Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:13, дипломная работа
Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Содержание анализа вытекает из функций. Одной из функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа ликвидности и платежеспособности предприятия
Сущность и назначение финансового анализа………………………8
Методы и источники информации финансового анализа................11
Понятие финансового положения организации……………………..15
Понятие и оценка ликвидности и платежеспособности организации…………………………………………………………………………...20
Оценка кредитоспособности и потенциального банкротства, сущность и значение…………………………………………………………………28
Глава 2. Методика анализа ликвидности и платежеспособности на примере ООО «ТЦ Комус»
2.1. Общая характеристика ООО «ТЦ Комус»…………………………....35
2.2. Анализ динамики и структуры статей баланса ООО «ТЦ Комус»…………………………………………………………………………………38
2.3. Анализ абсолютных показателей ликвидности и платежеспособности ООО «ТЦ Комус»……………………………………………………………………..45
2.4. Анализ относительных показателей ликвидности, платежеспособности и потенциального банкротства ООО «ТЦ Комус»………....47
2.5. Анализ финансовых результатов и оценка кредитоспособности ООО «ТЦ Комус»…………….........................................................................................52
Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности организации
3.1. Факторы роста ликвидности и платежеспособности организаций………………………………………………………........................…63
3.2. Пути повышения платежеспособности и ликвидности ООО «ТЦ Комус»………………………………………………………………………………...73
Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
A1 ≥ П1;
A2 ≥ П2;
Аз ≥ П3;
A4 ≤ П4.
Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции в структуре баланса и его ликвидности.
Для оценки платежеспособности в краткосрочной перспективе рассчитывают следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности - отношение всей суммы оборотных средств, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств (V раздел баланса). Он показывает степень, в которой текущие активы покрывают текущие пассивы.
Превышение текущих активов над текущими пассивами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех текущих активов, кроме наличности. Чем больше величина этого запаса, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены. Другими словами, коэффициент покрытия определяет границу безопасности для любого возможного снижения рыночной стоимости текущих активов, вызванными непредвиденными обстоятельствами, способными приостановить или сократить приток денежных средств. Оптимальное значение данного коэффициента 2. Очень редко, за норму можно взять 1,5, если же значение меньше 1, положение считается критическим.
Его целесообразно использовать при изучении динамики на данном предприятии, что позволит сделать предварительные выводы об улучшении или ухудшении ситуации, которые должны быть уточнены в ходе дальнейшего исследования отдельных компонентов текущих активов и текущих пассивов.
Коэффициент быстрой ликвидности - отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности к общей сумме краткосрочных обязательств предприятия. Норматив данного показателя 0,7-1,0. Однако этого может оказаться недостаточно, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотношение большее, например 1,5. Если в составе текущих активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.
Коэффициент абсолютной ликвидности - определяется отношением суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к сумме краткосрочных обязательств предприятия. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасности потери стоимости в случае ликвидации предприятия, и не существует никакого временного ограничения для превращения их в платежные средства. Значение коэффициента признается достаточным, если он составляет 0,2-0,3. Если предприятие в текущий момент может на 20-30 % погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной.
Следует отметить, что сам по себе уровень коэффициента абсолютной ликвидности еще не является признаком плохой или хорошей платежеспособности. При оценке его уровня необходимо учитывать скорость оборота средств в текущих активах и скорость оборота краткосрочных обязательств. Если платежные средства оборачиваются быстрее, чем период возможной отсрочки платежных обязательств, то платежеспособность предприятия будет нормальной. В то же время постоянное отсутствие денежной наличности приводит к тому, что предприятие становится неплатежеспособным, а это можно расценить как первый шаг на пути к банкротству.
Отметим, что только по этим показателям нельзя безошибочно оценить финансовое состояние предприятия, так как данный процесс очень сложный и дать ему полную характеристику двумя-тремя показателями нельзя. Коэффициенты ликвидности - показатели относительные и на протяжении некоторого времени не изменяются, если пропорционально возрастают числитель и знаменатель дроби. Само же финансовое положение за это время может значительно измениться, например, уменьшится прибыль, уровень рентабельности, коэффициент оборачиваемости и др.
