Повышение эффективности формирования и использования прибыли на предприятии в ОАО "Лакт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

Основная цель ВКР – проведение анализа прибыли на предприятии и определение путей совершенствования процессов ее формирования и использования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования прибыли на предприятии.
2. Провести анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ".
3. Определить основные резервы увеличения прибыли на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы процессов формирования и использования прибыли на предприятии
1.1 Понятие, сущность, функции прибыли на предприятии
1.2 Формирование и использование прибыли на предприятии
1.3 Планирование прибыли. Факторы ее роста
1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии
2. Анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Специализация и размер производства
2.3 Трудовые ресурсы, производительность труда на предприятии
2.4 Себестоимость и экономическая эффективность переработки молока
2.5 Анализ состава и динамики общей прибыли
2.6 Анализ прибыли от реализации продукции
2.7 Факторный анализ прибыли от реализации продукции
2.8 Анализ использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.9 Анализ рентабельности предприятия
3. Совершенствование процессов формирования прибыли за счет изыскания ее резервов
3.1 Резервы увеличения суммы прибыли за счет увеличения объемов реализации отдельных видов продукции
3.2 Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 124.49 Кб (Скачать файл)

П'iФ – фактическая  прибыль на единицу продукции.

Для нахождения резервов увеличения объемов реализации отдельных  видов продукции составим таблицу 16 по данным табл.13 "Факторный анализ прибыли от реализации отдельных  видов продукции за 2008г.".

 

Таблица 14 - Определение  резервов увеличения объемов реализации отдельных видов продукции

№ п/п

Вид продукции

Объем реализации продукции  по плану, т

Объем реализации продукции  фактически,т

Резерв, т

1

Молоко

8800

8686

114

2

Прочая продукция

13300

13029

271


 

Как видно из таблицы 14 резервы увеличения объемов реализации отдельных видов продукции складываются из величин недовыпущенных объемов  продукции до плановых показателей.

Для нахождения фактической  прибыли на единицу продукции  составим таблицу 15 по данным табл. 13.

 

Таблица 15 - Определение  фактической прибыли на единицу  продукции, тыс. руб.

№ п/п

Вид продукции

Фактическая цена

Факт. себе-стоимость

Фактическая прибыль

1

Молоко

9000

8132

8039

2

Прочая продукция

18410

17535

12059


 

Как видно из таблицы  фактическая прибыль по отдельным  видам продукции определяется как  разница между фактической ценой  и фактической себестоимостью.

На основании  найденных данных рассчитаем резервы  роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (таблица 16).

 

Таблица 16 - Резервы  роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции

№ п/п

Вид продукции

Резерв увеличения объема реализации

Фактическая прибыль  на

Резерв прибыли, тыс.руб.

1

Молоко

114

8039

100,3

2

Прочая продукция

271

12059

254,7


 

Как видно из таблицы 16 за счет увеличения объемов реализации продукции можно дополнительно  получить прибыль в сумме 355 тыс.руб. Но для производства этого объема продукции необходимые дополнительные затраты на сумму 3222,6 тыс.руб.

Учитывая тот  факт, что предприятие накапливает  прибыль для обновления производственной базы, то можно предположить, что  для получения необходимых средств  выгоднее будет взять кредит в  банке. Этому также благоприятствует то, что администрация Алтайского края осуществляет компенсацию части  банковской процентной ставки по привлеченным сельскохозяйственными предприятиями кредитам через Россельхозбанк.

Рассчитаем стоимость  кредита на 1 год под 16 % годовых:

 

FV = PV * (1 + r) n, (38)

 

где PV – текущая  стоимость;

r – процентная  ставка;

n – количество  периодов начисления.

 

FV = 3222,6 * (1 + 0,16) 1 = 3738,2 тыс.руб.

 

Оплата процентов  банку составит 3738,2 – 3222,6 = 515,6 тыс.руб.

Субсидирование  процентов (2/3) составит 343,7 тыс.руб.

Банку остается выплатить 171,9 тыс.руб.

 

3.2 Резервы увеличения  суммы прибыли за счет снижения  себестоимости отдельных видов  продукции

 

Важное направление  поиска резервов роста прибыли –  снижение затрат на производство и  реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации  основных фондов и других расходов.

Для выявления и  подсчета резервов роста прибыли  за счет снижения себестоимости может  быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно  выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов  производственных ресурсов: плановый и нормативный; достигнутый на передовых  предприятиях; базовый; фактически достигнутый  средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран.

При сравнительном  методе количественного измерения  резервов их величина определяется путем  сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной. Обобщающая количественная оценка общей суммы  резерва снижения себестоимости  продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов.

Если анализу  прибыли предшествует анализ себестоимости  продукции и определена общая  сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле:

 

Р↑ПС = ∑Р↓Сi (VРПi ф + Р↑ VРПi) , (35)

 

где Р↑ПС - сумма  резерва роста прибыли за счет снижения себестоимости;

Р↓Сi – предварительно выявленный резерв снижения себестоимости  каждого вида продукции;

VРПi ф – возможный  объем реализации продукции с  учетом резерва роста объема  продаж;

Р↑ VРПi – резерв роста объема продаж.

