Понятие, предмет и метод экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:47, лекция

Описание работы

Анализ хозяйственной деятельности рассматривается как одна из важнейших функций управления предприятием. В процессе проведения анализа первичная информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета проходит аналитическую обработку: сравниваются достигнутые результаты хозяйственной деятельности с данными за прошлые отчетные периоды, с показателями других предприятий и усредненными показателями, определяется влияние многих факторов на величину результативных показателей, выявляются резервы повышения эффективности производства. Полученные данные — основа для дальнейшего планирования деятельности.

Файлы: 1 файл

Экономический анализ кр.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

Рентабельность  продукции (продаж) исчисляется для всей проданной продукции, произведенной товарной продукции или для отдельных изделий. Уровень рентабельности может быть определен как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к выручке от реализации (без налогов) или к себестоимости этой продукции. Сравнительный анализ подобных показателей позволяет оценивать эффективность производственной деятельности, выбрать наиболее выгодные направления деловой активности, рационально изменять структуру ассортимента.

На изменение рентабельности продаж оказали влияние следующие факторы:

1) изменение структуры проданной продукции;

2) изменение себестоимости проданных изделий;

3) изменение отпускных цен на продукцию.

Важное значение имеет оценка рентабельности предприятия. В наиболее общем виде рентабельность предприятия может быть рассчитана как отношение балансовой прибыли к средней стоимости всех активов предприятия. Для оценки эффективности работы предприятия в условиях реально действующей системы налогообложения в указанных расчетах вместо балансовой прибыли следует использовать показатель чистой прибыли (за вычетом налогов и других обязательных платежей).

Рентабельность  предприятия можно представить как произведение двух показателей — прибыли на рубль продаж и объема продаж продукции на рубль стоимости активов предприятия. Дальнейший анализ может основываться на традиционном приеме абсолютных разниц.

В общем виде рентабельность собственного капитала (Рск) может быть исчислена как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме  собственного капитала.

Рск = Чистая прибыль / ∑Собственный капитал. Чем выше уровень этого показателя и чем стабильней тенденция его роста, тем более привлекательно для инвестирования анализируемое предприятие. Влияние факторов рассчитывается способом цепных подстановок.

В ходе анализа  полезно сопоставлять рентабельность собственного капитала с рентабельностью заемного капитала. Затем разумно сравнить полученные показатели рентабельности с темпами инфляции и действующей ставкой процента по депозитным вкладам в банк и со ставкой банковского кредита.

В процессе анализа  следует изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее  оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для  обеспечения запланированного объема продаж, и наоборот.

 

 

5. Анализ распределения и использования прибыли предприятия

 

 

После уплаты налогов  прибыль распределяется следующим образом: одна часть направляется в фонд накопления, другая — в фонд социальной сферы, третья — в фонд потребления. Создается также резервный фонд предприятия.

Для повышения  эффективности производства очень  важно, чтобы при распределении  прибыли была достигнута оптимальность  в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет.

В процессе анализа  необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Они изучаются в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на 1 рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

Основными факторами, определяющими размер отчислений в  фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли (Пч) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi). Рассчитывают влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия.

Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия  равна произведению двух факторов:

Фi = Пч / Кi

Затем Для этого  прирост чистой прибыли за счет каждого  фактора умножим на плановый коэффициент  отчислений в соответствующий фонд:

ΔФi = ΔПчi / Кiпл

 

Важной задачей  анализа является изучение использования  средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд социальной сферы используется на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления — на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

В процессе анализа  устанавливается соответствие фактических  расходов сметным, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

 

 

6. Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов

 

 

В зарубежных странах  для обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный  доход (МД) — это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).

МД = П + А,

откуда

П = МД – А.

С помощью данной формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат. Расчеты количественного влияния факторов ведутся методом цепных подстановок.

При определении суммы прибыли вместо маржинального дохода может использоваться выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).

При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять следующую формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции:

П = РП·Дс – А

Дс = Ц – В

П = РП· (Ц – В) – А

где В — переменные затраты за единицу продукции.

Данная формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

Методика анализа  прибыли усложняется в условиях производства нескольких видов продукции, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции. Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель

П = РП·Дуср – А

Средняя доля маржинального  дохода в выручке Дуср в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене). Таким образом,

 П =

Она позволяет  установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной  продукции, ее структуры, отпускных  цен, удельных переменных издержек и  постоянных расходов предприятия.

Для анализа  рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:

R =

Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:

Rk = ,

где Пб — балансовая сумма прибыли; ИК — среднегодовая сумма инвестиционного капитала; ∑О — сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб — коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР — внереализационные финансовые результаты.

Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей прибыли и рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь объема продаж, издержек и прибыли.

 

7. Оценка имущественного положения.

 

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода характеризуются данными баланса. Сравнивая динамику итогов разделов актива баланса, можно выяснить тенденции изменения имущественного положения. Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Вертикальный  анализ показывает структуру средств предприятия и их источников.

 Вертикальный  анализ позволяет перейти к  относительным оценкам и проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.

Горизонтальный  анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

Горизонтальный  и вертикальный анализы взаимодополняют  друг друга. Поэтому на практике не редко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру бухгалтерской отчетности, так и динамику отдельных ее показателей. Оба этих вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, так как позволяют сравнивать отчетность различных по виду деятельности и объемам производства предприятий. Критериями качественных изменений в имущественном положении предприятия и степени их прогрессивности выступают такие показатели, как:

  • сумма хозяйственных средств предприятия;
  • доля активной части основных средств;
  • коэффициент износа;
  • удельный вес быстореализуемых активов;
  • доля арендованных основных средств;
  • удельный вес дебиторской задолженности.

 

8. Оценка финансового положения

 

 

Финансовое положение  предприятия можно оценивать  с точки зрения краткосрочной  и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового положения — ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

Основные показатели, позволяющие оценить ликвидность  и платежеспособность предприятия:

Величина собственных  оборотных средств. Характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия его текущих активов (т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Основным и постоянным источником увеличения собственных средств является прибыль. Следует различать «оборотные средства» и «собственные оборотные средства». Первый показатель характеризует активы предприятия (II раздел актива баланса), второй — источники средств, а именно часть собственного капитала предприятия, рассматриваемую как источник покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.

Маневренность функционирующего капитала. Характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы.

Информация о работе Понятие, предмет и метод экономического анализа