Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:35, дипломная работа
Основная цель ВКР – проведение анализа прибыли на предприятии и определение путей совершенствования процессов ее формирования и использования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования прибыли на предприятии.
2. Провести анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ".
3. Определить основные резервы увеличения прибыли на предприятии.
Введение
1. Теоретические основы процессов формирования и использования прибыли на предприятии
1.1 Понятие, сущность, функции прибыли на предприятии
1.2 Формирование и использование прибыли на предприятии
1.3 Планирование прибыли. Факторы ее роста
1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии
2. Анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Специализация и размер производства
2.3 Трудовые ресурсы, производительность труда на предприятии
2.4 Себестоимость и экономическая эффективность переработки молока
2.5 Анализ состава и динамики общей прибыли
2.6 Анализ прибыли от реализации продукции
2.7 Факторный анализ прибыли от реализации продукции
2.8 Анализ использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.9 Анализ рентабельности предприятия
3. Совершенствование процессов формирования прибыли за счет изыскания ее резервов
3.1 Резервы увеличения суммы прибыли за счет увеличения объемов реализации отдельных видов продукции
3.2 Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции
Заключение
Таблица 8- Структура
себестоимости переработки
Статьи затрат |
Годы | |
2008г. |
2009г. | |
- сырье и основные материалы - вспомогательные материалы - топливо и энергия - зарплата - отчисления на соцстрах - расходы на содержание и эксплуатацию оборудования В т.ч. - амортизация - цеховые расходы - общезаводские расходы Итого |
147017,6 19518,8 16003,6 4651,9 1240,0 12545,1 1411 9912,7 12251,6 224551 |
152017 22482,9 18670,7 8678,9 2748,4 9817,3 1345 9224,5 11766,4 236515 |
Анализируя таблицу 8 можно сделать вывод, что затраты на производство продукции в 2009 году возросли и составили 236515 тыс.руб. , что больше чем в 2008 году на 11964 тыс. руб. что связано с увеличением расходов по всем статьям затрат. Наибольший удельный вес занимают сырье и основные материалы, а так же топливо и энергия.
Экономическая эффективность
– важнейшая экономическая
Таблица 9 - Экономическая
эффективность переработки
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
% 2009г к 2007г |
Количество реализованной продукции, т. |
15378 |
19693,5 |
21714,7 |
42 |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
187309 |
232992 |
256291 |
35,5 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
183626 |
224551 |
236515 |
31,4 |
Прибыль, тыс.руб. |
3683 |
8441 |
19776 |
430,7 |
Уровень рентабельности, %. |
2 |
3,76 |
8,36 |
370,3 |
По данной таблице
можно отметить, что произошло
значительное увеличение количества реализованной
продукции, что в первую очередь
связано с расширением
2.5 Анализ состава и динамики общей прибыли
Анализ состава и динамики прибыли имеет важное значение как для руководства предприятия, так и для его учредителей и кредиторов. Для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из источников финансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств. Учредителям и акционерам она является источником получения дохода на вложенный ими в данное предприятие капитал. Кредиторам подобный анализ дает возможность погашения предоставленных хозяйствующему субъекту кредитов и займов, включая и уплату причитающихся процентов.
Анализ бухгалтерской прибыли (до налогообложения) начинается с исследования ее динамики и структуры как по общей сумме, так и в разрезе составляющих ее элементов.
Данные для оценки уровня и динамики показателей бухгалтерской прибыли в ОАО "ЛАКТ". за три последних года взяты из отчетов "О прибылях и убытках" и представлены в таблице 10.
Таблица 10 - Анализ состава и динамики общей прибыли
Показатель |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
(+; -) 2009 г. от 2007 г. |
1.Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
187309 |
232992 |
256291 |
68982 |
2.Себестоимость
реализованной продукции, тыс. |
183626 |
224551 |
236515 |
52889 |
3.Валовая прибыль |
3683 |
8441 |
19776 |
16138 |
5.Прибыль (убыток) от продаж |
3683 |
8441 |
19776 |
16138 |
6.Прочие доходы |
540 |
100 |
434 |
-106 |
7.Прочие расходы |
19 |
20 |
112 |
93 |
10.Прибыль (убыток) до налогообложения |
4204 |
8521 |
20098 |
15894 |
11.Чистая (нераспределенная) прибыль или убыток |
4204 |
8521 |
20098 |
15894 |
Как показывают данные
таблицы 10, выручка от реализации без
НДС и акцизов в 2009 г. увеличилась
на 68982 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом.
