Понятие, предмет и метод экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:47, лекция

Описание работы

Анализ хозяйственной деятельности рассматривается как одна из важнейших функций управления предприятием. В процессе проведения анализа первичная информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета проходит аналитическую обработку: сравниваются достигнутые результаты хозяйственной деятельности с данными за прошлые отчетные периоды, с показателями других предприятий и усредненными показателями, определяется влияние многих факторов на величину результативных показателей, выявляются резервы повышения эффективности производства. Полученные данные — основа для дальнейшего планирования деятельности.

Файлы: 1 файл

Экономический анализ кр.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

                   

              

 

Тема 6: Анализ производства и реализации продукции, работ и услуг. Задачи и источники информации

 

 

1. Задачи и источники информации

 

 

Предприятия самостоятельно планируют  свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги.

Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, рентабельность, прибыль предприятия. Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.

Его основными задачами являются:

1) анализ объема  продукции;

2) анализ структуры и ассортимента продукции;

3) анализ качества продукции;

4) анализ ритмичности производства;

5) анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств.

Источниками информации служат плановые данные, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»); данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции, накладные и др.).

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных  и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции показывают в оптовых ценах.

Традиционная система стоимостных показателей продукции включает  валовую продукцию, товарную и  реализованную.

Валовая продукция — стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция — валовая продукция в оптовых ценах за минусом внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция — стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной.

В ходе анализа  динамики объема производства продукции  могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. При этом могут применяться следующие методы:

1) пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода;

2) корректировки на индекс изменения цен (Iц) по группе однородной продукции (работ, услуг):

Iц = ∑ VВП1Ц0 / ∑ VВП0 Ц0,

где VВП1 — выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП0 — выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц0 — цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый фактический объем продукции находят по формуле:

ВПс = ВП1 / Iц,

где ВП1 — объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

 

 

 

 

 

2. Анализ объема, структуры и ассортимента продукции

 

 

Анализ  объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста в %, используя базисные и цепные индексы.

Базисные: Тб = ТПi / ТПо × 100 %,

цепные: Тц = ТПi / ТПi-1 × 100 %,

где ТПi-1; ТПi — объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

ТПо — объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые  темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

Тпр = Тср – 100.

В ходе анализа  выполнения плана по выпуску продукции сравнивают фактические данные с плановыми и выпуском за предыдущий период. Рассчитываются абсолютное и относительное отклонения.

В ходе анализа необходимо изучать не только объем, но и состав продукции. При этом продукция может быть сгруппирована по различным признакам:

— по времени ее освоения в производстве: сравнимая и несравнимая, в том числе несравнимая новая;

— по видам и назначениям: основная и побочная, продукция производственного назначения и товары народного потребления, продукция для экспорта, продукция в тропическом или северном исполнении и т.п.;

— по качеству;

— по соответствию специализации предприятия;

— по используемым материалам.

Номенклатура — это перечень наименований изделий с указанием их кодов.

Ассортимент — это перечень наименований изделий с указанием количества их выпуска.

Анализ выполнения запланированного ассортимента продукции осуществляется на базе натуральных показателей или стоимостных в сопоставимых ценах. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Оценка выполнения плана по ассортименту производится:

1) способом наименьшего процента. Наименьший процент выполнения плана по одному из выпускаемых видов продукции считается процентом выполнения плана по всему ассортименту продукции;

2) способом наименьшего числа. Используется формула:

ВПа = ВПфп / ВПпл × 100 %,

где ВПа — процент выполнения плана по ассортименту;

ВПфп — фактически в пределах плана (выпуск продукции каждого вида, но не более их планового объема выпуска;

ВПпл — выпуск продукции по плану.

План по ассортименту считается выполненным только если выполнено задание по всем видам изделий. Сверхплановый выпуск в расчет не принимается.

