Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 19:36, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий;
Провести анализ хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица», включающий анализ организационной структуры, загрузки номерного фонда, анализ потребителей и конкурентов, внеоборотных активов, технико-экономических показателей, факторный анализ рентабельности, анализ себестоимости услуг;
Типичный пример использования комплекса – автоматизация ресторана площадью зала не более 150 квадратных метров и количеством посадочных мест не более 100. В таких ресторанах распространена схема работы с «барменом-кассиром», кассовая станция располагается на барной стойке и с ней работают как официанты, так и бармен. При этом система предлагает удобный интерфейс для каждого сотрудника, управляет заказами на кухню и в бар, хранит счета посетителей и предоставляет полную информацию управляющему.
Использование системы автоматизации ресторана ставит своей целью решение нескольких болезненных проблем:
Система автоматизации позволяет внедрить на предприятии четкую схему взаимодействия сотрудников и контролировать их работу в рамках этой схемы. Как только схема работы определена, мы можем оптимально распределить обязанности и права доступа между сотрудниками, определив каждому зону ответственности. Поскольку все сотрудники работают с системой, внося и получая данные, система может автоматически контролировать правильность исполнения инструкций, и предоставлять администратору (управляющему) отчет не только о результате работы, но и о процессе: кто и когда произвел какие действия, почему возникла та или иная ситуация (например, удаление или перенос заказа, включение скидки).
В течение всего времени работы «АСТОР: Ресторан SMART» аккуратно собирает данные о предприятии, заботливо храня информацию о каждом заказе. Эта информация – источник данных для принятия управленческих решений, анализа работы сотрудников и управления отношениями с посетителями.
Основной объем потерь от воровства персонала в ресторане приходится на торговый зал. Присваивание выручки заведения официантом зачастую принимает причудливые формы, но всегда связано с недостаточностью контроля.
Использование системы автоматизации обязывает официанта вносить данные в систему (иначе не получится предоставить гостю распечатанный счет), но часто оставляет возможность для коррекции этих данных в свою пользу: отказ, перенос по цепочке, скидка.
Здесь «АСТОР: Ресторан SMART» выгодно выделяется: в любой момент система составит подробный отчет о действиях сотрудников, указав на возможные злоупотребления.
Комплекс хранит всю информацию о меню и ценах, сотрудниках, залах, расположению и занятости столов, упрощает работу официантов, позволяет вести и печатать счета посетителей, производить расчеты.
Разграничение прав доступа и протоколирование всех совершенных действий позволяет контролировать работу сотрудников, защититься от воровства персонала и быстро разрешать спорные ситуации.
Подсистема бронирования столиков позволяет управлять списком планируемых посещений за любой период времени (резервы на произвольную дату), автоматически информируя официантов о резерве (недоступности стола).
Вся собираемая комплексом информация сохраняется и доступна для анализа в виде удобных и информативных отчетов.
В области управления издержками автоматизированная система управления позволяет проводить: анализ структуры себестоимости блюда; оценку влияния ингредиентов на себестоимость блюда; прогнозировать себестоимость при разных вариантах закладки; сравнение реальной и плановой себестоимости.
«АСТОР: Ресторан 4.0 SMART» - это специализированный комплекс автоматизации, призванный оперативно и безболезненно автоматизировать основные процессы торгового зала в ресторане.
В состав комплекса входит полностью оборудованное рабочее место кассира / официанта:
Кассовая станция поставляется с установленным лицензионным ПО «АСТОР: Table Service Advanced», кроме этого в состав комплекта входят дистрибутивы ПО «Модуль администратора SMART», инструкция по настройке, пользовательская документация и методические материалы для обучения персонала.
Закупка комплекса производится в компании «АСТОР», которая занимается автоматизацией управления и учета на предприятиях.
Обязанность по закупке и организации внедрения данной системы в деятельность предполагается возложить на управляющего рестораном при гостинице. Покупка системы «АСТОР: Ресторан 4.0 SMART» осуществляется в специализированном магазине «Лемма» города Ростов-на-Дону, поскольку возможности приобрести комплекс в Волгоградской области не предоставляется.
Реализация данного мероприятия для снижения себестоимости услуг подразумевает возникновение следующих затрат: на покупку комплекса, его установку; затраты на обслуживание в процессе работы, а также затраты на обучение персонала с работой системы «АСТОР: Ресторан 4.0 SMART».
Третьим предлагаемым мероприятием является оптимизация организационной структуры ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица».
Гостиницы и рестораны — это не только важнейший вид предприятий экономической деятельности, но и сложная организационная структура, характеризуемая распределением целей и задач управления между целыми подразделениями и отдельными работниками.
Анализ организационной структуры ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица» показал, что на предприятии очень большая доля управленческого персонала (40,74 %), что приводит к возникновению необоснованных затрат и дублированию полномочий.
Для оптимизации организационной структуры предприятия следует провести ее реорганизацию, которая включает в себя упразднение должности супервайзера и образование службы эксплуатации номерного фонда.