Себестоимость реализованной
В целом по предприятию уровень и динамика показателей финансовых результатов деятельности предприятия показали неплохой результат.
2.6 Анализ прибыли от реализации продукции
Прибыль как главный
результат производственной деятельности
обеспечивает потребности предприятия
и государства в целом. Поэтому
прежде всего важно определить состав
прибыли предприятия. Общий объем
прибыли предприятия
Важными факторами
роста прибыли, зависящим от деятельности
предприятий, являются: рост объема производимой
продукции в соответствии с договорными
условиями; снижение ее себестоимости;
повышение качества; улучшение ассортимента;
повышение эффективности
К факторам, не зависящим
от деятельности предприятий, относятся:
изменения государственных
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.
Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.
Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть положительными и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящиеся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно отразится на объеме валовой прибыли.
Важнейшим составляющим
элементом бухгалтерской
Таблица 11 - Анализ прибыли от реализации продукции
Наименование показателей |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Отклоне-ние2009г к 2007г., тыс.руб. |
1.Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
187309 |
232992 |
256291 |
68982 |
2.Себестоимость
произведенной продукции, тыс. |
183626 |
224551 |
236515 |
52889 |
3.Валовая прибыль |
3683 |
8441 |
19776 |
16138 |
5.Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
3683 |
8441 |
19776 |
16138 |
Как показывают данные таблицы 11, выручка от реализации без НДС и акцизов в 2009 г. увеличилась на 68982 тыс. руб. Себестоимость реализованной продукции отчетного года увеличилась на 52889 тыс. руб. Прибыль от продаж увеличилась на 16138 тыс. руб. в среднем за три года.
Ключевым элементом
прибыли от продаж является валовая
прибыль. Она представляет собой
разницу между выручкой от продажи
товаров и себестоимости
Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от продажи товаров (продукции, работ и услуг).
2.7 Факторный анализ
прибыли от реализации
Валовая прибыль является главным элементом прибыли от продаж. Формируется она под влиянием следующих факторов:
- объема продажи продукции;
- себестоимости реализованных изделий;
- продажных цен на реализованную продукцию
Пофакторный анализ
валовой прибыли осуществляется
по данным отчета "О прибылях и
убытках" за текущий и базисный
периоды, а также на основании
плана прибыли и
Факторная модель прибыли от реализации продукции имеет вид:
П = V РПi * ( Цi - Сi ) (30)
где П – сумма прибыли;
V РПi – объем продаж;
Цi - цена изделия (плановая или фактическая);
Сi – себестоимость изделия (плановая или фактическая).
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:
- изменение суммы прибыли за счет изменения объема продаж (∆ Пvрп ):
∆ Пvрп = (V РПф - V РПпл) * (Цпл - Спл) ;(30)
- изменение суммы прибыли за счет изменения цены изделия (∆ Пц):
∆ Пц = (Цф - Цпл) * V РПф; (30)
- изменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости изделия (∆Пс):
∆ Пс = - (Сф – Спл) * V РПф. (31)
Проведем факторный анализ прибыли ОАО "ЛАКТ" за 2009г. на основании Отчета о прибылях и убытках за 2009г., Плана прибыли и рентабельности на 2009г. (таблица 12) и документации планово-экономического отдела.
Таблица 12 - План прибыли и рентабельности на 2009г.
№ п/п |
Показатели |
2007г. |
2008г. |
План на 2009г. |
1. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
187309 |
232992 |
135245 |
2. |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
183626 |
224551 |
230260 |
3. |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
3683 |
8441 |
6077 |
4. |
Прибыль от продажи, тыс. руб. |
3683 |
8441 |
6077 |
5. |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
4204 |
8521 |
6399 |
6. |
Рентабельность реализованной продукции, % (прибыль от продаж / себестоимость *100) |
2 |
3,76 |
4,5 |
7. |
Рентабельность продажи, % (Чистая прибыль/выручка*100) |
2,24 |
3,85 |
4,1 |