Структура продукции — это удельный вес отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Расчет влияния структурных сдвигов производится по формуле:

∆ ВПстр = ВП1 – ВП10,

где ∆ ВПстр — изменения объема выпуска продукции за счет изменения структуры;

ВП1 — фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП10 — фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Показатель ВП10 рассчитывается умножением планового выпуска каждого вида изделий на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

 

3. Анализ точки безубыточности объема продаж

 

Подобный анализ необходим  технологам и начальникам производственных подразделений, для того чтобы ответить на вопрос, окупится ли внедрение нового оборудования или новой технологии. Руководителей маркетинговых служб интересует, покроет ли увеличение объема продаж затраты на проведение мероприятий по маркетингу и рекламе. Руководство фирмы должно знать, возрастает ли возможность безубыточной работы фирмы или она уменьшается с течением времени. Анализ безубыточности - это определение критического соотношения общей выручки от реализации и объема производства, при котором фирма будет способна покрыть все свои расходы без получения прибыли.

Рассматриваются еще два  важных взаимосвязанных понятия - «операционный рычаг» и «запас финансовой прочности».

Операционный рычаг определяется способностью фирмы управлять постоянными  эксплуатационными затратами. Процесс  управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией леверидж. Это фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей. Проявлением операционного рычага является влияние изменения объема продаж на прибыль. Расчетная формула имеет вид:

Операционный  рычаг при данном уровне продаж = Валовая прибыль / Прибыль.

Сила воздействия операционного  рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного сданной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск. Как только постоянные затраты возмещены валовой прибылью от минимального достаточного количества проданных единиц товара, прибыль растет быстрее, чем объем продаж. Однако тот же эффект сохраняется и для сокращения объема деятельности, из-за чего прибыль падает, а убыток растет ускоренными темпами. Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сократить объем реализации, прежде чем предприятие понесет убытки, т.е.:

Запас финансовой прочности = Выручка от реализации - Объем реализации в точке безубыточности.

Источники анализа. К источникам анализа  можно отнести в первую очередь  годовую бухгалтерскую отчетность. Годовые бухгалтерские отчеты, содержащие сведения о деятельности многих акционерных обществ законодательство требует публиковать в открытой печати. Поэтому отчеты во многом носят рекламный характер. Структура публикуемых отчетов должна привлечь читателя, показать прежде всего наиболее привлекательные стороны деятельности предприятия, замаскировать доходы крупных акционеров и правления. Отчетность включает в основном данные о наличии активов предприятия, об источниках их формирования, о дебиторской и кредиторской задолженности. Для внутреннего анализа используются данные бухгалтерского и управленческого учета и другие сведения.

 

 

 

4. Анализ качества продукции

 

 

Качество изучается при помощи системы соответствующих показателей. Показатели качества — это количественная характеристика свойств продукции применительно к условиям ее эксплуатации или потребления.

Все показатели качества (в зависимости  от того, какие свойства продукции  они отражают) можно разделить на:

1) обобщающие;

2) единичные;

3) комплексные.

Индивидуальные  показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа  изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины  их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Основные направления анализа  качества:

1) оценка динамики и выполнение плана по качеству по обобщающим показателям;

2) анализ технического уровня и качества продукции по единичным и комплексным показателям;

3) анализ брака и рекламаций;

4) оперативный анализ качества производственных процессов;

5) оценка системы управления качеством.

Источники информации: материалы проверок качества, рекламаций, технических служб, бухгалтерского учета и статистической отчетности.

На многих предприятиях качество продукции оценивается по сортам. При этом анализ качества может строиться на расчете средних коэффициентов сортности и выявлении потерь от пониженной сортности (т.к. за понижение сортности — скидки с цены).

Средний коэффициент сортности  определяется как отношение стоимости  всей разносортной продукции к ее стоимости по цене первого сорта.

 

pi × qi

К сорт = —————,

p1 × q1

 

где pi — цена единицы продукции i -того сорта (1,2,3...);

p1 — цена продукции 1-го сорта;

qi — количество единиц продукции i- того сорта.

q1 — количество единиц продукции 1-го сорта.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

Качество продукции  является параметром, оказывающим влияние  на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции, выручка от реализации, прибыль.

 

 

5. Анализ ритмичности выпуска продукции

 

 

В экономическом анализе под  ритмичностью понимают соблюдение установленного графика производства продукции  или плана производства в его календарном разрезе. Ритмичность работы обеспечивает согласованность в работе всех подразделений, высокое качество продукции, высокий уровень организации труда, лучшее использование ресурсов и мощности предприятия, обеспечивает равномерное получение выручки и прибыли для осуществления текущей хозяйственной деятельности и самофинансирования производственного и социального развития предприятия.

Задачи анализа ритмичности:

Информация о работе Понятие, предмет и метод экономического анализа