Ликвидность и платежеспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:13, дипломная работа

Описание работы

Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Содержание анализа вытекает из функций. Одной из функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4



Глава 1. Теоретические аспекты анализа ликвидности и платежеспособности предприятия
Сущность и назначение финансового анализа………………………8
Методы и источники информации финансового анализа................11
Понятие финансового положения организации……………………..15
Понятие и оценка ликвидности и платежеспособности организации…………………………………………………………………………...20
Оценка кредитоспособности и потенциального банкротства, сущность и значение…………………………………………………………………28

Глава 2. Методика анализа ликвидности и платежеспособности на примере ООО «ТЦ Комус»

2.1. Общая характеристика ООО «ТЦ Комус»…………………………....35

2.2. Анализ динамики и структуры статей баланса ООО «ТЦ Комус»…………………………………………………………………………………38

2.3. Анализ абсолютных показателей ликвидности и платежеспособности ООО «ТЦ Комус»……………………………………………………………………..45

2.4. Анализ относительных показателей ликвидности, платежеспособности и потенциального банкротства ООО «ТЦ Комус»………....47

2.5. Анализ финансовых результатов и оценка кредитоспособности ООО «ТЦ Комус»…………….........................................................................................52

Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности организации

3.1. Факторы роста ликвидности и платежеспособности организаций………………………………………………………........................…63

3.2. Пути повышения платежеспособности и ликвидности ООО «ТЦ Комус»………………………………………………………………………………...73

Файлы: 1 файл

ВКР комус .docx

— 202.20 Кб (Скачать файл)

 

В 2010 году наблюдается рост всех показателей рентабельности, а в 2011 они снова идут на убыль. Очевидно, это из-за высокого роста коммерческих расходов и валюты баланса, без должного высокого роста прибыли. Сами по себе показатели довольно низки. Например, рентабельность продаж в 2011 году показывает, что прибыль в каждом рубле выручки составляет 4,09%. Оптимальный размер такого показателя около 15%. Получается, что деятельность предприятия малоэффективна.

Немаловажный показатель деловой активности – коэффициент оборачиваемости. Он показывает количество оборотов оборотных средств в год.

,       (11)

где, Коб – коэффициент оборачиваемости,

Вреал. – выручка от реализации,

ОбСн.г. и ОбСк.г. – оборотные средства предприятия на начало и конец периода соответственно.

 

Таблица 8 – Анализ показателей коэффициента оборачиваемости ООО «ТЦ Комус» за 2009 – 2011 гг.

Показатели

2009г.

2010 г.

2011 г.

Отклонения

2008 г.

2009 г.

Вреал., тыс.руб.

649488

808705

1043138

159217

234433

ОбС, тыс.руб.

639242

621892

2005067

-17350

1383175

Коб.

-

1,28

0,79

-

-0,49


 

Из таблицы 8 очевидно, что оборачиваемость на предприятии снижается. В 2011 году оборотные средства не проходят даже 1 оборота, а в торговле этот показатель должен быть в разы выше.

В дополнение к низкой ликвидности предприятия, малообеспеченности СОС, высокому росту расходов прибавились низкие показатели рентабельности и оборачиваемости. Деловая активность на предприятии падает. Но так ли губительна ситуация на предприятии на самом деле?

ООО «ТЦ Комус» существует более десяти лет, у него сложился круг постоянных поставщиков и потребителей, судя по отчету о прибылях и убытках, прибыль предприятия с каждым годом увеличивается. Предприятие остается кредитоспособным и кредитопривлекательным, позволяет себе вкладывать крупные суммы денег в банк под проценты. В 2011 году компания увеличивает свой уставный капитал. Складывается впечатление, что все свои обязательства, или большую их часть, организация выплачивает вовремя. Соответственно, компания является вполне платежеспособной, устойчивой и перспективной.

С другой стороны, падение деловой активности в скором времени может привести к снижению продаж, а краткосрочные финансовые вложение могут расти по причине невыгодности вкладывания денег в основную деятельность.

В первой главе выпускной квалификационной работы говорилось об оптимальном соотношении темпов роста прибыли, выручки и активов.  Оптимальное соотношение выглядело так:

Темп роста прибыли (ТрП) > темп роста выручки (ТрВ) > темп роста активов (ТрА) > 100%.

На завершающем этапе анализа предприятия выявим, совпадают ли темпы роста на предприятии с этим неравенством.

 

Таблица 9 – Соотношение темпов роста  прибыли, выручки и активов в ООО «ТЦ Комус» за 2010-2011 гг.

 

ТрП, %

Знак неравенства

ТрВ, %

Знак неравенства

ТрА, %

Знак неравенства

%

2010 г.