Из факторного анализа  увеличения прибыли выберем ту продукцию, которая выпускалась по завышенной против плана себестоимости.

Предположим, что  на предприятии будет проведен ряд  мероприятий по снижению себестоимости  этих видов продукции до плановых показателей, путем введения строжайшего  режима экономии, уменьшения потерь от брака и внепроизводственных  расходов, ликвидации потерь рабочего времени за счет простоев, болезней рабочих, поиска и использования  более дешевых видов сырья  и т.д.

Для нахождения резервов снижения себестоимости единицы  продукции составим таблицу 17 на основании  табл.13.

 

Таблица 17 - Определение  резервов снижения себестоимости единицы  продукции, тыс. руб.

№ п/п

Вид продукции

Себестоимость плановая

Себестоимость фактическая

Резерв снижения себестоимости

1

Молоко

8000

8132

132

2

Прочая продукция

17400

17535

135


 

Резерв снижения себестоимости рассчитан как  разница между фактической и  плановой себестоимостью.

Обобщим данные по резервам увеличения суммы прибыли  за счет снижения себестоимости отдельных  видов продукции в таблице 18.

 

Таблица 18 - Резервы  увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости отдельных  видов продукции.

№ п/п

Вид продукции

Резерв снижения себестоимости продукции

Планируемый объем  реализации продукции, т

Резерв увеличения прибыли, тыс.руб.

1

Молоко

132

8800

1146

2

Прочая продукция

135

13300

1759


 

Как видно из таблицы, снижение себестоимости отдельных  видов продукции до плановых показателей  дает резерв прибыли в сумме 2905 тыс. руб.

Обобщим резервы  увеличения суммы прибыли на 2011г. в таблице 19.

 

Таблица 19 - Резервы  увеличения суммы прибыли на 2011г.

№ п/п

Вид продукции

Резерв за счет увеличения объема продаж, тыс.руб.

Резерв за счет снижения себесто-имости, тыс. руб.

Общий резерв, тыс.руб.

1

Молоко

100,3

1146

1246,3

2

Прочая продукция

254,7

1759

2013,7

 

Итого:

355

2905

3260


 

Из данной таблицы  видно, что общая сумма резерва  прибыли составляет 3260 тыс.руб., причем, основная сумма прибыли – за счет снижения себестоимости.

 

Таблица 20 - Анализ состава и динамики общей прибыли  и определение уровня рентабельности на 2011г., тыс.руб.

Показатель

2009г.

2011г.

Результат

1.Выручка от реализации  продукции.

232992

238541

+5549

2.Себестоимость  проданных товаров, продукции,  работ и услуг

224551

221646

-2905

3.Валовая прибыль

8441

11701

+3260

4.Прибыль (убыток) от продаж

8441

11701

+3260

5. Чистая прибыль

8521

12100

+3579

6. рентабельность  реализованной продукции

3,76

5,3

1,54

Рентабельность  продаж

3,85

4,9

+1,05


 

Как видно из таблицы, результатом использования резервов увеличения прибыли за счет увеличения объемов производства, снижения себестоимости  продукции стало увеличение суммы  прибыли на 3579 тыс.руб.

Мы рассмотрели  три конкретных варианта поиска резервов увеличения прибыли предприятия.

Учитывая, что предприятие  в настоящее время работает более  или менее эффективно, ежегодно накапливает  прибыль для развития и расширения производства, можно сказать с  уверенностью, что в будущем оно и дальше будет расширять рынки сбыта для реализации продукции, пользующейся постоянным спросом как на территории Алтайского края, так и в ближайших соседних регионах.

 

Заключение

 

На основании  вышеприведенного исследования вопроса  о экономической сущности прибыли  и проведенного анализа формирования и использования прибыли на примере  предприятия ОАО "ЛАКТ" можно  сделать следующие выводы.

Прибыль является важнейшим  показателем эффективной деятельности предприятия, источником финансирования производственных и социальных расходов, дополнительного вознаграждения работников, отражающим эффективность производства, объем и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

В процессе экономического анализа используются следующие  основные виды прибыли: валовая прибыль  – разность между выручкой от реализации продукции и производственной себестоимостью реализованной продукции; балансовая прибыль – финансовый результат  от реализации продукции, работ и  услуг; чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия  после уплаты всех налогов, экономических  санкций и отчислений в благотворительные  фонды; нераспределенная прибыль –  это чистая прибыль за минусом  ее использованной суммы на накопление и потребление.

Основным показателем  прибыльности предприятия является рентабельность, отражающая степень  доходности предприятия. Показатели рентабельности используются в процессе анализа  финансово-хозяйственной деятельности, при принятии управленческих решений.

Одними из важнейших  этапов при формировании прибыли  является ее прогнозирование и планирование. При этом особое внимание уделяется  факторам, влияющим на размеры прибыли, таким как объем и структура  реализованной продукции, себестоимость, уровень цен.

Полученная балансовая прибыль предприятия распределяется по трем направлениям: бюджет, предприятие, собственники. После уплаты налогов  и выплаты дивидендов распределение  чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных  фондов: накопления, потребления, резервного и фонда социальной сферы.

Информация о работе Повышение эффективности формирования и использования прибыли на предприятии в ОАО "Лакт"