При расчете данных трех коэффициентов возникает логическая некорректность, ибо активы представлены на определенный момент, а долги, хотя и числятся на ту же дату, должны быть погашены за определенное время. И, следовательно, не стоит пугаться задолженностей. Все зависит от того, когда их надо оплачивать.
Еще одним препятствием при определении платежеспособности организаций выступает оценка активов, представленных в бухгалтерском балансе по себестоимости. В том случае, если активы организации рассматривать как обеспечение долгов, интерес вызывают цены их возможной продажи. Однако такую оценку баланс предприятия предоставить не может.
Для подтверждения платежеспособности проверяют: наличие денежных средств и краткосрочные финансовые вложения. Эти активы должны иметь оптимальную величину. С одной стороны, чем значительнее размер денежных средств на счетах, тем с большей вероятностью можно утверждать, что организация располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей. С другой стороны, наличие незначительных остатков средств на денежных счетах не всегда означает, что организация неплатежеспособна: средства могут поступить на расчетные, валютные счета, в кассу в течение ближайших дней, а краткосрочные финансовые вложения легко превратить в денежную наличность. [24]
Постоянное кризисное отсутствие наличности приводит к тому, что организация превращается в «технически неплатежеспособную», а это уже может рассматриваться как первая ступень на пути к банкротству. Далее следуют наличие просроченной задолженности, задержки платежей и несвоевременное погашение кредитов, а также длительное непрерывное пользование кредитами.
Низкая платежеспособность может быть как случайной, временной, так и длительной, хронической. Причинами ее возникновения могут быть:
Очевидно, что высшей формой устойчивости организации является ее способность не только в срок расплачиваться по своим обязательствам, но и развиваться в условиях внутренней и внешней среды. Для этого она должна обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, своевременно возвращать взятые ссуды с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли или других финансовых ресурсов, т.е. быть кредитоспособной. Основным фактором, формирующим общую платежеспособность организации, является наличие у нее реального собственного капитала.
Следует оценивать не только, каковы перспективы у компании расплатиться сейчас по текущим долгам, но и сохранить платежеспособность в будущем. Для этого, в качестве основных показателей, анализируются показатели рентабельности, так как именно они отражают финансовый результат работы всей компании в целом. И, если показатели рентабельности не снижаются, можно судить, что компания осуществляет должное количество продаж для получения требуемого уровня прибыли от продаж, за счет которой будут покрываться обязательства.
Но и анализ рентабельности не следует проводить формально, нужно проверить, насколько поступающая выручка соответствует осуществленным продажам, то есть, поступает ли оплата без задержек. Иначе компания будет испытывать постоянный недостаток денежных средств. И эта проблема, даже при еще сохранившейся текущей платежеспособности и устраивающих собственников показателях рентабельности, постепенно вынудит компанию привлекать заемные средства. Если проблема с платежами не будет решаться длительное время, то заемные средства могут просто поглотить компанию.
Чаще всего оценка платежеспособности - это внутренний анализ, на основе которого предприятие принимает управленческие решения. Но платежеспособность является важнейшим показателем кредитоспособности, а оценкой кредитоспособности преимущественно занимаются внешние пользователи (например, банки).
Понятие кредитоспособности выше, так как погашение кредита возможно не только за счет свободных денежных средств на счетах предприятия, но и за счет вторичных источников, например:
Стоит рассмотреть понятие кредитоспособности и ее анализ подробнее.
Кредитоспособность - наличие у заемщика предпосылок, возможностей получить кредит и возвратить его в срок. Определяется экономическим положением компании, ее надежностью, наличием ликвидных активов, возможностью мобилизации финансовых ресурсов. Понятие "кредитоспособность" относят чаще всего к предприятиям, организациям, фирмам, компаниям, которые претендуют на получение банковского кредита и берут на себя обязательство соблюдения условий договора о кредитовании. Принимая решение о предоставлении кредита заемщикам, коммерческие банки обращают, прежде всего, внимание на их кредитоспособность, для чего анализируют отчетные балансы предприятий, исследуют показатели, характеризующие финансовое положение.