252,42

>

124,51

>

102,23

>

100

2011 г.

131,49

>

128,99

<

296,22

>

100


 

В 2010 году ситуация идеальная.  И хотя показатели ликвидности и рентабельности намного ниже нормативов, работа на предприятии идет слаженно, темп роста чистой прибыли превышает темпы роста выручки и активов, соответственно изменение активов вызвано положительными факторами, например, расширением деятельности.

А вот в 2011 году наблюдается неоправданный рост активов предприятия. Возвращаясь к балансу, можно констатировать, что резкий рост кредиторской задолженности нарушил равновесие на предприятии. Из-за него снижается ликвидность баланса,  рентабельность, устойчивость, платежеспособность. И хотя его можно бесконечно оправдывать, и утверждать, что предприятие способно ответить по своим обязательствам, и что из кредиторской задолженности можно вынести пользу (в данном случае прибыль с краткосрочных финансовых вложений), резкие скачки в структуре баланса несут отрицательное воздействие на финансовое положение предприятия. Неуправляемый рост отдельный статей баланса не позволяет назвать предприятие стабильным, выявить перспективы на будущее. Значительный прирост валюты баланса оказался неэффективным с точки зрения извлечения прибыли.

Какова же кредитоспособность предприятия?

Оценим ее по пяти факторам, перечисленным в первой главе данной квалификационной выпускной работы.

Первый фактор – дееспособность заемщика. Дееспособность заемщика выражается в возможности и праве заключать кредитные отношения. ООО «ТЦ Комус» обладает данными полномочиями, так как является зарегистрированным юридическим лицом, имеет в наличии положенные учредительные документы, ведет финансовую отчетность и осуществляет свою деятельность согласно законодательству РФ.

Второй фактор – репутация. ООО «ТЦ Комус» функционирует  более десяти лет, предприятие зарекомендовало себя в качестве  ответственного и надежного заемщика, хозяйственная деятельность на предприятии осуществляется бесперебойно. У организации широкий круг постоянных клиентов, лидирующие позиции на рынке.

Третий фактор – способность получать доход. На примере анализа формы№2 видно, выручка и прибыль на предприятии увеличиваются (хотя темпы роста сокращаются), в абсолютных величинах размеры чистой прибыли солидны.

Четвертый фактор – состояние экономической конъюнктуры.  ООО «ТЦ Комус» является одним из лидеров в своем роде деятельности.  По итогам 2006 года «Комус» вошел в рейтинг двухсот крупнейших российских компаний журнала «Forbes», в 2009 топ-менеджеры компании вошли в рейтинг «1000 лучших топ-менеджеров России» Ассоциации менеджеров РФ.

Пятый фактор – владение активами. Любое предприятие владеет активами, в данном случае предполагается наличие наиболее ликвидных или быстро реализуемых активов, для погашения краткосрочных задолженностей. На данном предприятии быстро реализуемые активы по размерам приблизительно соответствуют краткосрочным обязательствам.

Из всего вышесказанного следует, что даже при низких показателях платежеспособности предприятие кредитоспособно. В его распоряжении остались связи и репутация, но долго ли они будут помогать ему функционировать при нарушениях практически всех показателей ликвидности и платежеспособности - неизвестно.

Поэтому, для сохранения кредитоспособности, а также повышения финансовой устойчивости в перспективе, следует повышать показатели платежеспособности и деловой активности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности организации

3.1. Общие методы повышения ликвидности и платежеспособности

Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия проводится с целью выявления недостатков, слабых мест предприятия и предложения путей их устранения. Повышение платежеспособности можно осуществлять разными методами, индивидуальными для каждого предприятия.

Например, эффективное управление кредиторской задолженностью.

Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй проблемой является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является «бесплатным», так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.

Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств: 1) средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес); 2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций); 3) товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам); 4) использование собственного «экономического превосходства».

Так как, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целей собственного бизнеса рассматривается с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая - относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть «бесплатным». Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе, изначально собственный капитал, может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору. Отсюда следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных инвесторов: в общем случае их не должно быть больше первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) распределены между несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.

Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, «создание» солидных балансовых показателей. Не смотря на «дороговизну» и «проблематичность» привлечения, возможности банковского кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией действительно «рассчитан» на конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита всегда будет превышать необходимый к уплате процент. Банки хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также обладают некоторой гибкостью, как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей стороной. Наличие презентабельных отчетных показателей, хотя и выступает обязательным условием для банковского служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.

Информация о работе Ликвидность и платежеспособность предприятия