Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 19:36, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий;
Провести анализ хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица», включающий анализ организационной структуры, загрузки номерного фонда, анализ потребителей и конкурентов, внеоборотных активов, технико-экономических показателей, факторный анализ рентабельности, анализ себестоимости услуг;
Из результатов оценки следует, что ведущим предприятием, осуществляющим оказание гостиничных услуг на рынке г. Михайловка является гостиница ООО «Галактика». Анализируемое предприятие ЗАО «Медведица» не занимает ведущее место, однако находится на втором месте.
По данным таблицы 2.2.2 строится профиль конкурентоспособности предприятий.
Рис. 2.2.2 Профиль конкурентоспособности гостиниц г. Михайловка
Согласно проведенному анализу следует, что комплекс «Медведица» не является лидером на рынке гостиничных услуг города Михайловки. Предприятие уступает своему главному конкуренту в области ассортимента предоставляемых услуг. Следовательно, руководству гостиницы необходимо уделить внимание данному аспекту деятельности гостиничного предприятия. Однако помимо этого, предприятие имеет конкурентные преимущества. В частности это расположение в центре городе, номерной фонд с различными категориями номеров и большим количеством мест, что позволяет обслуживать большее количество потребителей.
По результатам оценки «Медведица» занимает третье место среди предприятий-конкурентов, что при наличии выше указанных преимуществ свидетельствует о неполной реализации потенциала гостиницы.
Дополним данный анализ изучением потребителей услуг гостиницы «Медведица».
Понимание потребителей предоставляет предприятию возможности прогнозировать потребности клиентов, выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом, приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов; понимать, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении услуг; вырабатывать соответствующую стратегию маркетинга и конкретные элементы его наиболее эффективного комплекса, а также создавать систему обратной связи с потребителями товаров и услуг.
Сегментация потребителей предусматривает деление потребителей на отдельные сегменты посредством использования критериев сегментации – демографических, географических, поведенческих, социальных и экономических. К демографическим критериям сегментации относятся пол, возраст, семейное положение и прочие критерии. К географическим критериям сегментации можно отнести страна, из которой прибыл посетитель. Поведенческие критерии включают в себя модель поведения потребителей, род их деятельности, цель поездки и прибытия в гостиницу. Социальные критерии сегментации предусматривают социальное положение потребителей, социальный статус, уровень образования и т.д. Экономический критерий сегментации связан с определением доходов населения. Рассмотрим сегментацию потребителей исходя из вышеперечисленных критериев.
Информация для проведения анализа была получена посредством анкетирования клиентов гостиницы, а также использования дополнительных источников вторичной информации - журнала регистрации, в котором содержатся сведения о клиентах (фамилия, имя, адрес, дата прибытия и убытия, номера занимаемых комнат и т.д.); картотеки клиентов, в которой содержатся данные о всех постояльцах гостиницы за последние 12 месяцев. В нее помимо формальных данных вносятся сведения о предпочтениях клиентов относительно категории номеров, о предпочтениях относительно предоставления дополнительных услуг, количество предыдущих посещений и подробности, связанные с пребыванием в гостинице.
Данные, полученные в результате анкетирования и сбора информации из вторичных источников, представлены в таблице 2.2.3.
Таблица 2.2.3. - Сегментация потребителей услуг ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица»
Критерии сегментации |
Количество, чел |
Удельный вес, % |
1. Пол | ||
женский |
150 |
28 |
мужской |
390 |
72 |
2. Возраст, лет | ||
до 25 |
84 |
16 |
25 – 35 |
159 |
29 |
35 – 45 |
202 |
37 |
старше 45 |
95 |
18 |
3. Уровень дохода, руб./есс. | ||
До 10000 |
65 |
12 |
10000-20090 |
177 |
33 |
20090-40000 |
240 |
44 |
свыше 40000 |
58 |
11 |
4. Цель пребывания | ||
Бизнес |
347 |
65 |
Транзит |
78 |
14 |
Спортивный туризм |
81 |
15 |
Прочие |
34 |
6 |
5. Категория номеров | ||
Эконом-класс |
113 |
21 |
Стандартный |
134 |
25 |
Полулюкс |
204 |
38 |
Люкс |
89 |
16 |
6. Пожелания гостей | ||
Услуги конференц-зала |
206 |
38 |
Услуги СПА-салона |
168 |
31 |
Сувенирная лавка |
57 |
11 |
Проведение бранча в ресторане |
57 |
11 |
Прочие |
48 |
9 |
Наглядная иллюстрация сегментации потребителей по полу, цели пребывания и пожеланиям гостей представлены на рисунке 2.3.2, рисунке 2.3.3 и рисунке 2.2.4.