Основная цель оценки кредитоспособности - определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемый кредит в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя; и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах. Более того, чтобы выдать кредит, необходимо определить условия его предоставления. Некоторые факторы, влияющие на способность заемщика погасить долг, с трудом поддаются оценке, но в финансовых расчетах их следует учитывать по возможности реалистично. Это предполагает оценку финансового состояния заемщика, как за прошлые годы, так и на перспективу. Таким образом, сотрудник банка, ответственный за предоставление кредита, должен попытаться предвосхитить будущее состояние дел заемщика и общеэкономическую обстановку, включая все случайные обстоятельства, которые могут на них повлиять, чтобы определить, будет ли погашен кредит при нормальном ходе операций. Выдавая кредиты, не следует основываться исключительно на прошлых фактах и репутации заемщика - ведь ссуды выдаются в данный момент, а погашаются в будущем.
Обязанности кредитного отдела, в сущности, одинаковы во всех банках, но в разных банках те или иные функции преобладают. В целом они включают сбор информации, относящейся к оценке кредитоспособности, обработку и анализ собранной информации, ее обобщение и хранение для использования в будущем. В некоторых банках кредитные отделы могут давать заключения по кредитным заявкам, но окончательное решение принимает соответствующее должностное лицо и/или кредитный комитет.
Рассматривая кредитную заявку, сотрудники банка учитывают много факторов. От этого зависит степень уверенности банка в том, что заемщик способен и готов погасить кредит в соответствии с условиями договора о кредите.
Первый фактор – дееспособность в отношении кредита. Предоставляя кредит компании, желательно ознакомиться с ее уставом и положениями, определяющими правомочность тех или иных лиц выступать от ее имени. Во многих случаях банки требуют также предъявления решения, подписанного членами совета директоров, удостоверяющего право брать кредит и указывающего лиц, уполномоченных вести переговоры о получении кредита и подписывать документы. Решения о получении ссуды банки могут также потребовать от кооперативов и других ассоциаций, например церквей и других некоммерческих организаций.
Иногда банки признают целесообразность предоставить кредит лишь в том случае, если некоторые другие кредиторы данного заемщика согласятся признать требования банка первоочередными. Это часто практикуется при кредитовании небольших корпораций, которые получили крупные кредиты от своих основных акционеров. В этих случаях банк может предоставлять кредит корпорации при условии, что эти акционеры, а возможно, и другие кредиторы разрешают корпорации в случае ее ликвидации, прежде всего, погасить задолженность банку. Банк приобретает первоочередное право на активы корпорации и преимущество перед другими кредиторами.
Второй фактор – репутация заемщика. При оценке репутации для предоставления кредита существенную роль играет обычно отношение заемщика к своим обязательствам в прошлом. Деловая репутация — нематериальное благо, которое представляют собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. Деловая репутация представляет собой своего рода «доброе имя» лица и учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау и торговыми марками. Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация связана с позитивным отношением контрагентов к её обладателю, с доверием к нему и уверенностью в положительном результате сотрудничества. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения её обладателя в экономическом обороте, недоверие к нему со стороны контрагентов.[31]
Третий фактор – способность получать доход. Способность компании получать доход определяется всеми факторами, которые воздействуют на объем продаж, продажные цены, издержки и расходы. Они включают местоположение фирмы, качество ее товаров и услуг, эффективность рекламы, остроту конкуренции, наличие и стоимость сырья, квалификацию и моральные качества работников, а также качество управления. Многие сотрудники банков считают качество управления решающим фактором. Они именуют это фактором управления, понимая под ним умение руководства компании находить людей, сырье и капитал, необходимые для производства товаров и услуг, а также получения прибыли. Некоторые фирмы преуспевают, тогда, как другие терпят банкротство, и нередко все дело в руководстве. Эффективно руководить - это значит увидеть новые возможности и воспользоваться ими, своевременно перестроить производство в соответствии с изменением спроса на продукцию компании, заменять неэффективные методы эффективными, производить товары и услуги, которые пользуются успехом у покупателей благодаря их качеству и цене. Дать оценку руководителям фирмы трудно, особенно когда они работают не очень давно, но, тем не менее, это важно.
Информация о работе Ликвидность и платежеспособность предприятия