Служба эксплуатации номерного фонда - подразделение гостиницы, обеспечивающее техническое обслуживание и ремонт жилых и вспомогательных помещений, подготовку их к заселению, уборку и вывод из эксплуатации номеров для косметического или планового ремонта; обеспечивающее обслуживание гостей в номерах, поддерживающее необходимое санитарно-гигиеническое состояние номеров и уровень комфорта в жилых помещениях, занимающееся оказанием бытовых услуг гостям.
Создание такой службы на предприятии ЗАО «Медведица» предполагается путем объединения двух ныне существующих подразделений, а именно службы горничных и прачечной. Управление этой службой возлагается на менеджера службы эксплуатации номерного фонда, на должность которого назначается менеджер службы горничных. Менеджер службы эксплуатации номерного фонда - ответственное лицо гостиницы, в задачи которого входит руководство группой по ремонту и обслуживанию номерного фонда, горничными, уборщицами, консьержками и т.д.
Проведение мероприятия по созданию новой службы путем объединения двух существующих на предприятии предполагает сокращение одного из руководителей объединяемых служб, а именно заведующего прачечной.
Помимо сокращения заведующего прачечной внутри службы горничных также следует провести организационные изменения, а именно упразднить должность супервайзера на данном предприятии. В обязанности супервайзера входит контроль за работой горничных, он должен следить за состоянием отельных помещений и, если требуется, заказывать ремонтные работы. Однако, поскольку гостиница имеет небольшой номерной фонд, эти обязанности могут быть возложены на менеджера эксплуатации номерного фонда. К тому же, в обязанности дежурного по этажу также входит контроль за чистотой и состоянием помещений, соответственно, упразднение должности супервайзера поможет избежать дублирования полномочий.
Сокращение заведующего прачечной и супервайзера необходимо провести в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Организационная структура ЗАО «Медведица» после реализации мероприятий будет видоизменена и представлена на рис. 3.1.1.
В результате изменений, внесенных в организационную
структуру ЗАО «Медведица», было произведено
частичное сокращение административно-
Таким образом, мероприятия по повышению эффективности хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица», направленные на оптимизацию организационной структуры, структуры основных средств и снижение себестоимости услуг, позволят привлечь внимание потенциальных потребителей, создать благоприятный имидж гостиницы, тем самым получить доходы от реализации основных и дополнительных услуг
Рис. 3.1.1 Организационная структура гостинично-ресторанного комплекса ЗАО «Медведица» после проведения мероприятий по ее оптимизации
Бюджет проекта мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица» состоит из расходной части и доходной части. Расходная часть проекта включает единовременные затраты и текущие затраты на реализацию предложенных мероприятий. Доходная часть бюджета проекта мероприятий включает доходы от реализации мероприятий.
Единовременные и текущие затраты в данном проекте определяются по каждому направлению деятельности.
Совокупные единовременные и текущие затраты на реализацию мероприятий по обустройству конференц-зала и СПА-салона будут включать в себя:
Затраты на реализацию мероприятий по оптимизации структуры основных средств гостиницы в разрезе каждого из предложенных мероприятий представлены в таблицах 3.2.1 и 3.2.2.
Таблица 3.2.1. - Затраты на обустройство конференц-зала
Статья расходов |
Сумма, тыс.руб. |
Строительно-ремонтные работы |
25,00 |
Мебель в зал, в т.ч.: стол для конференций стулья офисные (40 шт.) вешалка напольная |
103,00 46,00 53,00 4,00 |
Оборудование в зал, в т.ч.: проектор мультимедийный Epson EB-X10 экран проекционный Lumien флипчарт с бумагой и маркерами акустическая система сплит-система Toshiba ноутбук Acer (3 шт.) |
151,50 23,00 9,00 4,50 10,00 35,00 70,00 |
Подключение к сети Internet |
2,50 |
Приобретение программного обеспечения |
10,00 |
Затраты на доплату к заработной плате ответственного лица |
6,00 |
Прочие расходы |
13,00 |
Итого: |
311,00 |
Из таблицы видно, что единовременные и текущие затраты на обустройство конференц-зала составят 311 тыс. руб.
Таблица 3.2.2. - Затраты на обустройство СПА-салона
Статья расходов |
Сумма, тыс.руб. |
Строительно-ремонтные работы |
32,00 |
Оснащение СПА-центра, в т.ч.: Парикмахерский зал Место мастера маникюра/педикюра Солярий (вертикальный и горизонтальный) Кабинет косметологии, в т.ч.: -кушетка косметологическая -оборудование для фотоэпиляции -оборудование для аппаратной косметологии -стерилизатор -другое мелкое оборудование и средства для оказания услуг |
457,00 85,00 23,00 135,00 314,00 6,00 89,00 206,00 3,00 10,00 |
Затраты на доплату к заработной плате ответственного лица |
6,00 |
Прочие расходы |
17,00 |
Итого: |
612,00 |