Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов оценки эффективности инновационной деятельности на предприятии.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановки и решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы инновационной деятельности на предприятии;
2. Рассмотреть инновационную деятельность ОАО «Полярные Зори»;
3. Провести анализ инновационной деятельности гостиницы ОАО «Полярные Зори»;
4. Разработать мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности ОАО «Полярные Зори»;
5. оценить эффективность внедрения комплекса рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………………3
1. Теоретические основы инновационной деятельности предприятия……….5
1.1 Понятие и виды инновационной деятельности…………………….............5
1.2 Методы и приемы анализа результативности инновационной деятельности………………………………………………………………………6
1.3 Отечественный и зарубежный опыт развития инновационной деятельности предприятия………………………………………………............10
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Полярные Зори»……………………………………………………………………………...16
2.1 Организационная характеристика ОАО «Полярные Зори»……………16
2.2 Экономическая характеристика ОАО «Полярные Зори»………………20
2.3 Анализ показателей инновационной деятельности в ОАО «Полярные Зори»………………………………………………………………………..…….27
3 Совершенствование процесса инновационной деятельности ОАО «Полярные Зори»……………………………………………………………….32
3.1 Мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности в ОАО «Полярные Зори»…………………………………………………………32
3.2 Внедрение системы онлайн - бронирования в ОАО «Полярные Зори»…………………………………………………..…………………………37
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий в ОАО «Полярные Зори»……………………………………………………...................48
Заключение………………………………………………………………….……50
Список использованных источников……………………………..…………….51

Файлы: 1 файл

kursach_AFkhd.docx

— 96.55 Кб (Скачать файл)

7) Диагностика как разновидностью анализа результатов инновационной деятельности - это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние экономической системы, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика финансово-хозяйственного положения в рамках стратегической диагностики включает в себя, анализ стратегической позиции предприятия на рынке. Для этого применяют специальные методы, самые распространенные из которых - SWОT-анализ, матрица БКГ, матрица Мак-Кинси, конкурентный анализ.

 

    1. Отечественный и зарубежный опыт развития инновационной деятельности предприятия

 

Меры воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

В мировой практике используются четыре группы косвенных методов: налоговые  льготы; льготное кредитование; отсрочка налогообложения; финансовая поддержка  процессов лицензирования государственных  научно-исследовательских организаций  и вузов.

Налоговые льготы являются одним из самых распространенных методов косвенного регулирования  в мире.

Важным инструментом косвенного регулирования инновационной деятельности в развитых странах является налоговый  кредит.

Другим косвенным методом  государственного регулирования инновационных  процессов являются законодательные  нормы. Они весьма разнообразны и  касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей  на их открытия – интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое  решение. Это обстоятельство позволяет  изобретателю получать «инновационную ренту», т. е. плату за пользование  его изобретением. Это положительно сказывается на активности научной  работы в стране.

Создание инновационной  инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны, также является часто применяемым  косвенным методом государственного регулирования инновационной деятельности, распространенным в мировой практике. В Великобритании, Дании, Нидерландах, Финляндии важнейшими составляющими  информационной инфраструктуры являются организации по прикладным исследованиям, а также региональные центры коммерческой реализации изобретений, способные  осуществлять соответствующие маркетинговые  мероприятия.

В последнее время правительства  развитых стран, особенно членов Евросоюза, усилили внимание к вопросам облегчения доступа к информации по новым  технологиям, прежде всего патентной, для малого и среднего бизнеса.

Правительство Японии выпускает  обзоры современных тенденций на рынке, результаты маркетинговых запросов покупателей, обзоры состояния развития отраслей экономики и пр. Это так  называемая «Белая книга по науке  и технологии», которая издается ежегодно. Интенсивный обмен научно-технической  информацией поощряется государством в целях достижения согласованности  интересов промышленных фирм, центральных  и местных властей, научных организаций.

В Китае уже более 10 лет  реализуется программа инновационно-технологического развития страны, в рамках которой  создается сеть технопарков, каждый из которых содержит от одного до трех инновационных центров.

Совокупность косвенных  методов государственного регулирования, применяемые в России, – это  механизмы, обусловленные законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими инновационную деятельность. Кроме того, в России создана система фондов, призванных содействовать развитию науки и техники в стране.

К прямым методам стимулирования инновационной деятельности относят  мероприятия, стимулирующие кооперацию университетов с промышленностью, промышленных корпораций в области  НИОКР. Всю совокупность прямых методов  государственного регулирования инновационных  процессов можно сгруппировать  в две формы: административно-ведомственную  и программно-целевую. Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого  дотационного финансирования.

В зарубежных странах инновационное  законодательство развивается несколько  иначе, чем в России, в основном используется как программное финансирование, так и создание специальных норм, стимулирующих развитие инноваций, при этом по программам финансируются не только конкретные проекты, но и предусматриваются различные виды и формы государственной поддержки деятельности различных инноваторов. Так, в США существует закон Стивенсона-Вайдлера «О технологических нововведениях». Он предусматривает ряд мер стимулирования промышленных инноваций: создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

Программно-целевая форма  государственного регулирования инноваций  предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных  целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых  наукоемких фирмах; создается система  государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные  льготы для осуществления нововведений и т. д. В мировой практике известны различные подходы к формированию механизмов управления региональными  программами.

Контрактное долевое финансирование инновационных проектов представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы  контрактных отношений, в данном случае государство выступает в  роли заказчика-потребителя НИОКР, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком. В США таким образом  финансируется основное количество федеральных затрат на НИОКР.

