Повышение эффективности формирования и использования прибыли на предприятии в ОАО "Лакт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

Основная цель ВКР – проведение анализа прибыли на предприятии и определение путей совершенствования процессов ее формирования и использования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования прибыли на предприятии.
2. Провести анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ".
3. Определить основные резервы увеличения прибыли на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы процессов формирования и использования прибыли на предприятии
1.1 Понятие, сущность, функции прибыли на предприятии
1.2 Формирование и использование прибыли на предприятии
1.3 Планирование прибыли. Факторы ее роста
1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии
2. Анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Специализация и размер производства
2.3 Трудовые ресурсы, производительность труда на предприятии
2.4 Себестоимость и экономическая эффективность переработки молока
2.5 Анализ состава и динамики общей прибыли
2.6 Анализ прибыли от реализации продукции
2.7 Факторный анализ прибыли от реализации продукции
2.8 Анализ использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.9 Анализ рентабельности предприятия
3. Совершенствование процессов формирования прибыли за счет изыскания ее резервов
3.1 Резервы увеличения суммы прибыли за счет увеличения объемов реализации отдельных видов продукции
3.2 Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 124.49 Кб (Скачать файл)

 

Результаты факторного анализа приведены в таблице 13.

 

Таблица 13 - Факторный  анализ прибыли от реализации отдельных  видов продукции за 2009г.

Вид продукции

Объем продаж, т.

Цена 1 т,руб.

Себестоимость 1 т.,.руб.

Прибыль, тыс.руб.

Изменение суммы  прибыли, тыс.руб.

 

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Всего

В том числе за счет

                   

объема про-даж

цены

себе-стои-мости

Молоко

8800

8686

8880

9000

8000

8132

8243,5

8039,2

-204,3

-100,3

1042

-1146

Прочее

13300

13029

18340

18410

17400

17535

13160,7

12059

-1101,7

-254,7

912

-1759

Итого

           

21404

20098

-1306

-355

1954

-2905


 

Сумма прибыли (П) = Объем продаж (VРП) * (Цена единицы  продукции – Себестоимость единицы  продукции):

П 1пл = 8800 * (9000 – 8000) = 8800 тыс.руб.;

П 1ф = 8686 * (9000 – 8132) = 7539 тыс.руб.;

П 2пл = 13300 * (18340 - 17400) = 12502 тыс.руб.;

П 2ф = 13029 * (18410 – 17545) = 11270 тыс.руб.;

 

Расчет изменения  суммы прибыли за счет объема продаж:

 

∆П VРП 1 = (8686 – 8800) * (8880 – 8000) = -100,3 тыс.руб.;

∆П VРП 2 = (13029 – 13300) * (18340 – 17400) = -254,7 тыс.руб.;

 

Расчет изменения  суммы прибыли за счет цены единицы  продукции:

 

∆П Ц 1 = (9000 – 8880) * 8686 = 1042 тыс.руб.;

∆П Ц 2 = (18410 – 18340) * 13029 = 912 тыс.руб.;

 

Расчет изменение  суммы прибыли за счет себестоимости  изделия:

 

∆П С 1 = - (8132 – 8000) * 8686 = -1146 тыс.руб.;

∆П С 2 = - (17535 – 17400) * 13029 = -1759 тыс.руб.;

 

Данные таблицы  показывают, что уменьшение суммы  фактической прибыли по сравнению  с плановой составила за 2009 год 1306 тыс.руб.

Положительное влияние  на изменение суммы прибыли в  целом оказал только один фактор –  цена на молоко и прочую продукцию  предприятия (сливки, творог, сметана  и т.д.) За счет этого фактора относительное  увеличение прибыли составило 1954 тыс.руб.

Факторы объема продаж и себестоимости показали отрицательные  значения: - 355 тыс.руб. и -2905 тыс.руб. соответственно.

 

2.8 Анализ использования  прибыли в ОАО "ЛАКТ"

 

Распределение и  использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей руководителей  и формирование доходов государства.

Механизм распределения  прибыли должен быть построен таким  образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют  право использовать полученную прибыль  по своему усмотрению, кроме той  части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

Экономически обоснованная система распределения прибыли  должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и  максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды  предприятий.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дельнейшее развитие деятельности предприятия. Никакие органы, в том числе  государство, не имеют права вмешиваться  в процесс использования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Наряду с финансированием  производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских  и социальных нужд. Так, из это прибыли  выплачиваются единовременные поощрения  и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, осуществляются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам. Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Прибыль используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для  уплаты различных штрафов и санкций.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие  условия хозяйственного развития предприятия  при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и  расширения предпринимательской деятельности.

Основная задача анализа использования прибыли  состоит в выявлении тенденций  и пропорций, сложившихся в распределении  прибыли за отчетный период по сравнению  с планом в динамике. По результатам  анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении  прибыли и наиболее рациональному  ее использованию.

