Диагностика финансового состояния организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта - исследовать и оценить финансовое состояние организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы диагностики финансового состояния хозяйствующих субъектов;
- оценить финансовое состояние исследуемой организации на основе анализа его бухгалтерской отчетности;
- оценить финансовую устойчивость организации;
- определить пути укрепления финансовой устойчивости объекта анализа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность и назначение диагностики финансового состояния организации 7
1.2 Использование финансового анализа для диагностики финансового состояния организации 12
1.3 Информационная база диагностики финансового состояния организации 16
1.4 Методические аспекты диагностики финансового состояния организации 25
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Краткая характеристика организации 35
2.2 Анализ состава и структуры баланса организации 36
2.3 Анализ ликвидности баланса и платежеспособности 42
2.4 Анализ деловой активности и рентабельности организации 48
2.5 Оценка финансовой устойчивости организации 55
3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 62
3.1 Стратегия предотвращения несостоятельности организации 62
3.2 Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 553.50 Кб (Скачать файл)
  1. форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
  2. форма № 3 «Отчет о движении капитала»;
  3. форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
  4. форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
  5. «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;
  6. итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), подтверждающая степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.

Отчетность – это заключительный элемент системы бухгалтерского учета. Все элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют собой единое целое, т. е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Вместе с тем сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют комплексный характер, потому что, как правило, они отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, данные, представленные в балансе предприятия (форма №1), дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2), и наоборот.

 Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, являются следствием определенных требований, предъявляемых к ее составлению:

  • - полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в этом году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
  • - правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
  • - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам  синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;
  • - соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в Пояснительной записке к годовому отчету.
  • Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственниками администрации предприятия для решений об оценке своей деятельности.

    Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия служит бухгалтерский баланс (форма №1). Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала обязательств предприятия на определенную дату.

    В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы имущества предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из трех разделов. В разделе I  «Внеоборотные активы» отражаются земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, незавершенное строительство; долгосрочные финансовые вложения; нематериальные активы и прочие внеоборотные активы. Раздел II актива баланса «Оборотные активы» отражает величину материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и т. д.; наличие у предприятия свободных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, величину дебиторской задолженности и прочих оборотных активов. В разделе III отражаются непокрытые убытки прошлых лет и отчетного года.

    В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т. е. в порядке возрастания скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.

    Так, в разделе I актива баланса показано имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т. е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте, самая низкая.

    В разделе II актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т. е. ликвидность, выше, чем элементов раздела I. Ликвидность денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.

    В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы прежде всего разделяется по субъектам: перед собственниками хозяйства и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.).

    Обязательства перед собственниками (собственный капитал) состоят в свою очередь из двух частей:

    1. из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения хозяйства и впоследствии в виде дополнительных взносов извне;
    2. из капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли в виде накоплений.

    Внешние обязательства предприятия (заемный капитал или долги) подразделяются на долгосрочные (сроком выше года) и краткосрочные (сроком до 1 года). Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние – это источник формирования активов предприятия, а с юридической – это долг предприятия перед третьими лицами.

    Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств в порядке ее возрастания. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная (перманентная) часть баланса. За ним следуют остальные статьи.

    Наиболее важными задачами анализа баланса являются:

    • оценка доходности (рентабельности) капитала;
    • оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;
    • оценка финансовой устойчивости;
    • оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

    Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

    На основе изучения баланса внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения.

    Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в Приложении к балансу (форма №5), которое состоит из следующих разделов:

    1. Движение заемных средств (долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов) с выделением ссуд, не погашенных в срок.
    2. Дебиторская и кредиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная), а также обеспечения (полученные и выданные).
    3. Амортизируемое имущество:  нематериальные активы; основные средства; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
    4. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.
    5. Финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные, паи акции других организаций, облигации и другие ценные бумаги, предоставленные займы и др.)
    6. Затраты, произведенные организацией (по элементам).
    7. Расшифровка отдельных прибылей и убытков.
    8. Социальные показатели: среднесписочная численность персонала; отчисления на социальные нужды (в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, в Фонд занятости, на медицинское страхование), денежные выплаты и поощрения, доходы по акциям и вкладам.
    9. Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах:
    • арендованные основные средства;
    • товары, принятые на ответственное хранение;
    • товары, принятые на комиссию;
    • износ жилищного фонда;
    • износ объектов внешнего благоустройства;
    • списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов.

    Данные формы №5 вместе с балансом и показателями формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» используются для оценки финансового состояния предприятия.

    Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величины бухгалтерской (балансовой) прибыли или убытка и слагаемые этого показателя:

    • прибыль (убыток) от реализации продукции;
    • финансовый результат от прочей реализации (от реализации основных средств и нематериальных активов) и других финансовых операций;
    • доходы и расходы от прочих внереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и т. п.).

    В форме №2 представлены также выручка нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг, затрат предприятия на производство реализованной продукции (работ, услуг), коммерческие расходы, управленческие расходы, сумма налога на прибыль и отвлеченных средств, нераспределенная прибыль.

    Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности активов предприятия, рентабельности реализованной продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей.

    Форма № 3 «Отчет о движении капитала» показывает структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике. По каждому элементу собственного капитала в ней отражены данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года.

    Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода и потоки денежных средств (поступления и расходование) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

    Формы № 3 и № 4 дополняют бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, позволяют раскрыть факторы, определившие изменение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, помогают построить прогнозы на предстоящий период на основе экстраполяции действовавших тенденций с учетом новых условий.

    Таким образом, для анализа показателей финансового состояния используются данные оперативного учёта и бухгалтерской отчётности. На основании этого делается последующая оценка финансовых итогов деятельности организации.

     

  • 1.4 Методические аспекты диагностики финансового состояния организации

  •  

  • Как отмечалось ранее, под диагностикой в рамках экономической науки понимается определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (производственного, управленческого, технологического) посредством реализации комплексных процедур для выявления слабых звеньев в ходе развития [30]. 

    Современный экономический анализ условно выделяет три вида диагностики: 

  • а) экспресс-диагностику; 
  • б) диагностику потенциального банкротства; 
  • в) комплексную диагностику экономического состояния.
  • Следует рассмотреть вопрос соотношения применяемых методик с точки зрения решаемых задач и масштабов проведения анализа (рис.1.5): 
  • Рисунок 1.5 - Виды диагностики в зависимости от целей и масштабов анализа
  •  

  • Экспресс-диагностика позволяет за короткий промежуток времени получить минимальный набор экономических и финансовых показателей, максимально характеризующих финансово-экономическое состояние организации. При необходимости проводят дополнительный факторный анализ проблемных показателей. Экспресс-диагностику можно назвать мониторингом деятельности организации. 

    Экономисты отмечают, что среди достоинств методики экспресс-диагностики главное состоит в том, что полученные результаты имеют наглядную экономическую интерпретацию и служат ориентирами финансового планирования деятельности предприятия. Кроме того, информационная база экспресс-диагностики служит материалом для последующего финансово-экономического анализа.

     Диагностика потенциального банкротства не только определяет возможную вероятность наступления кризисного состояния на предприятии, но и констатацию факта невосстанавливаемой утери платёжеспособности (банкротства). Согласно положениям финансового анализа, для диагностики вероятности банкротства используется несколько подходов [7]: 

    а) трендовый анализ системы критериев и признаков;

    Информация о работе Диагностика финансового состояния организации