Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:35, дипломная работа
Основная цель ВКР – проведение анализа прибыли на предприятии и определение путей совершенствования процессов ее формирования и использования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования прибыли на предприятии.
2. Провести анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ".
3. Определить основные резервы увеличения прибыли на предприятии.
Введение
1. Теоретические основы процессов формирования и использования прибыли на предприятии
1.1 Понятие, сущность, функции прибыли на предприятии
1.2 Формирование и использование прибыли на предприятии
1.3 Планирование прибыли. Факторы ее роста
1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии
2. Анализ формирования и использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Специализация и размер производства
2.3 Трудовые ресурсы, производительность труда на предприятии
2.4 Себестоимость и экономическая эффективность переработки молока
2.5 Анализ состава и динамики общей прибыли
2.6 Анализ прибыли от реализации продукции
2.7 Факторный анализ прибыли от реализации продукции
2.8 Анализ использования прибыли в ОАО "ЛАКТ"
2.9 Анализ рентабельности предприятия
3. Совершенствование процессов формирования прибыли за счет изыскания ее резервов
3.1 Резервы увеличения суммы прибыли за счет увеличения объемов реализации отдельных видов продукции
3.2 Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции
Заключение
Как видно из таблицы 2 сырьевая база несколько изменилась. Сократилось число поставщиков молока – в 2008 и в 2009 гг. прекратилась поставка молока из Калманского и Усть – калманского района, вероятно из-за снижения надоев молока или сокращения деятельности предприятия. Практически вдвое, по сравнению с 2007 годом, сократилось число давальцев, вероятно по тем же причинам. Основным же поставщиком был и остается ООО Торговый Дом "ЛАКТ" на его долю приходится до 33,5% объемов поставок молока. В целом, доля давальцев составляла на 2009 год 86,1%, что на 7,2% меньше, чем в 2007 году. ОАО "ЛАКТ" получает сырье и от хозяйств и заводов нашего края, доля этих хозяйств и заводов в поставке молока предприятию не велика, в 2006 году она составила 13,9%, а в 2007 году она была еще меньше – 6,7%.
Производственные мощности предприятия составляют 100 тыс.тонн в год. Из данных в таблице видно, что они используются лишь на 14% в 2007 году, 17,6% в 2008 году и 17,4 в 2009 году.
2.2 Специализация и размер производства
Большое влияние
на результаты хозяйственной деятельности
оказывают ассортимент и
При формировании ассортимента
и структуры выпуска продукции
предприятие должно учитывать, с
одной стороны, спрос на данные виды
продукции, а с другой – наиболее
эффективное использование
Увеличение объемов производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению его структуры, т.е. соотношения отдельных видов продукции в общем их выпуске.
Изменение структуры
производства оказывает большое
влияние на все экономические
показатели: объем выпуска в стоимостной
оценке, материалоемкость, себестоимость
товарной продукции, прибыль, рентабельность.
Если увеличивается удельный вес
более дорогой продукции, то объем
ее выпуска в стоимостном
Специализация производства,
форма общественного разделения
труда, выражающаяся в делении старых
и формировании новых отраслей производства,
а также в разделении труда
внутри отраслей. В углублении специализации
производства проявляется усиление
общественного характера
Развитие специализации
производства – важное условие быстрого
роста и совершенствования
Товарная продукция
представляет собой весь объем проданной
продукции по всем каналам реализации.
Данный показатель помогает определить
приоритеты предприятия в сбытово-
В ее состав включаются готовые изделия, укомплектованные в соответствии с договорами поставки, запасные части, полуфабрикаты собственного производства, работы и услуги производственного характера, то есть то, что реализуется на рынке.
ОАО "ЛАКТ" выпускает весь ассортимент молочной продукции под торговыми марками "ЛАКТ", "Молочная радуга", "Коровкино молоко".
Высокое качество продукции подтверждается наличием дипломов с краевых и общероссийских выставок и ярмарок, в которых ОАО "ЛАКТ" успешно участвует несколько лет подряд. Потребители продукции ОАО "ЛАКТ" - жители Барнаула и Алтайского Края.
Для анализа состава и структуры товарной продукции обратимся к данным таблицы 3.
Таблица 3 - Состав и структура товарной продукции
Наименование продукции |
2008г. |
2009г. | ||
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% | |
Молоко 2,5% фляжн. |
2.0 |
1,8 |
- |
- |
Молоко п/пак |
26443,1 |
22,2 |
31776,8 |
20,61 |
Молоко т/рекс |
11,5 |
0,001 |
70,8 |
0,04 |
Молоко 2,5% п/пак буфет |
131,4 |
0,11 |
- |
- |
Молоко 6% п/пак 0,5 л. |
- |
- |
33,8 |
0,02 |
Обрат натуральный |
448,2 |
0,376 |
863,8 |
0,56 |
Молоко г/с |
27366,2 |
22,98 |
32745,2 |
21,24 |
Молоко давальческое |
18374,8 |
15,43 |
13624,6 |
8,84 |
Молоко всего |
45741,0 |
38,4 |
46369,8 |
30,08 |
Сливки 10% т/рекс |
2367,4 |
1,99 |
2511,8 |
1,63 |
Сливки 10% т/рекс буфет |
114,1 |
0,09 |
- |
- |
Сливки г/с |
2481,5 |
2,08 |
2511,8 |
1,63 |
Сливки давальческие |
1385,2 |
1,16 |
1133,6 |
0,73 |
Сливки всего |
3866,7 |
3,24 |
3645,4 |
2,36 |
Кефир 2,5% т/р 0,5 л. буфет |
63,8 |
0,05 |
- |
- |
Ряженка 4% т/Рекс буфет |
18,7 |
0,01 |
- |
- |
Снежок 2,5% т/Рекс буфет |
14,9 |
0,01 |
- |
- |
Кефир |
3193,7 |
2,68 |
3408,9 |
2,21 |
Ряженка 4% |
1429,8 |
1,2 |
1740,5 |
1,13 |
Снежок 2,5% |
1605,1 |
1,35 |
1838,4 |
1,19 |
Йогурт фрукт. 2,5% |
1113,8 |
0,93 |
1312,9 |
0,85 |
Бифидок 2,5% т/Рекс |
527,9 |
0,44 |
691,4 |
0,45 |
Варенец 2,5% т/Рекс |
770,4 |
0,65 |
944,0 |
0,61 |
Бифилюкс 2,5% т/Рекс |
70,6 |
0,06 |
- |
- |
Кисломолочная г/с |
8808,7 |
7,39 |
9936,1 |
6,45 |
Кисломолочная давальческая |
12210,4 |
10,25 |
25205,5 |
16,35 |
Кисломолочная всего |
21210,4 |
17,81 |
25205,5 |
16,35 |
Сметана буфет. |
204,6 |
0,17 |
- |
- |
Сметана 20% |
3094,1 |
2,60 |
4112,5 |
2,67 |
Сметана 15% |
4094,4 |
3,44 |
5301,0 |
3,44 |
Сметана 10% |
- |
- |
310,5 |
0,2 |
Сметана г/с |
7393,1 |
6,2 |
9724,0 |
6,31 |
Сметана давальческая |
5649,3 |
4,74 |
7358,5 |
4,77 |
Сметана всего |
13042,4 |
10,95 |
17082,5 |
11,08 |
Творог 2% |
12487,4 |
10,49 |
17520,9 |
11,37 |
Творог н/стандарт |
- |
- |
90,0 |
0,06 |
Альбуминовый творог |
- |
- |
302,4 |
0,2 |
Творог |
12487,4 |
10,49 |
17913,3 |
11,62 |
Творог давальческий |
2762,9 |
2,32 |
4200,9 |
2,72 |
Творог всего |
15250,3 |
12,8 |
22114,2 |
14,35 |
Масло |
10831,2 |
9,09 |
16774,5 |
10,88 |
Масло давальческое |
789,8 |
0,66 |
895,5 |
0,58 |
Масло всего |
11621,0 |
9,76 |
17670,0 |
11,46 |
Сыр |
8404,4 |
7,05 |
18776,6 |
12,18 |
"Биоритм" |
20,7 |
0,02 |
3049,7 |
1,98 |
Сыворотка обогащения |
97,0 |
0,08 |
- |
- |
Сыворотка мол. Паст. п/пак |
7,6 |
0,006 |
223,4 |
0,14 |
Итого |
125,3 |
0,1 |
3273,1 |
2,1 |
Всего по предприятию |
119070,2 |
100 |
154137,1 |
100 |
Анализируя данные таблицы 3 видно, что существенных изменений в структуре товарной продукции на предприятии не произошло. Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает молоко (30,08 % в 2009 году и 38,40 % в 2008 году) и кисломолочная продукция (16,35 % в 2009 году и 17,81 в 2008 году). Также необходимо отметить незначительное увеличение удельного веса в 2009 году сыра, творога, масла наряду с уменьшением удельного веса молока и кисломолочной продукции.