В процессе анализа  необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и  сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника, сумма прибыли  на одного работника, один рубль основных производственных фондов.

Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании  прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому  направлению использования прибыли.

Основными факторами, определяющими размер отчислений в  фонды накопления и потребления, могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды. Располагаемая прибыль в хозяйстве  используется только для внутренних нужд и не идет на расширение производства.

 

2.9 Анализ рентабельности  предприятия

 

Рентабельность  – один из важнейших показателей  эффективности производства, используемых для оценки деятельности предприятия. Предприятие работает рентабельно  в том случае, если доходы, полученные им в результате производственно-хозяйственной  деятельности, превышают расходы  на производство работ.

В процессе анализа  рентабельности предприятия изучается  динамика всех показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и  проводятся межхозяйственные сравнения  с предприятиями – конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость  затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной  продукции, ее себестоимости и средних  цен реализации.

Показатели рентабельности – это относительные показатели, наиболее полно характеризующие  эффективность деятельности предприятия. Поэтому расчет и анализ показателей  рентабельности проводится в динамике за ряд лет (табл.14).

Таблица 14 - Расчет показателей рентабельности по ОАО "ЛАКТ"

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

1.Исходные данные  для расчета показателей рентабельности

1.1.Выручка от  реализации товаров (без косвенных  налогов), тыс.руб.

 

187309

 

232992

 

256291

1.2.Полная себестоимость  реализованных товаров, тыс.руб.

183626

224551

236515

1.3.Прибыль от  реализации (от продаж) (стр.1.1 – стр.1.2), тыс.руб.

3683

8441

19776

1.4.Бухгалтерская  прибыль (прибыль до налогообложения), тыс.руб.

4204

8521

20098

1.5. Чистая прибыль,  тыс.руб.

4204

8521

20098

1.6. Средняя стоимость  основных средств, тыс.руб.

55689

55809

55507

1.7.Средняя стоимость  внеобо-ротных активов, тыс.руб.

-

-

-

1.8.Средняя стоимость  оборотных активов, тыс.руб.

8903

8975

9556

1.9.Средняя стоимость  мате-риально - производственных  запасов, тыс.руб.

670,9

692,5

866,8

1.10.Средняя стоимость  собственного капитала, тыс.руб.

6636

7629

8501

2.Расчет показателей  рентабельности, %

2.1.Рентабельность  реализованной продукции (РРП),(стр. 1.3 / стр. 1.2 * 100)

2

3,76

8,36

2.2.Рентабельность  продаж (стр.1.4 / стр.1.1 *100)

2,24

3,85

7,84


 

Для расчета показателей  были использованы бухгалтерские балансы, Отчеты о прибылях и убытках. Из данных таблицы следует, что показатели рентабельности за 2009 год по сравнению  с 2007г. значительно повысились, что  свидетельствует об эффективной  деятельности ОАО "ЛАКТ"

 

3. Совершенствование  процессов формирования прибыли  за счет изыскания ее резервов

 

Проведя анализ формирования прибыли в ОАО "ЛАКТ" за три  года (с 2007 по 2009гг.) мы видим, что предприятие  с каждым годом работает все более  эффективно и получает прибыль в  стабильно повышающихся размерах. Но, как следует из анализа факторного влияния на рост прибыли (таблица 13), есть резервы для получения еще большей прибыли на базе действующего производства и с той же численностью работающих.

Одним из путей совершенствования  процессов получения прибыли  является изыскание ее резервов за счет выполнения производственного  плана в полном объеме.

Из анализа видно, что не вся продукция произведена  в запланированных объемах, что  повлекло за собой и недополучение  запланированных сумм прибыли.

Также на уменьшение прибыли повлияло и увеличение фактической  себестоимости по сравнению с  запланированной.

Так, из анализа  видно, что произведенная продукция  ниже плановой. Основной причиной этого  явилась также проблема с сырьем, его нехватка и замена на более  дорогостоящее.

Рассмотрим, как  повлияют на величину прибыли увеличение объема реализованной продукции, снижение ее себестоимости и изменение  цены реализации за единицу продукции.

 

3.1 Резервы увеличения  суммы прибыли за счет увеличения  объемов реализации отдельных  видов продукции

 

Из факторного анализа  применения величины прибыли выберем  те виды продукции, по которым не выполнены  планы по объему выпуска, и определим  величины невыполнения отдельно по каждому  виду. Определим резервы роста  прибыли за счет увеличения объема реализации продукции до плановых показателей.

Для этого резервы  роста объема реализации умножим  на фактическую прибыль в расчете  на единицу продукции соответствующего вида:

 

Р↑ПVРП = ∑( Р↑VРПi * П'iФ), (35)

 

где Р↑ПVРП – сумма  резерва роста прибыли;

Р↑VРПi – выявленный ранее резерв увеличения объема реализации продукции;

Информация о работе Повышение эффективности формирования и использования прибыли на предприятии в ОАО "Лакт"