Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 13:48, курсовая работа
Метою даної роботи є висвітлення теоретичних аспектів аналізу ефективності використання основних фондів підприємства, а також розробка основних напрямків поліпшення їх використання.
Для досягнення мети необхідно дозволити наступні завдання:
- визначити забезпеченість керування основними фондами й рівень їх використання по узагальнюючих і приватних показниках;
- установити причини зміни їх рівня;
- розрахувати вплив використання основних фондів на обсяг виробництва продукції й інші показники;
- виявити резерви підвищення ефективності використання основних коштів.
Диаграмма
Доли основных украинских операторов в производстве майонеза по итогам 2012 г. (натуральное выражение), %
ІV. Внешняя торговля на рынке кетчупа, майонеза и других соусов в Украине
Украинские производители также экспортируют свою продукцию за границу. Количество поставок на экспорт растет из года в год. В 2011 году объем экспорта увеличился почти на 8% по сравнению с 2010г. В последующие годы темп прироста несколько уменьшился, но остался позитивным. Результаты 4 мес. 2014 г. указывают на спад объемов экспорта продукции – показатель составил 8,05 тыс. тонн продукции, что почти на 25% в натуральном выражении меньше АППГ.
Темпы прироста объемов импортной продукции также набирают обороты. К концу 2012г. объем поставляемой продукции достиг 19,7 тыс. тонн, по сравнению с 17 тыс. т в 2010 году. Также как и экспорт, в 2014г. импорт показывает негативную динамику – объемы поставок продукции уменьшились на 7,2%.
Таблица 2
Динамика экспорта и импорта соусов за 2010-2014 гг. в Украине в натуральном выражении, тыс. тонн
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
4 мес. 2014* |
Экспорт | |||||
Объем экспорта, тыс. тонн |
25,24 |
27,24 |
28,37 |
29,64 |
8,05 |
Темп прироста, % |
24,6% |
8,0% |
4,1% |
4,5% |
-24,5% |
Импорт | |||||
Объем импорта, тыс. тонн |
16,97 |
18,78 |
19,69 |
20,13 |
5,83 |
Темп прироста, % |
18,4% |
10,7% |
4,9% |
2,2% |
-7,17% |
Украина экспортирует кетчупы, майонезы и соусы во множество стран, но основная часть поставок припадает на Россию, Молдавию, Беларусь, Литву и Грузию. По результатам 4 мес. 2014г. структура экспорта почти не изменилась по сравнению с 2013 г. Уменьшилась доля поставок в Россию, хотя по-прежнему она остается главной страной-импортером украинской продукции.
Диаграмма
Структура экспорта соусов по итогам 2013–4 мес. 2014 гг. из Украины (натуральное выражение), %
Главные импортеры продукции на украинский рынок по итогам 2013 г. – Польша, Россия и Германия – составляют более 70% от общего объема импорта соусов.
За 4 мес. 2014г. структура импорта не изменилась по сравнению с 2013г., но доля поставок с России в натуральном выражении увеличилась до 28% по сравнении с 25% в прошлом году.
Диаграмма
Структура импорта соусов по итогам 2013–4 мес. 2014 гг. в Украине (натуральное выражение), %
V. Потребительские предпочтения на рынке кетчупа, майонеза и других соусов Украины
Спрос на кетчуп, майонез и соусы является постоянным, подвержен незначительной сезонности и имеет низкую эластичность. Потребление майонеза и других соусов растет перед праздниками, а также весной. Зимой и осенью больше пользуется спросом высококалорийный майонез 55% жирности и более, а летом и весной – легкий, низкокалорийный. Последнее время меняется структура потребления данной категории продукции. Украинцы начали употреблять в пищу все больше и больше разнообразных сложных соусов. Если 5 лет их доля в структуре спроса была ничтожно мала, то сейчас она растет с каждым годом.
Главный критерий выбора, как и кетчупа, так и майонеза и других соусов – вкусовые качества. Потребителю важны натуральность, насыщенность вкуса, сочетание соуса с другими блюдами. Поэтому можно сказать о лояльности покупателей на данном рынке: если потребитель удовлетворен продуктом, он вряд ли захочет покупать какой-то другой. Также украинцы обращают внимание на цену и страну-производителя. Большинство покупают соусы в удобных для употребления и хранения упаковках – дой-паках, и всего треть предпочитает им стеклянную тару или другую упаковку. В стеклянной таре чаще всего продается продукция премиум класса, так как стекло ассоциируется с высоким качеством продукта и гарантией высокой степени его сохранности. 33 % потребителей покупают продукцию один раз в месяц, два раза в месяц покупают 31% потребителей, один раз в неделю – 21%, раз в три месяца и реже – 15%.
VI. Ценовая политика на рынке кетчупа, майонеза и других соусов Украины
На рынке выделяют три ценовых сегмента:
• эконом сегмент
• среднеценовой сегмент
• премиум-сегмент
Как правило, дешевые соусы представлены узким ассортиментом, делая упор в основном на томатную группу. Среднюю нишу занимают группы соусов уже с большим ассортиментом, но здесь наблюдаются в основном традиционные вкусы. Соусы, у которых ассортимент гораздо шире, за счет различных вкусовых новинок и высокого качества относятся к высшей ценовой категории.