Согласно сегментации по половому и возрастному признакам следует, что основными потребителями услуг ЗАО «Медведица» являются мужчины в возрасте 25-45 лет.
Рис. 2.2.2 Сегментация потребителей по полу
Использование в процессе сегментации такого критерия как цель пребывания потребителей является одним из важнейших, поскольку это позволит определить направления дальнейшей работы предприятия. Сегментация потребителей по цели пребывания показывает, что основной целью прибытия являются командировки для решения каких-либо бизнес-вопросов. Посещение гостиницы со спортивными целями обусловлено проведением в городе Михайловка различных районных и межрайонных соревнований.
Рис. 2.2.3 Сегментация потребителей по цели пребывания
При определении путей развития и проведении соответствующих мероприятий руководство предприятия должно учитывать предпочтения потребителей. Сегментация клиентов по данному критерию показывает, что основными пожеланиями потребителей являются обустройство в гостинице конференц-зала, а также предоставление услуг СПА-салона и проведение бранча в ресторане при гостинице.
Рис. 2.2.4 Сегментация по пожеланиям потребителей
Следовательно, основным сегментом потребителей услуг ЗАО «Медведица» являются мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, с уровнем дохода от 20 до 40 тыс.руб. в месяц, которые используют гостиницу как временное жилье, приезжая в командировки на близлежащие предприятия. Предпочтительными условиями размещения клиентов данного сегмента являются номера категории «Стандартный» и «Полулюкс». Основными пожеланиями потребителей в области предоставления дополнительных услуг являются наличие конференц-зала и СПА-центра при комплексе «Медведица». В области услуг питания потребители отдают предпочтение проведению бранчей.
В результате анализа потребителей услуг ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица» был выявлен основной сегмент потребителей. Характеристики в основном именно этого сегмента следует учитывать руководству при проведении мероприятий по расширению ассортимента услуг, совершенствованию качества предоставляемых услуг. При этом не следует забывать о необходимости привлечения новых сегментов из числа потенциальных клиентов комплекса «Медведица».
Руководству ресторанно-гостиничного комплекса необходимо предпринять меры по разработке стратегии, позволяющей удовлетворить пожелания клиентов, что в свою очередь позволит повысить статус предприятия на рынке гостиничных услуг г. Михайловка.