Для анализа ресурсного потенциала предприятия рассмотрим таблицу 4.
Таблица 4 - Размеры производства предприятия.
показатели |
2007г |
2008г |
2009г |
2009г в % к 2007г |
Стоимость валовой продукции (в текущих ценах, тыс.руб.) |
170087,7 |
238596,9 |
279365,5 |
180,84 |
Среднегодовая численность работников, чел |
282 |
288 |
286 |
101,42 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб. |
55689 |
55809 |
55507,5 |
99,67 |
Энергетическая мощность, кВт/час |
1820 |
1820 |
1820 |
100 |
Электрическая мощность, кВт/час |
3011615 |
3267680 |
3194800 |
106,08 |
Анализируя данные
таблицы 4 видно, что в период с 2007
по 2009 год на предприятии наблюдается
значительное увеличение стоимости
валовой продукции. Это связано
как с увеличением объемов
производства, так и с увеличением
себестоимости. При анализе ресурсного
потенциала наблюдается незначительное
снижение стоимости основных производственных
фондов (ОПФ на предприятии не возобновляются),
среднегодовая численность
Основными конкурентами ОАО "ЛАКТ" являются:
Таблица 5 – Конкуренты ОАО "ЛАКТ"
производитель |
марка |
ЗАО "Барнаульский молочный комбинат", г. Барнаул, Алтайский Край. |
"Молочная сказка" |
ОАО "Сибирское молоко", г. Новосибирск, Новосибирская область |
"Домик в деревне" |
ОАО "Сибирское молоко", г. Новосибирск, Новосибирская область |
"Веселый молочник" |
ОАО "Славгородское молоко", г. Славгород, Алтайский край |
"Столица молока" |
ЗАО "Рубцовский молочный завод", г. Рубцовск, Алтайский край |
|
ООО "Компаньон плюс", г. Бийск, Алтайский край |
|
ОАО "Славгородское молоко", с. Поспелиха, Алтайский край |
"Столица молока" |
Жесткие условия конкуренции и отсутствие лоббирования интересов ОАО "ЛАКТ" на местном и региональном уровнях управления привели к тому, что в данный момент доля рынка незначительна. (рис 3)
Сокращение доли рынка ОАО "Лакт" на территории Алтайского края привело к ежегодному снижению объемов производства и реализации продукции. В качестве основной причины складывающейся ситуации мы определили сбытовую ориентацию деятельности ОАО "ЛАКТ", что в условиях жесткой конкуренции недопустимо.
2.3 Трудовые ресурсы, производительность труда на предприятии
Повышение эффективности производства и конечные результаты труда непосредственно зависят от уровня квалификации кадров и степени использования трудовых ресурсов. Состав трудовых ресурсов предприятия представлен различными категориями рабочих, состоящих в штате. Средний возраст работников ОАО "ЛАКТ" составляет 35-55 лет.
Рассмотрим, как обеспечено перерабатывающее предприятие трудовыми ресурсами.
Таблица 6 - Среднесписочный состав рабочей силы
Категории работников |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Производственно – промышленный персонал |
274 |
279 |
278 |
Непромышленная группа |
5 |
5 |
5 |
Совместители |
2 |
3 |
2 |
Не списочный состав |
- |
1 |
1 |
Итого |
282 |
288 |
286 |
Анализируя данные
таблицы 6 можно сделать вывод, что
предприятие практически
Основной экономической
категорией, которая характеризует
эффективность использования
Основные показатели производительности труда представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Показатели производительности труда
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Валовая продукция, тыс.руб. |
170087,7 |
238596,9 |
279365,5 |
Валовой доход, тыс.руб. |
27849,7 |
35581,9 |
41132,3 |
Затраты труда, чел.-час. |
522382 |
553219 |
514745 |
Произведено валовой продукции на 1 среднегодового работника, тыс.руб. |
603,2 |
828,5 |
976,8 |
Получено валового дохода, тыс.руб. - на 1 среднегодового работника - на 1.тыс. чел.-час. |
98,7 53,3 |
123,5 64,32 |
144 80 |
На основе данных
таблицы 7 можно сделать вывод, что
трудовые ресурсы на предприятии
в 2009 году по сравнению с 2007 годом
использовались эффективнее, что связано
с увеличением стоимости
2.4 Себестоимость и экономическая эффективность переработки молока
Себестоимость является одним из наиболее важных показателей, характеризующих экономическую деятельность перерабатывающих предприятий.
Структуру затрат на переработку молока в ОАО "ЛАКТ" рассмотрим в таблице 8.