Продукция украинских производителей – это продукция преимущественно эконом и среднего ценового сегмента, а премиальный представлен в основном импортированной продукцией. Таким образом, цена – основное конкурентное преимущество перед иностранными аналогами. Упаковка для премиум сегмента – преимущественно стекло, что также обуславливает высокую цену. Упаковка для среднеценового сегмента – дой-пак, низкоценовой сегмент — это пластиковая упаковка больших объемов как наиболее экономичная.
Крупные компании стараются по возможности снижать цены, чтобы сделать их выгодными для потребителя, предлагают ему широкий ассортимент, стараясь сохранить его интерес к своему бренду.
Цены на майонез характеризуются небольшими колебаниями и зависят от цен на основные сырьевые компоненты: яйца и подсолнечное масло. Их стоимость достаточно нестабильна и при этом имеет тенденцию к росту.
На рынке подсолнечного масла цены в 2012 году постепенно увеличивались с 8,62 до 8,94 грн. за кг. В 2013-2014 гг. отмечается уменьшение цены на данную продукцию, что стало следствием сбора высокого урожая подсолнуха: в 2013 году производство семян подсолнуха составило 11 млн. тонн, что превышает показатель прошлого года на 32%. Средняя цена в1 кв. 2014 года составляет 7,01 грн. за кг. На стоимость яиц в Украине оказывает влияние фактор сезонности: так, во 2-м и 3-м кварталах отмечается уменьшение стоимости яиц, а в осенне-зимний период – напротив, рост. В марте 2014 года средняя цена составляет 660,9 грн. за тыс. шт.
Важной составляющей цены и фактором ценообразования являются расходы на оплату труда. За 2012 год среднемесячная заработная плата выросла на 14%, а за 2013 – на 9%. По состоянию на март 2014 года данный показатель равняется 3059 грн. в месяц на 1 штатного работника.
VII.
Анализ проблем развития
По данным операторов рынка, среднестатистический украинец потребляет ежегодно около 2 кг майонеза и кетчупа. В то же время количество фирм, выпускающих эту продукцию, ежегодно растет, а уже существующие постоянно наращивают объемы производства. Так что не исключено, что уже в ближайшие два-три года перенасыщенность рынка станет настолько критичной, что некоторым компаниям придется уйти из этого бизнеса.
Таблица 3
Оценка конкурентной среды на рынке кетчупа, майонеза и других соусов Украины
Параметр |
Значение |
Описание |
Рекомендации |
Угроза со стороны новых игроков |
Средний |
Угроза выхода нового оператора оценивается как средняя, поскольку рынок жестко регулируется и присутствует высокий уровень конкуренции. |
Формирование лояльности потребителей к отдельной торговой марке. Расширение ассортимента продукции игроками. |
Угроза со стороны товаров-заменителей |
Средний |
На рынок оказывают давление товары-заменители (сметана, масло, соусы домашнего производства), однако их доля незначительна. |
Активизация маркетинговой деятельности и расширение ассортимента операторов позволит несколько уменьшит действие данного фактора |
Угроза потери текущих клиентов |
Средний |
Влияние этой угрозы оценивается как среднее, поскольку категория потребителей майонеза, кетчупа и соусов очень массовая. |
Удержание клиентов возможно при стабильно высоком уровне качества продукции и периодическом пополнении ассортиментного предложения. |
Угроза нестабильности поставщиков |
Средний |
Значительное число производителей сырьевых составляющих для производства соусов позволяет оценить уровень этой угрозы как средний. |
Минимизация влияния этой угрозы возможна за счет поиска альтернативных поставщиков сырья или оптимизации условий сотрудничества с существующими. |
Угроза внутриотраслевой конкуренции |
Высокий |
Угроза внутриотраслевой конкуренции оценивается как высокая ввиду значительного количества операторов. |
Минимизация этой угрозы возможна при креплении позиции игрока за счет максимальной представленности в разных каналах сбыта и активной работы с клиентами по формированию лояльности к торговой марке. А также при наличии в ассортименте продукции уникальных позиций. |
На рынке кетчупа, майонеза и других соусов Украины существует ряд общих рисков, которые могут вызвать негативные последствия, как в деятельности игроков, так и на рынке в целом:
1. Риски роста цен и
2. Риски политической
3. Риски финансовой
4. Риски, связанные с налаженностью систем сбыта. Данная группа рисков актуальна с учетом текущей политической ситуации в Украине. Так, поставки продукции в некоторые регионы весьма затруднительны.
5. Риски изменения
Компания Pro-Consulting – ведущая консалтинговая компания с 10-летним опытом работы на рынке Украины и за ее пределами. Основными направлениями деятельности компании являются: анализ рынков, маркетинговые исследования, предоставление отраслевой аналитики, финансовый консалтинг. На данный момент аналитиками компании реализовано свыше 700 аналитических и маркетинговых исследований, а также более 220 инвестиционных проектов. Мы работаем по международным стандартам качества с индивидуальным подходом к каждому клиенту.
Сайт: www.pro-consulting.ua Т
Информация о работе Аналіз ефективності використання основних фондів