Повышение эффективности формирования и использования прибыли на предприятии в ОАО "Лакт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

Основная цель ВКР – проведение анализа прибыли на предприятии и определение путей совершенствования процессов ее формирования и использования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования прибыли на предприятии.
2. Провести анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ".
3. Определить основные резервы увеличения прибыли на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы процессов формирования и использования прибыли на предприятии
1.1 Понятие, сущность, функции прибыли на предприятии
1.2 Формирование и использование прибыли на предприятии
1.3 Планирование прибыли. Факторы ее роста
1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии
2. Анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Специализация и размер производства
2.3 Трудовые ресурсы, производительность труда на предприятии
2.4 Себестоимость и экономическая эффективность переработки молока
2.5 Анализ состава и динамики общей прибыли
2.6 Анализ прибыли от реализации продукции
2.7 Факторный анализ прибыли от реализации продукции
2.8 Анализ использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.9 Анализ рентабельности предприятия
3. Совершенствование процессов формирования прибыли за счет изыскания ее резервов
3.1 Резервы увеличения суммы прибыли за счет увеличения объемов реализации отдельных видов продукции
3.2 Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 124.49 Кб (Скачать файл)

Распределение прибыли  следует рассматривать в трех направлениях (рис.2) [36, с.62].

 

Рис.3. Направления  распределения прибыли

 

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием.

Взаимоотношения предприятия  и государства по поводу прибыли  строятся на основе ее налогообложения. Налоги оказывают значительное влияние  на формирование финансовых результатов  хозяйственной деятельности предприятия  и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и  потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные  налоги, налоги субъектов Федерации  и местные. Начисление налогов проводится с отнесением их на различные источники. [26, c.31].

Часть налогов включается в цену продукции (товара, работ, услуг). К таким налогам относятся  налог на добавленную стоимость , акцизы, экспортные таможенные пошлины. Некоторые налоги включаются в состав расходов по производству продукции, то есть относятся на ее себестоимость  или же на их сумму увеличивается  стоимость амортизируемого имущества. К ним относятся единый социальный налог, транспортный налог, импортные  таможенные пошлины, государственные  пошлины, земельный, лесной и другие ресурсные налоги. Другие налоги относятся  на финансовые результаты хозяйственной  деятельности предприятия, то есть уменьшают  его балансовую прибыль: налог на прибыль, на имущество, на рекламу.

Из прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной  деятельности и остающейся у предприятия  после уплаты налога на прибыль, предприятие  уплачивает некоторые местные налоги.

Оставшиеся две  трети полученной организацией прибыли  распределяются между собственниками (акционерами и учредителями) и  самой организацией. Распределение  прибыли между собственниками выражено выплатой дивидендов за данный период. Дивиденды должны быть не меньше процентной ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит.

После уплаты налогов  и выплаты дивидендов распределение  чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных  фондов: фонда накопления – на расширение производства, фонда потребления - на материальное поощрение работников предприятия и резервных фондов, либо путем непосредственного распределения  чистой прибыли по отдельным направлениям. [31, c. 15].

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические  работы, разработку и освоение новых  видов продукции, технологических  процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением  и реконструкцией действующего производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению  долгосрочных ссуд и уплате процентов  по ним, уплате процентов по краткосрочным  ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных средств, взносы в качестве вкладов учредителей  в создание уставного капитала других организаций, перечисления вышестоящим  организациям, взносы в союзы, ассоциации, концерны, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др.

Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды- расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.

Фонд потребления  используется на индивидуальные нужды  – вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость  путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная  оплата питания и проезда, пособия  по выходу на пенсию и т.д.

Резервный фонд. Финансовую устойчивость предприятия обеспечивает резервный капитал. В рыночной экономике  отчисления в резервный капитал  носят первоочередной капитал. Его  величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской  деятельностью. Для повышения эффективности  производства очень важно, чтобы  при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия  и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли  в бюджет. Руководство предприятия  стремится направить большую  сумму прибыли на расширенное  воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Получая  прибыль, предприятие решает задачи ее использования. Характер направлений  использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия. Выплачивая дивиденды, предприятие стимулирует  рост стоимости своих акций, оставляя прибыль на предприятии, акционеры  инвестируют развитие производства. [33, c. 76].