Расчет основных технико-экономических показателей, характеризующих деятельность ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица», представлен в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1 - Основные технико-экономические показатели деятельности ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица»
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Период |
Отклонение | ||
2012 г. |
2013 г. |
абсолют-ное |
относи-тельное, % | ||
Выручка от реализации |
Тыс. руб. |
11728,00 |
12170,00 |
442,00 |
3,77 |
Себестоимость услуг |
Тыс. руб. |
10924,00 |
11667,00 |
743,00 |
6,80 |
Валовая прибыль |
Тыс. руб. |
804,00 |
503,00 |
-301,00 |
-37,44 |
Продолжение таблицы 2.3.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Коммерческие, управленческие, прочие расходы |
Тыс. руб. |
302,00 |
321,00 |
19,00 |
6,29 | |
Прочие доходы |
Тыс. руб. |
85,00 |
67,00 |
-18,00 |
-21,18 | |
Прибыль до налогообложения |
Тыс. руб. |
587,00 |
249,00 |
-338,00 |
-57,58 | |
Налог на прибыль |
Тыс. руб. |
117,40 |
49,80 |
-67,60 |
-57,58 | |
Чистая прибыль |
Тыс. руб. |
469,60 |
199,20 |
-270,40 |
-57,58 | |
Число работников |
Чел. |
27,00 |
27,00 |
0,00 |
0,00 | |
Общая величина активов |
Тыс. руб. |
19260,00 |
21820,00 |
2560,00 |
13,29 | |
Стоимость основных средств |
Тыс. руб. |
5224,00 |
6060,00 |
836,00 |
16,00 | |
Годовой фонд оплаты труда |
Тыс. руб. |
3741,00 |
3997,00 |
256,00 |
6,84 | |
Рентабельность продаж |
% |
4,00 |
1,64 |
-2,37 | ||
Рентабельность совокупных активов |
% |
2,44 |
0,91 |
-1,53 | ||
Рентабельность основной деятельности |
% |
4,30 |
1,71 |
-2,59 | ||
Затраты на 1 рубль реализации |
х |
0,93 |
0,96 |
0,03 | ||
Производительность труда |
Тыс. руб./ 1 чел. |
434,37 |
450,74 |
16,37 |
3,77 | |
Средняя заработная плата |
Тыс. руб. |
138,56 |
148,04 |
9,48 |
6,84 | |
Фондоотдача |
х |
2,25 |
2,01 |
-0,24 |
-10,55 | |
Фондовооруженность |
Тыс. руб./ 1 чел. |
193,48 |
224,44 |
30,96 |
16,00 |
За анализируемый период выручка от реализации увеличилась на 442 тыс. руб. или на 3,77 %, при этом себестоимость услуг возросла на 743 тыс. руб. или на 6,80 %. Поскольку в абсолютных величинах выручка возросла меньше, чем себестоимость, валовая прибыль предприятия снизилась на 301 тыс. руб. или на 37,44 %.
В относительных величинах выручка также возросла меньше, чем себестоимость услуг, в результате чего затраты на 1 рубль реализованной продукции увеличились на 3 копейки. Это говорит о некотором снижении эффективности основной производственной деятельности организации, об увеличении затратоемкости предоставляемых услуг.
Коммерческие, управленческие и прочие расходы увеличились на 19 тыс. руб. или на 6,29 %, а прочие доходы снизились на 18 тыс. руб. или на 21,18 %. Сальдо прочих доходов и расходов за каждый из анализируемых периодов было отрицательным. Следовательно, налогооблагаемая и чистая прибыль уменьшились на 57,58 %, что говорит об уменьшении ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия.
Рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности и рентабельность совокупных активов предприятия за анализируемый период снизились, поскольку чистая прибыль организации уменьшилась, тогда как выручка, себестоимость и общая величина активов возросли. Это говорит о снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Медведица» в 2013 году.
Численность работников гостиницы «Медведица» за анализируемый период не изменилась. При этом фонд оплаты труда увеличился на 256 тыс. руб. или 6,84 %; средняя заработная плата возросла на 6,84%. Поскольку выручка от реализации возросла, а численность работников не изменилась, производительность труда на анализируемом предприятии возросла на 3,77%.
Общая величина активов комплекса увеличилась на 2560 тыс. руб. или на 13,29%. В основном это произошло за счет увеличения суммы дебиторской задолженности и суммы запасов. Стоимость основных средств ЗАО «Медведица» увеличилась на 836 тыс. руб. или на 16 %.
Фондоотдача в 2013 году снизилась на 10,55 %, это произошло за счет того, что:
Все это говорит о снижении эффективности использования основных средств.
Таким образом, в 2013 году эффективность финансово-хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица» снизилась, о чем говорит уменьшение всех видов прибыли, всех показателей рентабельности, фондоотдачи, увеличение затрат на 1 рубль реализованной продукции. Это говорит о необходимости разработки и внедрения ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности ЗАО «Медведица».