Шпаргалка по "Анализу финансово-хозяйственной деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 07:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 53 вопроса оп дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности ".

Файлы: 1 файл

Документ АФХД.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Индексный метод факторного анализа - такой прием элиминирования, который основан не на абсолютных, а на относительных показателях выполнении плана, динамики и пространственных сравнений, которые выражают отношения на фактическом уровне того показателя, который анализируется за отчетный период по сравнению с его уровнем за базисный период. Любой индекс можно рассчитать, сопоставив соизмеряемую (то есть отчетную) величину с базисной. Те индексы, которые выражают отношения между соизмеряемыми величинами, в финансовом анализе называют индивидуальными. В свою очередь те, которые характеризуют соотношения этих сложных явлений, называют групповыми либо тотальными.

 

По статистика в финансовом анализе используют различные формы индексов:

 

    Агрегатную

    Арифметическую

    Гармоническую  и др.

 

Агрегатный  индекс представляет собой основную форму общего вида индекса; он может  быть преобразован в другие формы  индексов (к примеру, в средний  арифметический или в средний  гармонический). Использование агрегатных индексов позволяет определить зависимость изменения степени результативных показателей в кратных и мультипликативных моделях от различных факторов.

Важно отметить, что корректность при определении  величины факторов зависит от величины погрешности, которая в свою очередь определяется:

 

    количеством  знаков после запятой (считается,  что их должно быть не менее  четырех);

    количеством  определяемых факторов (обратно  пропорциональная связь).

 

Индексный метод  факторного анализа определяется следующим принципом так называемого «построения индексов»: изменением лишь одного фактора, когда остальные остаются неизменны. Предположим, что Y есть произведение а, b, с, и d. В этом случае:

 

    I(a) = (a1*b0*c0*d0) / (a0*b0*c0*d0) – факторный индекс, показывающий, как изменяется показатель a.

    I(b) = (a1*b1*c0*d0) / (a1*b0*c0*d0) – факторный индекс, показывающий, как изменяется показатель b и т.д.

    I(y) = (a1*b1*c1*d1) / (a0*b0*c0*d0) – так называемый «общий индекс изменений в результирующем показателе» в зависимости от всех факторов.

    Важно  отметить, что при этом: I(y) = I(a)* I(b)* I(c)* I(d).

 

Индексный метод  факторного анализа позволяет проводить  разложение на факторы и относительных, и абсолютных отклонений в обобщающем показателе. Иными словами, влияние отдельного фактора можно определить при помощи разности числителя и знаменателя соответствующих индексов.

 

Такой принцип  разложения по факторам можно использовать в случае, если количество факторов равно двум (количественный и качественный), причем анализируемый показатель представляется в качестве их произведения.

 

Стоит сказать, что теория индексов не может дать некого обобщенного метода разложения по факторам отклонений определенного  обобщающего показателя в случае, если число факторов более двух. Для решения задач такого типа обычно используют метод цепной подстановки.

 

Сущность и  назначение способа относительных разниц. Сфера его применения. Алгоритм расчета влияния факторов этим способом.

Способ относительных  разниц, как и предыдущий, применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях типа V = (а - b)с. Он значительно проще цепных подстановок, что при определенных обстоятельствах делает его очень эффективным. Это прежде всего касается тех случаев, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.

Рассмотрим  методику расчета влияния факторов этим способом для мультипликативных моделей типа V = А х В х С. Сначала необходимо рассчитать относительные отклонения факторных показателей:

 

Тогда изменение  результативного показателя за счет каждого фактора определяется следующим  образом:

 

Согласно этому  правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100.

Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно  к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100.

Влияние третьего фактора определяется аналогично: к  плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.

Закрепим рассмотренную  методику на примере, приведенном в 6.1:

 

 

 

Как видим, результаты расчетов те же, что и при использовании  предыдущих способов.

Способ относительных  разниц удобно применять в тех  случаях, когда требуется рассчитать влияние большого комплекса факторов (8-10 и более). В отличие от предыдущих способов значительно сокращается количество вычислений.

 

Для расчета  влияния второго фактора необходимо умножить плановый объем валовой  продукции на разность между процентом  выполнения плана по общему количеству отрабо¬танных дней всеми рабочими D% и процентом выполнения плана по среднесписочной численности рабочих ЧР%:

 

Абсолютный  прирост валовой продукции за счет измене¬ния средней продолжительности рабочего дня (внутенных простоев) устанавливается путем умножения планового объема валовой продукции на разность между процентами вы¬полнения плана по общему количеству отработанных часов всеми рабочими t% и общему количеству отработанных ими дней D%:

 

Для расчета  влияния среднечасовой выработки  на изменение объема валовой продукции  необходимо разность между процен¬том выполнения плана по валовой продукции ВП% и процен¬том выполнения плана по общему количеству отработанных часов всеми рабочими t% умножить на плановый объем вало¬вой продукции ВПпл:

 

Преимущество  этого способа состоит в том, что при его при¬менении не обязательно рассчитывать уровень факторных по¬казателей. Достаточно иметь данные о процентах выполнения плана по валовой продукции, численности рабочих и количеству отработанных ими дней и часов за анализируемый период.

 

Способ  абсолютных разниц

применяется в детерминированном факторном анализе и позволяет оценить влияние каждого отдельного фактора на прирост результативного показателя. К достоинству этого метода относится достаточная простота. Способ абсолютных разниц можно использо-

вать только для мультипликативных и мультипликативно-аддитивных факторных моделей.

 

Для расчета  величины влияния фактора на результативный показатель следует умножить абсолютный прирост исследуемого фактора на плановую величину факторов, стоящих  от рассматриваемого фактора в модели справа, и на фактическое значение факторов, расположенных слева от исследуемого.

 

При использовании  этого способа большое значение имеет очередность расстановки  факторов в факторной модели и, соответственно, последовательность изменения значений факторов, так как от этого зависит количественная оценка влияния каждого фактора.

 

Для метода абсолютных разниц должна применяться правильно  построенная детерминированная  факторная модель, необходимо соблюдать  определенную очередность в расстановке  факторов.

 

Если в факторной модели присутствуют количественные и качественные факторы, то замену факторов следует начинать с количественного фактора.

 

№15 Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции.

 

Методика анализа  производства и реализации продукции. Факторы изменения ее объема. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

 

Объем производства и реализации промышленной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных  измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

 

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной  продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

 

Товарная продукция  отличается от валовой тем, что в  нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

 

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

 

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные  показатели объемов производства и  реализации продукции (штуки, метры, тонны  и т.д.). Их используют при анализе  объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

 

Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов  производства продукции, например, на консервных заводах используется такой  показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

 

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

 

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и  реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

 

№16 Анализ ассортимента (номенклатуры) и структуры  продукции.

 

Большое влияние  на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Номенклатура - перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции.

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием  объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и  разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

При формировании ассортимента и структуры выпуска  продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

определение текущих  и перспективных потребностей покупателей;

оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных  мер по внедрению новых, более  совершенных видов продукции  и изъятие из производственной программы  морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции  обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относится конъюнктура рынка, изменения спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины-недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостаток в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение  объема производства и реализации по одним и сокращение по другим видам  продукции приводит к изменению  ее структуры, т.е. соотношения отдельных  изделий в общем их выпуске. Выполнить  план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Информация о работе Шпаргалка по "Анализу финансово-хозяйственной деятельности"