Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:47, лекция
Анализ хозяйственной деятельности рассматривается как одна из важнейших функций управления предприятием. В процессе проведения анализа первичная информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета проходит аналитическую обработку: сравниваются достигнутые результаты хозяйственной деятельности с данными за прошлые отчетные периоды, с показателями других предприятий и усредненными показателями, определяется влияние многих факторов на величину результативных показателей, выявляются резервы повышения эффективности производства. Полученные данные — основа для дальнейшего планирования деятельности.
Анализ этих расходов производится путём сравнения фактической их величины на 1 рубль товарной продукции в динамике за ряд лет, а так же с плановым уровнем отчётного периода. Это показывает, как изменился их удельный вес в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция — роста или снижения. В процессе анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение затрат.
Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования включают амортизацию машин и оборудования, затраты на их содержание, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ МБП и др. Некоторые виды затрат (например, амортизация) не зависят от объёма производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными.
Для пересчёта плановых затрат на фактический выпуск продукции, используя формулу:
Зск = Зпл·(100±ΔТП%·Кз) / 100;
где Зск — затраты скорректированные на фактический выпуск продукции;
Зпл — плановая сумма затрат по статье;
∆ТП% — перевыполнение (недовыполнение) плана по выпуску товарной продукции, %;
Kз — коэффициент зависимости затрат от объёма производства продукции.
В ходе анализа выясняют причины относительного перерасхода или экономии средств по каждой статье затрат.
Общехозяйственные расходы разделяют на условно-постоянные и условно-переменные, а последние корректируют на процент выполнения плана по производству товарной продукции. Фактические данные сравнивают с плановой величиной накладных расходов. Для анализа цеховых и общезаводских расходов по статьям затрат используют данные аналитического бухгалтерского учёта. По каждой статье рассчитывают абсолютное и относительное отклонение от плана и определяют их причины.
В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности, которые можно рассматривать как неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции.
Анализ общепроизводственных расходов в себестоимости единицы изделия производится с учётом результатов, полученных при анализе их в целом по предприятию. Эти расходы распределяются между отдельными видами изготовленной продукции пропорционально прямым затратам.
Сумма этих расходов, приходящихся на единицу продукции (УК), зависит от изменения:
а) общей суммы
цеховых и общезаводских
б) суммы прямых затрат, которые являются базой распределения косвенных (УДi)
в) объёма производства продукции (VBП)
ΔУК = Зц ·УДi / VBП
Коммерческие расходы: затраты по отгрузке продукции покупателям, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, маркетинг.
Лекция 11. Анализ финансовых результатов
1. Этапы и источники информации
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия любой формы собственности в условиях рыночной экономики оценивается ее результативностью. Конечным финансовым результатом деятельности любого предприятия, комплексно характеризующим эффективность его работы является прибыль. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной деятельности предприятия, создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных потребностей трудового коллектива. Количественно масса полученной предприятием в течение отчетного года прибыли выражается в изменении величины его собственного капитала за данный период. Сумма прибыли, получаемой предприятием обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами, в той или иной степени присущими экономике любой страны. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост прибыли и, следовательно, собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов, абсолютных и относительных.
Обобщающая оценка
финансового состояния
Этапы анализа формирования и использования прибыли:
1) анализ состава и динамики балансовой прибыли;
2) анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности;
3) анализ уровня среднереализационных цен;
4) анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;
5) анализ рентабельности деятельности предприятия;
6) анализ распределения и использования прибыли.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.
Чистая прибыль — это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Основным источником информации при анализе финансовых результатов деятельности предприятия является форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Дополнительно может быть привлечена информация, содержащаяся в ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала», ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», журнал-ордер № 10 — по статьям затрат на производство, журнал-ордер № 15 — по счетам прибылей и убытков, журнал-ордер № 11 — по счетам готовой продукции, ф. № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» (статистическая отчетность). Кроме того, при анализе используются данные бизнес-плана и аналитического бухгалтерского учета: счет 90 «Продажи», счет 91 «Прочие доходы и расходы», счет 99 «Прибыли и убытки». До 01.01.02 использовались данные, отражаемые по счетам: счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», счет 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», счет 48 «Реализация прочих активов», счет 80 «Прибыли и убытки».
2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая на предприятии модель их формирования и использования.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
На основании данных, приведенных в форме №2 можно рассчитать показатели прибыли:
1. Прибыль от продаж, которая определяется по ф.2 следующим образом:
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) – (Себестоимость проданных товаров (работ, услуг) + коммерческие расходы + управленческие расходы);
2. Прибыль до налогообложения, определяемая как: (Прибыль от продаж + операционные доходы + внереализационные доходы) – (операционные расходы + внереализационные расходы);
3. Чистая прибыль, исчисляемой как: прибыль до налогообложения – отложенные налоговые активы + отложенные налоговые обязательства – текущий налог на прибыль.
Традиционно анализ финансовых результатов начинают с общей оценки динамики величины и состава прибыли до налогообложения. Содержащаяся в форме № 2 № «Отчет о прибылях и убытках» информация, позволяет проанализировать финансовые результаты предприятия в разрезе их составляющих, а так же изучить структуру прибыли.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия может быть исчислена по упрощенному варианту, как сумма прибыли, полученной от хозяйственной деятельности всех производств, служб и подразделений стоящих на балансе данной организации. При этом прибыль до налогообложения («бухгалтерская прибыль») складывается из следующих групп финансовых результатов:
1) прибыли от продаж;
2) операционных доходов или расходов (проценты к получению, участие в других организациях, предоставление за плату во временное пользование активов организации, реализация на сторону излишних ТМЦ);
3) внереализационных доходов или расходов (т.е. прибыли и убытка вследствие получения или уплаты штрафов, неустоек, активы, полученные безвозмездно, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, суммы кредиторской и депонентской задолженности по которым истек срок исковой давности, курсовые разницы и т.п.).
В процессе анализа прибыль и ее составляющие по данным отчетности текущего года сравнивают с данными плана и предыдущего года.
3. Анализ финансовых результатов
Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг). Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок. Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым. Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости Зплi и плановых ценах Цплi. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
Σ(VРПфi ·Цплi) - Σ(VРПфi ·Зплi)
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
Σ(VРПфi ·Цфi) - Σ(VРПфi ·Зплi)
Анализируют также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид
П = VРПi · (Цi - Зедi)
На динамику суммы прибыли могут оказать влияние следующие факторы: 1) изменение отпускных цен на продукцию, 2) изменение объема продаж продукции, 3) изменение себестоимости проданной продукции, 4) изменение структуры продаж продукции.
Выполнение плана по прибыли во многом зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти как в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, так и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне.
В заключение анализа разрабатываются мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.
4. Анализ рентабельности продукции
Показатели рентабельности
характеризуют относительную
В практике экономического анализа наиболее часто применяют три группы показателей рентабельности:
1) рентабельность продукции (продаж);
2) рентабельность предприятия;
3) рентабельность капитала (инвестиций).
Информация о работе Понятие, предмет и метод экономического анализа