Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:13, дипломная работа
Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Содержание анализа вытекает из функций. Одной из функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа ликвидности и платежеспособности предприятия
Сущность и назначение финансового анализа………………………8
Методы и источники информации финансового анализа................11
Понятие финансового положения организации……………………..15
Понятие и оценка ликвидности и платежеспособности организации…………………………………………………………………………...20
Оценка кредитоспособности и потенциального банкротства, сущность и значение…………………………………………………………………28
Глава 2. Методика анализа ликвидности и платежеспособности на примере ООО «ТЦ Комус»
2.1. Общая характеристика ООО «ТЦ Комус»…………………………....35
2.2. Анализ динамики и структуры статей баланса ООО «ТЦ Комус»…………………………………………………………………………………38
2.3. Анализ абсолютных показателей ликвидности и платежеспособности ООО «ТЦ Комус»……………………………………………………………………..45
2.4. Анализ относительных показателей ликвидности, платежеспособности и потенциального банкротства ООО «ТЦ Комус»………....47
2.5. Анализ финансовых результатов и оценка кредитоспособности ООО «ТЦ Комус»…………….........................................................................................52
Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности организации
3.1. Факторы роста ликвидности и платежеспособности организаций………………………………………………………........................…63
3.2. Пути повышения платежеспособности и ликвидности ООО «ТЦ Комус»………………………………………………………………………………...73
Плюсы хорошо организованного платежного календаря:
Естественно, повышение финансовой дисциплины, сохранение партнерских отношений и снижение кредитной нагрузки – первоочередные этапы на пути повышения платежеспособности.
Для повышения оптимальности структуры баланса в ООО «ТЦ Комус» следует направить силы на приращение собственного капитала. Например, создание резервов на предприятии, капитализация прибыли. В 2009 году предприятие сделало первые шаги к увеличению доли собственных источников финансирования – увеличило уставный капитал, нераспределенную прибыль. Но из-за высокого роста обязательств, доля собственных средств в валюте баланса не повысилась, а наоборот, стала меньше. Настаивать на сокращении кредиторской задолженности – значит пытаться сократить поле деятельности фирмы. ООО «ТЦ Комус» - торговый оператор, у этого предприятия всегда будет высокая доля заемных средств.
Лучший вариант для компании – следить за сроками погашения кредиторской и дебиторской задолженностей, за их соотношением, уделять больше внимания выбору своих партнеров, повышать свою деловую репутацию, это поможет сохранить стабильность на предприятии, обеспечить его платежеспособным будущим.
Предприятию следует увеличивать показатели деловой активности. Это можно осуществить с помощью уменьшения доли оборотных средств или увеличением выручки от реализации. Выручка от реализации будет увеличиваться с ростом продаж. Продажи, в свою очередь, можно повысить путем привлечения новых клиентов, созданием удобных клиентских программ, интенсивной рекламой продукции, поиском новых каналов сбыта. Можно ввести в оборот новые товары для реализации. В то же время, возможно стоит избавиться от закупки неконкурентоспособных товаров, от товаров, требующих больших затрат на реализацию. В таком случае, уменьшатся оборотные активы, и сократятся коммерческие расходы. При сокращении коммерческих расходов доля прибыли в выручке от реализации увеличится. В оборотных активах стоит уменьшить сумму краткосрочных финансовых вложений, тогда коэффициент оборачиваемости повысится. Впрочем, краткосрочные финансовые вложения должны в скором времени сократиться, когда придет срок возврата депозита. Возможно, плачевная ситуация с оборачиваемостью на предприятии временная и в скором будущем значение коэффициента оборачиваемости вернется к 1. Но, как известно, для торговли это низкое значение. В любом случае, нужно направить силы руководства на повышение эффективности работы предприятия.
Также стоит не забывать о козыре компании – положительной репутации среди клиентов и поставщиков. Компании следует внимательно относиться к своей кредиторской задолженности, не упускать сроков, иначе предприятие может вызвать недоверие своих поставщиков и кредиторов и лишиться сильной финансовой поддержки. Впрочем, одно только привлечение кредитов, без должного уровня реализации и прибыли не удержит предприятие на плаву. Не стоит брать слишком много обязательств, лучше меньше, но качественнее использовать заемные средства.
На ближайшую перспективу, предприятию стоит погасить свою кредиторскую задолженность, привести в норму показатели деловой активности – рентабельность и оборачивамость.
Заключение
Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех частей, трех глав. Первая глава отражает теоретические аспекты финансового анализа, его сущность и назначение.
В современных условиях менеджмент фирм, работающих как на российском, так и на международном рынках, изыскивает все возможные пути повышения эффективности управления. Важной задачей в связи с этим является повышение качества информационного обеспечения принимаемых управленческих решений. Очень существенную роль здесь играет бухгалтерская информация, то есть данные финансовой (внешней), управленческой (внутренней) и налоговой отчетности фирм.
С позиции характеристики предприятия для внешних пользователей, а также его менеджеров и функциональных руководителей наибольший интерес представляет именно анализ финансовой деятельности. В содержательном плане анализ финансовой деятельности предприятия представляет собой целенаправленную деятельность аналитика, состоящую в идентификации показателей, факторов и алгоритмов. Такая деятельность позволяет, во-первых, дать определенную формализованную характеристику, факторное объяснение или обоснование фактов хозяйственной жизни, как имевших место в прошлом, так и ожидаемых или планируемых к осуществлению в будущем, и, во-вторых, систематизировать возможные варианты действий.
Известны несколько подходов к структурированию аналитических процедур в отношении некоторого объекта анализа. Главное - уяснить, что аналитику делать и чего нужно достичь в ходе анализа. Даже отбор критериев оценки эффективности деятельности предприятия уже не очевиден, поскольку показателей эффективности много, да и тенденции их могут быть разнонаправленными. Далее возникают вопросы в отношении информационного обеспечения расчетных показателей, временного интервала, сопоставимости данных и т. п. Поскольку все же главным фактором для аналитика является наличие информационных ресурсов, наиболее распространено подразделение анализа на внешний и внутренний. В рамках внешнего финансового анализа, как правило, несложно выделить процедуры, относящиеся к объекту анализа и информационно обеспеченные доступной отчетностью. Если речь идет о внутрифирменном анализе, то, как правило, берется соответствующая методика внешнего анализа и дополняется процедурами, информационно обеспеченными внутренней отчетностью, данными оперативного и бухгалтерского учета.
Анализ финансового состояния любого предприятия основан на «чтении» основных форм отчетности – бухгалтерский баланс и отчет о прибылых и убытках.
Анализ ликвидности и платежеспособности тесно связан с финансовой устойчивостью предприятия и показателями рентабельности. Платежеспособность – внешнее проявление финансовой устойчивости. Не любое устойчивое предприятие платежеспособно, но платежеспособное предприятие в большинстве случаев устойчиво. Рентабельность – показатель эффективности деятельности предприятия. Чем выше эффективность, тем больше шансов у предприятия оказаться платежеспособным, так как активная и рациональная деятельность – залог получения прибыли, а прибыль – источник приращения собственных источников финансирования и денежных средств предприятия, необходимых для повышения ликвидности баланса.
Предприятие является платежеспособным если:
Платежеспособность – один из критериев оценки кредитоспособности организации. Кредитоспособность - наличие у заемщика предпосылок, возможностей получить кредит и возвратить его в срок. Основная цель оценки кредитоспособности - определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемый кредит в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя; и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
Важным показателем кредитной привлекательности и платежеспособности является деловая репутация. Чем положительнее зарекомендовало себя предприятие в процессе осуществления хозяйственной деятельности и ответственностью перед кредиторами, тем больше доверия к нему у заемщиков.
Порой, при низких показателях платежеспособности, предприятие может успешно функционировать и увеличивать свою прибыль. Таким предприятием является ООО «ТЦ Комус». Специфика деятельности организации предполагает большие размеры краткосрочной кредиторской задолженности, из-за чего практически все рассчитанные коэффициенты ликвидности и платежеспособности на предприятии не соответствуют нормативам, являются значительно более низкими.
Проведенный на предприятии анализ (глава 2) показал, что предприятие по своей сути является не платежеспособным, если верить критериям оценки коэффициентных показателей.
Например, в 2008 году у предприятия отсутствуют собственные оборотные средства, а это один из важнейших показателей платежеспособности и финансовой устойчивости. Также на предприятии очень низки показатели рентабельности, что связанно с большими коммерческими расходами и огромными краткосрочными обязательствами, повлекшими за собой высокий темп роста валюты баланса, не оправданный с точки зрения эффективности.
При этом выручка и прибыль организации с каждым годом увеличиваются, хотя рентабельность снижается.
При проведении оценки кредитоспособности было выявлено, что ООО «ТЦ Комус» соответствует представлениям о привлекательной для кредиторов организации, по всем пяти факторам. Но, как известно, одним из показателей кредитоспособности является платежеспособность, а ее коэффициенты в компании не соответствуют нормам. Слишком низкий, особенно для торговли, коэффициент текущей ликвидности заставляет задуматься об угрозе банкротства. Низкие показатели деловой активности неприемлемы для предприятия, занимающегося сбытом товаров. Некоторые предприятия бесперебойно функционируют и с небольшим показателями платежеспособности и ликвидности. Если предприятие исправно получает доход, расплачивается по своим долгам и остается в прибыли, можно считать это предприятие успешным. Но в ООО «ТЦ Комус» ситуация ухудшается. Важные показатели платежеспособности снижаются. Нужно принимать меры по их повышению.
Стоит избегать резких скачков отдельных статей валюты баланса, уделить внимание составу расходов, продолжать поддерживать репутацию. Возможные методы по устранению этих проблем приведены в третьей главе выпускной квалификационной работы.
Предприятию, на котором наличие кредиторской задолженности – это показатель активной работы, стоит особенно обращать внимание на ее состав. Рекомендуется повышать финансовую грамотность сотрудников, отвечающих за учет на предприятии, вести платежный календарь, во избежание наличия просроченной задолженности, как кредиторской, так и дебиторской. Следует уделить внимание доле собственных средств. Если она будет выше, на предприятии увеличатся собственные оборотные средства, а это важно для платежеспособности и финансовой устойчивости.
Информация о работе Ликвидность и платежеспособность предприятия