В Великобритании действует  несколько программ, направленных на расширение сотрудничества промышленных фирм и исследовательских учреждений. Одна из таких программ – программа  «Предвидение» предусматривает определение перспективных рынков и технологий, а также мероприятий, необходимых для сохранения конкурентоспособности страны.

 

С целью интенсивного проникновения  инноваций на рынок правительства  зарубежных стран оказывает помощь малому и среднему бизнесу. Во-первых, государство содействует развитию малых компаний, выходящих на рынок. Во-вторых, инициируется поддержка  малых предприятий, осуществляющих инновации. Причем оба эти направления  предусматривают активное использование  разнообразных венчурных механизмов.

Используются также разнообразные  инструменты квотирования. В Великобритании в ряду прочих мер практикуются своего рода «обременения» на государственные  контракты в сфере науки и  инноваций. С 2005 г. не менее 2,5% от их общего числа должны заключать с малыми предприятиями.

Применяются прямые методы государственного регулирования инновационной  деятельности и в России. Одним  из популярных на сегодняшний день мероприятий по стимулированию и  развитию регионов, в том числе  и инновационной деятельности, являются федеральные и региональные программы. Всю совокупность этих программ можно  классифицировать следующим образом:

-  программы, охватывающие  территории макрозон и экономических  районов, например, Федеральных целевых  программ;

-  программы социального  и экономического развития субъектов  Федерации;

-  программы развития отдельных отраслей экономики.

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности

ОАО «Полярные  Зори»

2.1 Организационная  характеристика  ОАО « Полярные  Зори»

 

Открытое  акционерное  общество  «Полярные Зори» учреждено  путем  преобразования  муниципального  предприятия.  Гостиница «Полярные  Зори» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об  организационных мерах по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений государственных предприятий  в акционерные общества»  от 01.07.2007 № 721 и изменений на основании  приложения № 2 к Указу Президента Российской Федерации № 1392 от 16.11.2007 г. Полное фирменное наименование предприятия: Открытое акционерное общество  «Полярные Зори».

Сокращенное наименование: ОАО «Полярные Зори».

Юридический адрес ОАО  «Полярные Зори»: г.Мурманск, ул. Книповича, дом 17. Органы управления Общества - общее  собрание акционеров, Совет директоров и единоличный исполнительный орган - генеральный директор. Основная хозяйственная деятельность предприятия - сдача имущества в аренду.

Основные отраслевые направления  деятельности предприятия :

1. Предоставление услуг  гостиницами с различными типами  предприятий общественного питания  (ресторанами, кафе, закусочными,  барами и т.п.);

  2. Изготовление, реализацию  и организацию потребления непосредственно  на месте кулинарной  продукции  ,продажу напитков, иногда в сопровождении  некоторых  форм развлекательных  программ: - ресторанами  и   кафе с полным ресторанным  обслуживанием - предприятиями   общественного питания с самообслуживанием  - деятельность  закусочных (предприятий  «быстрого питания») -  обеспечение  питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах  и на судах - реализацию кулинарной продукции ресторанами и кафе вне предприятия;

  3. Продажу напитков, изготовление  и продажу большого ассортимента  коктейлей, а также закусок  и десертов для потребления  главным образом на месте, иногда  в сопровождении некоторых форм  развлекательных программ;

4.   Организация комплексного  туристического обслуживания;

5.  Эксплуатация гаражей,  стоянок для автотранспортных  средств, велосипедов и т.п;

6.   Аренда легковых  автомобилей;

7.  Предоставление услуг  парикмахерскими и салонами красоты;

8.  Деятельность в области  телефонной связи;

9.  Розничная торговля  табачными изделиями;

10. Розничная торговля  алкогольными напитками, кроме  пива.

Структура органов управления предприятия представлена собранием  акционеров, советом директоров общества и генеральным директором.

Организационная  структура  гостиницы  представляет  собой  линейно- функциональную систему взаимодействия.  Во главе ее стоит Генеральный  директор общества  Леонид  Константинович Соснер.

                                                           


 


 


Ссссс


 



   


  


 

Рис 2.1. Организационная структура  ОАО «Полярные Зори»

Преимуществом организационной  структуры является организованность руководителей, передача действий от высшего  подразделения к низшему.

Недостатком  является  разногласие  мнений у руководителей.

Директору гостиницы и  административной службе подчиняются: служба номерного фонда, служба приема и размещения, финансовая служба, служба питания.

Служба  номерного  фонда  занимается решением вопросов связанных  с  бронированием  и размещением  по номерам туристов, а так же отправка их домой. Обеспечивает обслуживание туристов в номерах, поддерживает необходимое  санитарно-гигиеническое состояние  номеров и уровень комфорта жилых  помещений, занимается  оказанием  бытовых  услуг.  Состав службы: заведующий хозяйственной частью, швея, уборщица, прачка, швейцар. От  службы приема и  размещения зависит первое впечатление  гостя. Задача  руководителя  данной службы контролировать  весь процесс  приема и размещения гостя. В состав службы входят: старший администратор, дежурная по этажу, горничная.

Финансовая служба решает вопросы финансового обеспечения  гостей, получает отчеты от кассиров с  каждой торговой точки, включая службу питания, сувенирные киоски и спортивно-оздоровительный  центр, и состав дополнительной службы.

Финансовая служба ведет  единый финансовый учет предприятия (доходы от торговых точек, учет расходов и  доходов, ведение операций по учету  оплачиваемого рабочего времени  и др.). Состав службы: старший бухгалтер, менеджер по услугам. Дополнительная службы: парикмахер, маникюрный мастер, магазины, киоски.

Служба безопасности выполняет  функцию поддержания порядка  и безопасности в гостинице. При  этом в гостинице выполняют эти  обязанности сторонняя организация.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия