Повышение эффективности формирования и использования прибыли на предприятии в ОАО "Лакт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

Основная цель ВКР – проведение анализа прибыли на предприятии и определение путей совершенствования процессов ее формирования и использования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования прибыли на предприятии.
2. Провести анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ".
3. Определить основные резервы увеличения прибыли на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы процессов формирования и использования прибыли на предприятии
1.1 Понятие, сущность, функции прибыли на предприятии
1.2 Формирование и использование прибыли на предприятии
1.3 Планирование прибыли. Факторы ее роста
1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии
2. Анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Специализация и размер производства
2.3 Трудовые ресурсы, производительность труда на предприятии
2.4 Себестоимость и экономическая эффективность переработки молока
2.5 Анализ состава и динамики общей прибыли
2.6 Анализ прибыли от реализации продукции
2.7 Факторный анализ прибыли от реализации продукции
2.8 Анализ использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.9 Анализ рентабельности предприятия
3. Совершенствование процессов формирования прибыли за счет изыскания ее резервов
3.1 Резервы увеличения суммы прибыли за счет увеличения объемов реализации отдельных видов продукции
3.2 Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 124.49 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 8- Структура  себестоимости переработки молока.

Статьи затрат

Годы

 

2008г.

2009г.

- сырье и основные  материалы

- вспомогательные  материалы

- топливо и энергия

- зарплата

- отчисления на  соцстрах

- расходы на содержание  и эксплуатацию оборудования

В т.ч.

- амортизация

- цеховые расходы

- общезаводские  расходы

Итого

147017,6

19518,8

16003,6

4651,9

1240,0

12545,1

 

1411

9912,7

12251,6

224551

152017

22482,9

18670,7

8678,9

2748,4

9817,3

 

1345

9224,5

11766,4

236515


 

Анализируя таблицу 8 можно сделать вывод, что затраты  на производство продукции в 2009 году возросли и составили 236515 тыс.руб. , что больше чем в 2008 году на 11964 тыс. руб. что связано с увеличением  расходов по всем статьям затрат. Наибольший удельный вес занимают сырье и  основные материалы, а так же топливо  и энергия.

Экономическая эффективность  – важнейшая экономическая категория, отображающая целесообразность того или  иного производства. Эффективность  зависит от многих факторов: себестоимости  продукции, технологии производства, производительности труда работников, качества производимой продукции и т.д. Рассмотрим экономическую  эффективность переработки молока.

 

Таблица 9 - Экономическая  эффективность переработки молока.

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

% 2009г к 2007г

Количество реализованной  продукции, т.

15378

19693,5

21714,7

42

Выручка от реализации, тыс.руб.

187309

232992

256291

35,5

Полная себестоимость  реализованной продукции, тыс.руб.

183626

224551

236515

31,4

Прибыль, тыс.руб.

3683

8441

19776

430,7

Уровень рентабельности, %.

2

3,76

8,36

370,3


 

По данной таблице  можно отметить, что произошло  значительное увеличение количества реализованной  продукции, что в первую очередь  связано с расширением производства, а так же увеличением ассортимента выпускаемой продукции. Также увеличивается  выручка от реализации продукции  и полная себестоимость (35 и 31% соответственно). Уровень рентабельности в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличивается, что связано с значительным ростом прибыли предприятия.

 

2.5 Анализ состава  и динамики общей прибыли

 

Анализ состава  и динамики прибыли имеет важное значение как для руководства  предприятия, так и для его  учредителей и кредиторов. Для  руководства такой анализ позволяет  определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним  из источников финансирования капитальных  вложений и пополнения оборотных  средств. Учредителям и акционерам она является источником получения  дохода на вложенный ими в данное предприятие капитал. Кредиторам подобный анализ дает возможность погашения  предоставленных хозяйствующему субъекту кредитов и займов, включая и уплату причитающихся процентов.

Анализ бухгалтерской  прибыли (до налогообложения) начинается с исследования ее динамики и структуры  как по общей сумме, так и в  разрезе составляющих ее элементов.

Данные для оценки уровня и динамики показателей бухгалтерской  прибыли в ОАО "ЛАКТ". за три  последних года взяты из отчетов "О прибылях и убытках" и  представлены в таблице 10.

 

Таблица 10 - Анализ состава и динамики общей прибыли

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

(+; -) 2009 г. от 2007 г.

1.Выручка от реализации  продукции, тыс.руб.

187309

232992

256291

68982

2.Себестоимость  реализованной продукции, тыс.руб.

183626

224551

236515

52889

3.Валовая прибыль

3683

8441

19776

16138

5.Прибыль (убыток) от продаж

3683

8441

19776

16138

6.Прочие доходы

540

100

434

-106

7.Прочие расходы

19

20

112

93

10.Прибыль (убыток) до налогообложения

4204

8521

20098

15894

11.Чистая (нераспределенная) прибыль или убыток

4204

8521

20098

15894


 

Как показывают данные таблицы 10, выручка от реализации без  НДС и акцизов в 2009 г. увеличилась  на 68982 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом. Себестоимость реализованной продукции  отчетного года увеличилась на 52889 тыс. руб. Чистая прибыль увеличилась  на 15894 тыс. руб.за три года.

В целом по предприятию  уровень и динамика показателей  финансовых результатов деятельности предприятия показали неплохой результат.

 

2.6 Анализ прибыли  от реализации продукции

 

Прибыль как главный  результат производственной деятельности обеспечивает потребности предприятия  и государства в целом. Поэтому  прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем  прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от деятельности предприятия.

Важными факторами  роста прибыли, зависящим от деятельности предприятий, являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными  условиями; снижение ее себестоимости; повышение качества; улучшение ассортимента; повышение эффективности использования  производственных фондов; рост производительности труда.

К факторам, не зависящим  от деятельности предприятий, относятся: изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию; влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и другие.

В составе валовой  прибыли учитывается прибыль  от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей  суммы выручки от реализации этой продукции налога на добавленную  стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции  – основная часть валовой прибыли.

Отдельной составной  частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятия  могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения  объема производства, недостатков в  системе снабжения, реализации и  других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому  от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой  прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой  прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть положительными и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных  сельских хозяйств, торговых организаций, находящиеся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей  продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно отразится на объеме валовой прибыли.

Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли  является прибыль от реализации продукции. Поэтому в первую очередь анализируют  общее изменение прибыли от реализации (табл. 11) на основе отчетов "О прибылях и убытках".

 

Таблица 11 - Анализ прибыли от реализации продукции

Наименование показателей

2007г.

2008г.

2009г.

Отклоне-ние2009г  к 2007г., тыс.руб.

1.Выручка от реализации  продукции, тыс.руб.

187309

232992

256291

68982

2.Себестоимость  произведенной продукции, тыс.руб.

183626

224551

236515

52889

3.Валовая прибыль

3683

8441

19776

16138

5.Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.

3683

8441

19776

16138


 

Как показывают данные таблицы 11, выручка от реализации без  НДС и акцизов в 2009 г. увеличилась  на 68982 тыс. руб. Себестоимость реализованной  продукции отчетного года увеличилась  на 52889 тыс. руб. Прибыль от продаж увеличилась  на 16138 тыс. руб. в среднем за три  года.

Ключевым элементом  прибыли от продаж является валовая  прибыль. Она представляет собой  разницу между выручкой от продажи  товаров и себестоимости проданных  товаров.

Важное значение для оценки финансовых результатов  деятельности предприятия имеет  факторный анализ прибыли от продажи  товаров (продукции, работ и услуг).

 

2.7 Факторный анализ  прибыли от реализации продукции

 

Валовая прибыль  является главным элементом прибыли  от продаж. Формируется она под  влиянием следующих факторов:

- объема продажи  продукции;

- себестоимости  реализованных изделий;

- продажных цен  на реализованную продукцию

Пофакторный анализ валовой прибыли осуществляется по данным отчета "О прибылях и  убытках" за текущий и базисный периоды, а также на основании  плана прибыли и рентабельности.

Факторная модель прибыли  от реализации продукции имеет вид:

 

П = V РПi * ( Цi - Сi ) (30)

 

где П – сумма  прибыли;

V РПi – объем  продаж;

Цi - цена изделия (плановая или фактическая);

Сi – себестоимость  изделия (плановая или фактическая).

Методика расчета  влияния факторов способом абсолютных разниц:

- изменение суммы  прибыли за счет изменения  объема продаж (∆ Пvрп ):

 

∆ Пvрп = (V РПф - V РПпл) * (Цпл - Спл) ;(30)

 

- изменение суммы  прибыли за счет изменения  цены изделия (∆ Пц):

 

∆ Пц = (Цф - Цпл) * V РПф; (30)

 

- изменение суммы  прибыли за счет изменения  себестоимости изделия (∆Пс):

∆ Пс = - (Сф – Спл) * V РПф. (31)

 

Проведем факторный  анализ прибыли ОАО "ЛАКТ" за 2009г. на основании Отчета о прибылях и  убытках за 2009г., Плана прибыли  и рентабельности на 2009г. (таблица 12) и документации планово-экономического отдела.

 

Таблица 12 - План прибыли  и рентабельности на 2009г.

№ п/п

Показатели

2007г.

2008г.

План на 2009г.

1.

Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

187309

232992

135245

2.

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

183626

224551

230260

3.

Валовая прибыль, тыс. руб.

3683

8441

6077

4.

Прибыль от продажи, тыс. руб.

3683

8441

6077

5.

Чистая прибыль, тыс. руб.

4204

8521

6399

6.

Рентабельность  реализованной продукции, %

(прибыль от продаж / себестоимость *100)

2

3,76

4,5

7.

Рентабельность  продажи, %

(Чистая прибыль/выручка*100)

2,24

3,85

4,1

Информация о работе Повышение эффективности формирования и использования прибыли на предприятии в ОАО "Лакт"