 

1.3 Планирование  прибыли. Факторы ее роста

 

Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли  и других финансовых результатов  с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что  позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия  в его развитии. При этом важно  исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли  предприятия тесно связана с  оптимизацией величины уплачиваемых налогов  в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

Планирование прибыли - составная часть финансового  планирования и важный участок финансово-экономической  работы на предприятии. Планирование прибыли  производится раздельно по всем видам  деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет  значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые  виды деятельности не облагаются налогом  на прибыль, а другие - облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.[14, c. 17]

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется  на год в рамках текущего финансового  плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и  предприятия могут составлять более  или менее реальные планы по прибыли  по кварталам. Поскольку с 1993 г. планирование прибыли "привязано" к расчету  авансовых платежей по налогу на прибыль  и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики  налога на прибыль заинтересованы в  том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами  была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия  в финансировании своих потребностей. Объектом планирования являются планируемые  элементы балансовой прибыли, главным  образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой  для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах  потребителей и хозяйственных договорах. В наиболее общем виде прибыль - это  разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем  продукции, от реализации которой ожидается  эта прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем  реализуемой продукции. Прибыль  по товарному выпуску планируется  на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска  планируемого периода:

 

Птп = Цтп - Стп, (9)

 

где Птп - прибыль  по товарному выпуску планируемого периода;

Цтп - стоимость  товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах  реализации (без налога на добавленную  стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп - полная себестоимость  товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Прибыль на реализуемую  продукцию рассчитывается иначе:

 

Прп = Врп - Срп, (9)

 

где Прп - планируемая  прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде;

Врп - планируемая  выручка от реализации продукции  в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп - полная себестоимость  реализуемой в предстоящем периоде  продукции.

Исходя из того, что объем реализуемой продукции  предстоящего планового периода  в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной  продукции на начало планируемого периода  без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы  в конце этого периода, расчет плановой суммы от реализации продукции  примет вид:

 

Прп = П01 + Птп –  П02, (9)

 

где При - прибыль  от реализации продукции в планируемом  периоде;

П01 - прибыль в  остатках продукции, не реализованной  на начало планируемого периода;

Птп – прибыль  по товарной продукции, планируемой  к выпуску в предстоящем периоде;

П02 - прибыль в  остатках готовой продукции, которая  не будет реализована в конце  планируемого периода.

Именно такая  методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко  определить объем реализуемой продукции  в ценах и по себестоимости. [18, c.11].

 

1.4 Распределение  и использование прибыли на  предприятии

 

Распределение и  использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов  государства.

Механизм распределения  прибыли должен быть построен таким  образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших  проблем распределения прибыли  является оптимальное соотношение  доли прибыли, аккумулируемой в доходах  бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов экономически обоснованная система распределения  прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды  предприятия [38, c. 321].

Объектом распределения  является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление  прибыли в бюджет и по статьям  использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает  в бюджеты разных уровней в  виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений  расходования прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, структуры  статей ее использования находится  в компетенции предприятия.

Принципы распределения  прибыли можно сформулировать следующим  образом:

прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

прибыль для государства  поступает в соответствующие  бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно  изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов  в бюджет устанавливаются законодательно;

величина прибыли  предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать  его заинтересованности в росте  объема производства и улучшении  результатов производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

На предприятии  распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов  и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской  деятельности. Никакие органы, в  том числе государство, не имеют  права вмешиваться в процесс  использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной  прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. [29, c. 68].

В соответствии с  этим по мере поступления чистая прибыль  предприятия направляется на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологии и  организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию  действующего производства.

Чистая прибыль  является источником погашения собственных  оборотных средств. Кроме того, она  направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение  недостатка собственных оборотных  средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.

За счет чистой прибыли  уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники  и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и другие.

Информация о работе Повышение эффективности формирования и использования прибыли на предприятии в ОАО "Лакт"