Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:13, дипломная работа
Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Содержание анализа вытекает из функций. Одной из функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа ликвидности и платежеспособности предприятия
Сущность и назначение финансового анализа………………………8
Методы и источники информации финансового анализа................11
Понятие финансового положения организации……………………..15
Понятие и оценка ликвидности и платежеспособности организации…………………………………………………………………………...20
Оценка кредитоспособности и потенциального банкротства, сущность и значение…………………………………………………………………28
Глава 2. Методика анализа ликвидности и платежеспособности на примере ООО «ТЦ Комус»
2.1. Общая характеристика ООО «ТЦ Комус»…………………………....35
2.2. Анализ динамики и структуры статей баланса ООО «ТЦ Комус»…………………………………………………………………………………38
2.3. Анализ абсолютных показателей ликвидности и платежеспособности ООО «ТЦ Комус»……………………………………………………………………..45
2.4. Анализ относительных показателей ликвидности, платежеспособности и потенциального банкротства ООО «ТЦ Комус»………....47
2.5. Анализ финансовых результатов и оценка кредитоспособности ООО «ТЦ Комус»…………….........................................................................................52
Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности организации
3.1. Факторы роста ликвидности и платежеспособности организаций………………………………………………………........................…63
3.2. Пути повышения платежеспособности и ликвидности ООО «ТЦ Комус»………………………………………………………………………………...73
Четвертый фактор – состояние экономической конъюнктуры. Состояние экономической конъюнктуры влияет на способность заемщика погасить кредит, но не поддается контролю со стороны заемщика и кредитора. Состояние конъюнктуры - это среда, в рамках которой функционируют компании и отдельные лица, своего рода сцена, на которой разворачивается действие. Заемщик может обладать хорошей репутацией, явной способностью получать доход и достаточными активами, однако из-за состояния экономики предоставление кредита может оказаться неразумным. Именно в этих случаях сотрудник банка, ведающий кредитами, должен проявить способность к экономическому прогнозированию. Чем продолжительнее срок кредита, тем важнее экономический прогноз, так как тем больше вероятность наступления экономического спада до момента полного погашения ссуды. Экономика подвержена краткосрочным и долгосрочным колебаниям, различным по интенсивности и длительности. Эти колебания никогда не бывают одинаковыми, не подчиняются каким-либо закономерностям и по-разному отражаются на различных отраслях и регионах. Многие заемщики успешно функционируют в периоды процветания, но в периоды спада капитал может быть растрачен, доход - снизиться и даже репутация - подорвана. Все это ведет к неплатежам. Поэтому важно владеть информацией об экономическом положении в стране, округе, городе или отрасли.
Пятый фактор – владение активами. Владение активами аналогично наличию капитала и обеспечению кредита. Чтобы успешно конкурировать, промышленные компании должны располагать современными машинами и оборудованием. Чтобы привлечь покупателей, предприятия розничной торговли должны иметь запас товаров, а также привлекательные здания и оборудование. Предприятиям не будет предоставлен кредит, если их владельцы не располагают капиталом для обеспечения кредита. Размеры и качество активов фирмы характеризуют благоразумие и изобретательность ее руководства. Некоторые из активов или весь их объем могут служить обеспечением ссуды, а, следовательно, гарантией того, что долг будет погашен, если доходы заемщика окажутся для этого недостаточными.
Хотя при анализе кредитоспособности имеют значение все перечисленные факторы, большинство банкиров считает, что обеспечение кредита, как правило, наименее важный из них. Кредит предоставляется в расчете на то, что он будет погашен в соответствии с договоренностью, а не на то, что для его погашения потребуется продать активы, служащие обеспечением кредита. Обеспечение в большинстве случаев принимается для того, чтобы компенсировать неуверенность относительно одного или более факторов кредитоспособности, например, способности получать доход. [34]
Для выявления перспектив развития компании проводят оценку вероятности банкротства. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или уплатить обязательные платежи.
Существуют различные неформальные критерии, дающие возможность прогнозировать вероятность потенциального банкротства предприятия. К их числу относятся:
На своевременное выявление указанных причин направлен анализ ликвидности и текущей платежеспособности предприятия.
В систему критериев признания структуры баланса неудовлетворительной входят такие показатели как:
Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности рассчитывается в случае, если первые два показателя не соответствуют нормам.
Он показывает, какова вероятность предприятия восстановить (утратить) свою платежеспособность в течение шести (трех) месяцев, при сохранении имеющихся тенденций.
Задачей анализа является своевременное обнаружение признаков надвигающегося банкротства и создание условий для его предотвращения путем своевременного финансового оздоровления.
Глава 2. Методика анализа ликвидности и платежеспособности ООО «ТЦ Комус»
2.1. Общая характеристика ООО «ТЦ Комус»
Общество с Ограниченной Ответственностью "ТЦ Комус" зарегистрировано 08.12.1999 г. Решением Московской регистрационной Палаты №1068034. Предметом деятельности общества является посредническая деятельность по купле-продаже промышленных товаров, таких как: бумага, канцтовары, оргтехника, офисная мебель и др.
ООО «ТЦ Комус» занимает лидирующие позиции на российском рынке канцелярских и офисных товаров, является одним из крупнейших поставщиков бумаги и картона в России. По итогам 2007г. компания «Комус» по объемам продаж занимает в России более 30% рынка офисной бумаги, 15 % канцтоваров, 16% рынка полиграфических сортов бумаги и картона. На рынке производства и продажи пластиковой упаковки «Комус» занимает первое место (25% всего рынка). Доля «Комуса» на национальном рынке офисных товаров в 2007 составила около 27% против 23% в 2006 году. По итогам 2006 года «Комус» вошел в рейтинг двухсот крупнейших российских компаний журнала «Forbes», в 2007 топ-менеджеры компании вошли в рейтинг «1000 лучших топ-менеджеров России» Ассоциации менеджеров РФ.
Прохождение практики на таком крупном предприятии интересно с профессиональной точки зрения: бухгалтерская служба делится на несколько отделов (группа учета затрат, группа по учету расчетов с поставщиками и прочие), имеется более десятка структурных подразделений в Московской области не ведущих отдельный баланс.
Предприятие развивает три канала сбыта:
Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14 – ФЗ от 08.02.1998 г. и иных нормативных актов законодательства Российской Федерации.
Место нахождения и почтовый адрес Общества: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д.9, стр.1.
Среднесписочная численность работников ООО «ТЦ Комус» 1336 человек.
Основными видами деятельности Общества являются:
Уставный капитал Общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов, и составляется из номинальной стоимости долей его Участников. Размер Уставного капитала Общества на момент государственной регистрации настоящего Устава составляет 1 000 000 (один миллион) рублей, что составляет 100 (сто) процентов Уставного капитала Общества.
Учредители общества – ООО «ТПГК Комус» (96% уст. капитала) и физ. лицо Хлибко И.П. (4% уст. капитала)
Структура ООО «ТЦ Комус» довольно сложна, на предприятии имеется четыре уровня управления. На первом генеральный директор и заместители генерального директора, заведующие двумя основными центрами, на втором – различные дивизионы, департаменты и службы, на третьем – секретариат, отделы, бухгалтерия, на четвертом – группы и отделы, подчиняющиеся 3-ему уровню.
В состав департамента экономики и финансов входит бухгалтерия, служба управленческого учета, управление движения денежных средств и бюджетное управление, которые являются третьим структурным уровнем предприятия.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.
Для анализа ликвидности и платежеспособности в качестве источников информации в выпускной квалификационной работе используются бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2) за 2010-2011 гг. Данная отчетность содержится в Приложениях А и Б данной выпускной квалификационной работы.
2.2. Анализ динамики и структуры статей баланса ООО «ТЦ Комус»
Проведение анализа
Далее следует рассмотреть эти соотношения в динамике.
Аналитический сравнительный баланс предприятия ООО «ТЦ Комус», содержащий показатели динамики и структуры, приведен в таблице 1.
На основе таблицы 1 будет проведен анализ ликвидности баланса по абсолютным показателям, выявлены факторы, повлиявшие на положительную или отрицательную динамику ликвидности баланса, а также оценено общее финансовое состояние предприятия в динамике.
