Разработка мероприятий повышению эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы - разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий;
Провести анализ хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица», включающий анализ организационной структуры, загрузки номерного фонда, анализ потребителей и конкурентов, внеоборотных активов, технико-экономических показателей, факторный анализ рентабельности, анализ себестоимости услуг;

Файлы: 1 файл

diplom_goncharov_dima.doc

— 904.00 Кб (Скачать файл)

Ресторанно-гостиничный комплекс «Медведица» расположен в историческом центре города Михайловка Волгоградской области, в 15 минутах ходьбы от архитектурных памятников, церквей, соборов и народной площади. Основным видом деятельности данного предприятия является предоставление услуг размещения и питания.

Общество является юридическим лицом и его правовой статус определяется Гражданским кодексом РФ, Учредительным договором и Уставом закрытого акционерного общества «Медведица». Комплекс «Медведица» в соответствии с Уставом закрытого акционерного общества «Медведица» функционирует на рынке услуг г. Михайловки с 1992 г. и предоставляет широкий спектр услуг.

Целью деятельности ЗАО «Медведица» является удовлетворение потребностей потребителей в товарах и услугах, производимых и предоставляемых предприятием и получение прибыли от основной деятельности.

В соответствии с Уставом ЗАО «Медведица» осуществляет следующие виды деятельности:

    • проведение в различных формах работы по организации досуга и отдыха;
    • оказание гостиничных и прочих бытовых услуг населению и юридическим лицам;
  • оказание услуг общественного питания;
    • осуществление пошива, ремонта, изготовления, настройки и наладки культурного, спортивного, туристического инвентаря;
    • организация и эксплуатация автостоянок;
    • туристическая деятельность, в том числе организация домов отдыха, отелей;
    • осуществление иной деятельности, которая прямо или косвенно способствует осуществлению стоящих перед Обществом задач.

Главным источником прибыли ЗАО «Медведица» является оказание гостиничных услуг. Гостиница «Медведица» предназначена для временного проживания граждан, вне зависимости от места прописки. Ресторанно-гостиничный комплекс «Медведица» располагается на 5-ти этажах. Все службы гостиницы работают 24 часа.

Услуги, предоставляемые в гостиницах, подразделяются на основные и дополнительные. К основным услугам относятся услуги размещения и услуги питания.

В гостинице 36 номеров. Каждый номер оборудован по самым современным международным стандартам. Номера люкс и полулюкс оформлены в европейском стиле. В номерах категории «люкс» установлены: домашний кинотеатр, сплит-системы, сейф для хранения ценных вещей, телефон, доступ в Интернет и сеть программ «НТВ ПЛЮС».

Комплекс «Медведица» предоставляет потребителям различные категории номеров. Структура номерного фонда представлена в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.-  Структура номерного фонда ЗАО «Медведица»

Категория номера

Количество номеров

Удельный вес, %

Эконом-класс

12

33

Стандартный

10

28

Полулюкс

8

22

Люкс

6

17

Итого

36

100


 

По данным таблицы видно, что в структуре номерного фонда преобладают номера категорий «Эконом-класс» (33 %) и «Стандартный» (28%).

Ресторанно-гостиничный комплекс ЗАО «Медведица» помимо основных услуг – проживания и питания, предоставляет своим клиентам ряд дополнительных услуг, таких как автостоянка грузовых и легковых автомобилей, услуги прачечной.

Организационная структура управления представляет собой состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих функции управления предприятием.

Главной задачей организационной структуры ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица» является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. При разработке организационной структуры высшее руководство придерживается четырех направлений: специализация работ; определение полномочий; размер контрольных функций; методы координации.

Организационная структура управления ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица» представлена на рисунке 2.1.1.

Для определения эффективности управления рассчитывается коэффициент численности управленческих работников, который показывает, какую долю в общем числе работников на предприятии занимает управленческий персонал. На предприятии ЗАО «Медведица» этот показатель равен 40,74 %, что говорит о том, что почти половина всего персонала предприятия является управленческим. Это является недостатком организационной структуры анализируемого предприятия, для устранения которого требуется проведение мероприятий по оптимизации организационной структуры.

Функции подразделений и обязанности сотрудников ЗАО «Медведица» регламентированы в должностных инструкциях.

На директора ресторанно-гостиничного комплекса возложена административная ответственность за все его ведомство, включая планирование бюджета для пополнения запасов, контроль расходов, а так же набор и отсев новых служащих. В отсутствие директора его обязанности возлагаются на менеджера гостиницы.

 

Рис. 2.2.1 Организационная структура комплекса «Медведица»

Главный бухгалтер ведет учет и анализ всей хозяйственной деятельности ЗАО «Медведица».

Администратор осуществляет бронирование номеров, предоставляет места прибывшим в гостиницу, производит расчеты за проживание и предоставленные дополнительные услуги, а так же следит за соблюдением внутреннего распорядка в гостинице.

Служба горничных занимается уборкой номеров, коридоров и других помещений в которых осуществляется прием гостей.

Ответственный за этаж обязан проверять состояние номеров, и улаживать проблемы возникшие на его этаже, например, обнаружение плохо работающих приборов или удовлетворение особых запросов клиентов.

К важнейшим функциям службы приема относится приветствие гостя и выполнение необходимых формальностей при его размещении. Одна из функций службы приема — ведение картотеки гостей. На каждого гостя после его пребывания в гостинице заполняется специальная карточка, в которой содержится информация, собранная со всех служб гостиницы, имевших с гостем контакт.

Ответственный за прачечную заботится не только о чистоте белья спальных комнат и белья проживающих, но и о том, чтобы все вещи были возвращены в полной сохранности в указанные сроки.

Менеджер ресторана планирует, организует и контролирует работу ресторана, планирует и рационально организует рабочее время персонала, контролирует качество обслуживания посетителей ресторана.

Шеф-повар планирует меню, изучает требования клиентов к обслуживанию и качеству блюд и продуктов, изучает жалобы и претензии гостей к качеству блюд и обслуживания, ведет статистический учет жалоб и претензий, готовит предложения по совершенствованию работы; составляет заявки на необходимые продовольственные товары, полуфабрикаты и сырье, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. осуществляет постоянный контроль за технологией приготовления пищи; нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены; осуществляет расстановку поваров и других работников производства.

Метрдотель руководит всей работой, связанной с сервисом обслуживания посетителей в зале ресторана. Он руководит работой официантов, контролирует соблюдение ими правил обслуживания посетителей, внутреннего распорядка, личной гигиены, ношения форменной одежды.

Таким образом, организационная структура управления имеет линейно-функциональный тип. Обязанности сотрудников ЗАО «Медведица» четко регламентированы, что предоставляет руководству возможность эффективного управления предприятием. Однако высокий коэффициент управленческого персонала говорит о снижении эффективности управления на предприятии. Решением данной проблемы может стать рассмотрение руководством таких методов оптимизации организационной структуры как сокращение численности управленческого персонала, четкое распределение функций менеджмента по организационным звеньям.

2.2 Оценка внешней среды функционирования ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица»

Внешней средой функционирования ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица» являются его конкуренты и потребители.

Анализ конкурентов ЗАО «Медведица» проводится с целью определения положения данного предприятия на рынке гостиничных услуг  г. Михайловка. Наблюдение за деятельностью конкурентов дает возможность удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволяет предприятию стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Для определения конкурентоспособности гостиничных предприятий необходимо указать критерии, по которым проводится оценка предприятий. Основными критериями при анализе конкурентоспособности комплекса «Медведица» являются:

    • месторасположение предприятия,
    • ассортимент услуг,
    • стоимость размещения,
    • номерной фонд гостиницы.

Основными конкурентом ООО «Медведица» в области предоставления гостиничных услуг в г. Михайловка являются ОАО «Себряковская» и ООО «Галактика».

Сравнительная характеристика конкурентов по выбранным критериям представлен в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1. - Сравнительная характеристика конкурентов

Критерии конкуренто-способности

Медведица

Галактика

Себряковская

Месторасположение (по отношению к центру города)

Непосредственно в центре

Средняя отдаленность

Небольшая отдаленность

Номерной фонд (номера/места)

36/73

38/80

30/51

Стоимость проживания

1000/6900

900/4800

1000/5500

Ассортимент услуг, в т.ч.:

услуги ресторана

банкетный зал

автостоянка (платная)

доступ в Интернет

массажный кабинет

парикмахерская

конференц-зал

платежный терминал

прачечная

 

+

+

+

+

-

-

-

-

+

 

+

+

+

+

-

-

+

+

+

 

+

-

-

+

+

+

-

-

+


 

Из таблицы видно, что наибольший набор дополнительных услуг предоставляет гостиница «Галактика». Это объясняется тем, что в последнее время на данном предприятии проводились мероприятия, направленные на расширение ассортимента услуг, модернизацию номерного фонда с целью повышения статуса предприятия.

Помимо этого, предприятие ведет ценовую политику, которая позволяет ему предоставлять услуги размещения по более низким ценам по сравнению со стоимостью размещения в комплексе «Медведица». Таблица показывает, что главным конкурентом анализируемой гостиницы является предприятие ООО «Галактика», поскольку оно обслуживает аналогичный сегмент потребителей, хотя и имеет некоторое отдаленное  месторасположение.

Следующим этапом анализа конкурентной среды является бальная оценка предприятий-конкурентов и собственно анализируемого предприятия по ранее определенным критериям. Для оценки используется 10-ти бальная система, результаты оценки представлены в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2. - Оценка конкурентоспособности гостиниц

Критерии конкурентоспособности

Уд. вес

Медведица

Галактика

Себряковская

оценка

балл

оценка

балл

оценка

балл

Месторасположение

0,15

10

1,50

8

1,20

9

1,35

Номерной фонд

0,30

9

2,7

10

3,00

9

2,70

Стоимость проживания

0,20

9

1,80

10

2,00

10

2,00

Ассортимент

Услуг

0,35

9

3,15

10

3,50

8

2,80

Итого

1,00

37

8,15

38

9,70

36

8,85

Информация о работе Разработка мероприятий повышению эффективности хозяйственной деятельности предприятия