Характерные черты данной отчетной формы следующие:

·  для каждого уровня и центра ответственности устанавливаются только контролируемые расходы, т.е. такие, на которые руководитель того или иного центра ответственности может оказать влияние и за которые соответственно отвечает;

·  информация конкретизируется по мере перехода от более высокого к более низким уровням ответственности;

·  данные о фактических затратах, а также об их отклонениях от сметных значений представляются как за отчетный период, так и нарастающим итогом, что принципиально повышает информационно-аналитические возможности отчетов.

 

Методика Калининой  А.П. 

Анализ структуры и  динамики прибыли до налогообложения  по данным отчетности

В форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» приводятся данные о составе бухгалтерской  прибыли (до налогообложения) в разрезе  слагаемых за два аналогичных периода времени. При анализе эти данные сопоставляются и можно рассчитать, как повлияло каждое слагаемое на изменение бухгалтерской прибыли в сумме и в процентах. Следовательно, факторный анализ прибыли до налогообложения проводится по данным формы №2. Факторами изменения прибыли до налогообложения являются её слагаемые.  

Информация о работе Анализа состава и динамики прибыли до налогообложения