Таблица 1 – Динамика и структура активов и пассивов на предприятии ООО «ТЦ Комус» за 2010 – 2011 гг.
Показатели |
Начало 2010 г., тыс.руб. |
Конец 2010.г / начало 2011 г., тыс.руб. |
Конец 2011 г., тыс.руб. |
Темп роста, % |
Удельный вес в валюте баланса, % | ||||
цепной |
базисный |
Н.г. 2010 |
К.г. 2010/ н.г. 2011 |
К.г. 2011 | |||||
2010г. |
2011 г. | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
АКТИВ БАЛАНСА |
|||||||||
Внеоборотные активы, в том числе: |
41519 |
74063 |
56518 |
178,38 |
76,31 |
136,13 |
6,10 |
10,64 |
2,74 |
Нематериальные активы |
29 |
27 |
23 |
93,10 |
85,19 |
79,31 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Основные средства |
29356 |
73392 |
53949 |
250,01 |
73,51 |
183,78 |
4,31 |
10,55 |
2,62 |
Незавершенное строительство |
11424 |
- |
33 |
0,00 |
0,00 |
0,29 |
1,68 |
0,00 |
0,00 |
Долгосрочные финансовые вложения |
10 |
148 |
2258 |
1480,0 |
1525,68 |
22580,0 |
0,00 |
0,02 |
0,11 |
Отложенные налоговые активы |
699 |
497 |
255 |
71,10 |
51,31 |
36,48 |
0,10 |
0,07 |
0,01 |
Оборотные активы, в том числе: |
639242 |
621892 |
2005067 |
97,29 |
322,41 |
313,66 |
93,90 |
89,36 |
97,26 |
Запасы |
13641 |
6614 |
22317 |
48,49 |
337,42 |
163,60 |
2,00 |
0,95 |
1,08 |
НДС |
2055 |
956 |
2027 |
46,52 |
212,03 |
98,64 |
0,30 |
0,14 |
0,10 |
Краткосрочная дебиторская задолженность |
596654 |
586529 |
646393 |
98,30 |
110,21 |
108,34 |
87,65 |
84,28 |
31,35 |
Краткосрочные финансовые вложения |
- |
752 |
1259035 |
- |
167424 |
- |
0,00 |
0,11 |
61,07 |
Денежные средства |
20003 |
14093 |
66074 |
70,45 |
468,84 |
330,32 |
2,94 |
2,02 |
3,21 |
Прочие оборотные активы |
6889 |
12948 |
9220 |
187,95 |
71,21 |
133,84 |
1,01 |
1,86 |
0,45 |
ПАССИВ БАЛАНСА |
|||||||||
Капитал и резервы, в том числе: |
30167 |
56202 |
89037 |
186,30 |
158,42 |
295,15 |
4,43 |
8,08 |
4,32 |
Уставный капитал |
8 |
8 |
1000 |
100,00 |
12500,0 |
12500,0 |
0,00 |
0,00 |
0,05 |
Нераспределенная прибыль |
30124 |
55160 |
88002 |
183,11 |
159,54 |
292,13 |
4,43 |
7,93 |
4,27 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Долгосрочные обязательства |
50 |
47 |
139 |
94,00 |
295,74 |
278,00 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Краткосрочные обязательства, в том числе: |
650543 |
640706 |
1972409 |
98,49 |
307,85 |
303,19 |
95,56 |
92,06 |
95,67 |
Займы и кредиты |
2748 |
- |
- |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,40 |
0,00 |
0,00 |
Кредиторская задолженность, в том числе: |
647794 |
640706 |
1972409 |
98,91 |
307,85 |
304,48 |
95,16 |
92,06 |
95,67 |
Поставщики и подрядчики |
640520 |
617969 |
1933682 |
96,48 |
312,91 |
301,89 |
94,09 |
88,79 |
93,80 |
Задолженность перед персоналом |
- |
2397 |
2292 |
0,00 |
95,62 |
0,00 |
0,34 |
0,11 | |
Задолженность перед гос.внебюдж. фондами |
- |
- |
6753 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,33 | |
Задолженность по налогам и сборам |
6539 |
19329 |
26621 |
295,60 |
137,73 |
407,11 |
0,96 |
2,78 |
1,29 |
Прочие кредиторы |
736 |
1011 |
3062 |
137,36 |
302,87 |
416,03 |
0,11 |
0,15 |
0,15 |
ВАЛЮТА БАЛАНСА |
680760 |
695956 |
2061585 |
102,23 |
296,22 |
302,84 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
В рассчитанных показателях таблицы 1 выделяется несколько особенно ярких тенденций:
Если в 2010 г. прирост валюты баланса был полностью обеспечен ростом собственных средств, то в 2011 г. его источником стал рост, в основном, рост кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками. Следует обратить внимание на особенности деятельности фирмы. В основном общество занимается торговлей каких-либо товаров, производством которых оно не занимается, перевозками или оказанием агентских услуг. Работа на предприятии осуществляется по договорам комиссии. Товар предоставляется заказчикам в кредит на срок до 30 дней. Так как ООО «ТЦ Комус» представляет собой в некотором роде торгового оператора, товар не проходит 41 счет (Товары). Это объясняет малый размер запасов в оборотных активах. Кредиторская задолженность отражается на 76 счете (Расчеты с разными дебиторами и кредиторами).
После реализации товаров, часть
полученной выручки уходит на погашение
задолженности перед
С одной стороны, значительная сумма кредиторской задолженности отражает доверие кредиторов к предприятию, позволяет получать прибыль с использования заемных средств. С другой стороны, займы и кредиты следует в срок возвращать кредиторам, для этого предприятию стоит следить за своими дебиторами, что бы те в свою очередь, вовремя отдавали одолженные суммы. Если сравнить размеры кредиторской и дебиторской задолженностей, видно, что обязательства предприятия значительно превышают задолженность дебиторов в 2011 г. В 2010 г. эти суммы приблизительно совпадают, и ситуацию можно считать удовлетворительной. Размеры краткосрочной дебиторской задолженности значительно не изменяются, это видно и по темпам роста, и по абсолютным величинам. А вот рост задолженности перед поставщиками и подрядчиками без соответствующего роста дебиторской задолженности, делает ситуацию на предприятии напряженной. Создается впечатление, что по каким-то причинам, предприятие просрочило возврат своих обязательств перед поставщиками. При том, что в наличии у них имелись денежные средства, которые они сочли нужным направить в краткосрочные финансовые вложения. Темп роста краткосрочных финансовых вложений составил 167424,87%. Такой огромный темп роста обусловлен тем, что ранее, судя по балансу, предприятие не занималось таким крупным вложением денежных средств. Хотя нельзя этого утверждать, так как баланс – всего лишь моментальный снимок, отражающий состояние предприятия на определенную дату, и что происходило в период с начала 2010 г. до окончания 2011 г. по нему узнать сложно. Можно только предполагать возможные варианты развития событий. Из вышесказанного можно сделать такой вывод: согласно особенностям своего рода деятельности, предприятие вынуждено иметь большую долю краткосрочный обязательств в пассиве баланса, а также значительные размеры краткосрочной дебиторской задолженности, что и видно из анализа структуры баланса. При идеальном варианте развития событий, размеры дебиторской и кредиторской задолженностей должны совпадать, но в конце 2011 года наблюдается рост кредиторской задолженности без роста дебиторской. Следовательно, полученные средства от дебиторов, предприятие не направило на погашение своих обязательств, срок возврата которых, возможно, еще не наступил, а использовало иначе, вложив средства в банк в качестве депозита. Так как вложения являются краткосрочными, предприятие в скором времени планирует изъять эти средства из банка, получив с них определенный доход, погасить задолженность в полном объеме и оставить при себе некоторую прибыль. Если выводы верны, то предприятие осуществило хороший коммерческий ход. Главное, чтобы предприятие не просрочило выплаты по задолженностям, иначе будут нарушены сроки договоров с поставщиками, что может привести к подрыву репутации предприятия, а хорошая репутация для данной организации – один из главных факторов кредитоспособности.
Информация о работе Ликвидность и платежеспособность предприятия