Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:10, курс лекций
1. Понятие комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности (КЭАХД) и его значение для управления хозяйственной деятельности предприятия.
2. Цели, содержание КЭАХД.
3. Формирование системы показателей деятельности предприятия и ее использование в экономическом анализе.
4. Основные задачи КЭАХД и его роль в оценке бизнеса и принятии стратегических управленческих решений.
5. Организация КЭАХД.
Темпы роста производства и реализации продукции, повышение их качества влияют на величину себестоимости, прибыли, рентабельности предприятия, поэтому анализ этих данных имеет важное значение.
Для анализа выполнения плана производства и реализации продукции источниками информации служат:
-бизнес-план предприятия
-оперативные планы графики
-отчетность формы 1-п
годовая, квартальная,
Объектом анализа является:
-объем реализации продукции в целом и по ассортименту
-качество продукции
-структура производства и реализации продукции
-ритмичность произв-ва и реализ-и продукции
Объем выпуска и реализации
продукции характеризует
К стоимостным показателям относятся:
валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ с учетом незавершенного производства; товарная продукция, которая отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот; объем реализации продукции определяется или по отгрузки продукции покупателю или по оплате(выручке) может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
К натуральным показателям относятся: тонны, метры, штуки и тд
Условно-натуральные - разновидность натуральных показателей. Сущность состоит в том, что количество продукции какого-то вида принимается за единицу и все остальные виды пересчитываются с помощью переводных коэффициентов в этот вид продукции. Такие показатели применяются в консервной промышленности, холодильной и при планировании различных видов ремонта.
Нормативные трудозатраты - применяются в случаях много номенклатурного производства, в которых не представляется возможным использовать натуральные и условно-натуральные показатели. Они используются для обобщенной оценки объема выпуска продукции. Измеряются в нормо-часах.
Анализ выполнения плана и реализации продукции следует начинать с рассмотрения показателей выполнения плана по объему производства, применяем метод сравнения.
Чтобы охарактеризовать выполнение
плана необходимо рассчитать процент
выполнения плана и найти абсолютную
величину отклонения как разность между
отчетными и плановыми
Кроме того при анализе объема выпуска и реализации продукции изучают динамику, проводят расчет базисных и цепных темпов роста и прироста.
Среднегодовой темп роста выпуска и реализации продукции рассчитывается по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Среднегеометрическая величина темпов роста выпуска продукции может быть рассчитана по следующему алгоритму:
вп =
При анализе реализации продукции следует проводить анализ выполнения плана по поставкам продукции. Недовыполнение плана приводит к уменьшению выручки, прибыли, выплате штрафных санкций, потери рынка сбыта продукции в условиях конкуренции, что в конечном итоге может привести к спаду производства и даже к потере бизнеса. При этом обязательно выявляются причины недовыполнения плана, дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и величиной изменения его и поделить на плановый объем.
Кд.п.= ОП пл. ± ∆ОП / ОП пл.
На результаты хозяйственной деят-ти при прочих равных условиях оказывает влияние ассортимент выпускаемой продукции, например если в общем объеме произ-ва увелич-ся удельный вес более дорогой продукции то объем выпускав стоимостном выражении вырастает. Увеличивается прибыль, рентабельность и наоборот, поэтому при формировании ассортиментной политике необходимо учитывать этот фактор.
Однако при этом необходимо учитывать:
- оценку уровня
- покупательную способность населения и его потребности
- жизненный цикл товара
- степень риска изменений ассортимента продукции
Оценка выполнения плана по ассортименту производится с помощью ассортиментного коэффициента, который определяется путем деления общего фактического выпуска продукции зачтенного в выполнении плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции(продукция выполненной сверх плана, в план по ассортименту не засчитывается).
Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели - материалоемкость, материалоотдачу, фондоотдачу, фондоемкость, прибыль, рентабельность и ряд других.
Анализ проводится способом цепной постановки, абсолютных разниц и относительных разниц.
Качество продукции является одним из важных показателей, характеризующих деят-ть предприятия её конкурентоспособность, эффективность, т.к. качественная продукция пользуется спросом, способствует увеличению суммы прибыли за счет объема продаж и роста цен.
Качество продукции – такое состояние продукции, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации, надежность.
Существует несколько групп показателей, характеризующих качество продукции:
-удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
-удельный вес продукции высшей категории качества;
-средний коэф-т сортности;
-удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
-удельный вес
-удельный вес продукции
соответствующий мировым
-удельный вес экспортируемой продукции.
-полезность;
-надежность, долговечность, безотказность;
-технологичность, т.е.
эффективность конструкторских
и технологических решений(
-эстетичность изделия.
Задачи анализа качества продукции сводятся к следующему:
При решении первой задачи определяется доля продукции каждого сорта в общем объеме, сравниваются фактические и плановые значения.
Вторая задача-определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия, которые происходят следующим образом:
∆ТП=(Ц1-Ц0)*К1
∆ВР=(Ц1-Ц0)*VРП1
∆П=[(Ц1-Ц0*VРП1-(С1-С0)*VРП1)]
Ц0, Ц1 - цена изделия до и после изменения качества.
С0, С1 - себестоимость изделия до и после изменения качества.
К1 - количество произведенной продукции повышенного качества
VРП1-объем реализации продукции повышенного качества.
В случае изменения сортового состава вначале рассчитывается изменение средневзвешенной цены и средневзвешенной себестоимости единицы продукции. А затем определяется влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации - Прямой способ характеризующий качество производимой продукции.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Брак бывает исправимый и неисправимый, внутренний - выявленный внутри предприятия и внешний - выявленный потребителем.
Выпуск брака ведет
к росту себестоимости
В процессе анализа изучается
динамика брака по абсолютной сумме
и удельному весу, затем изучаются
причины понижения качества и
допущенного брака продукции
по местам их возникновения и центрам
ответственности и
Основными причинами понижения качества являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологий производства и её организации, квалификация рабочих, аритмичность производства.
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте предусмотренных планом.
Ритмичность характеризуется прямыми и косвенными показателями. К прямым показателям относятся:
-коэф-т ритмичности
-коэф-т вариации
-коэф-т аритмичности
-удельный вес произв-ва продукции за каждую декаду, месяц, квартал.
К косвенным показателям ритмичности относятся:
-наличие доплат за
-оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта
-потери от брака
-уплата штрафа за
-наличие сверхзапланированных остатков незавершенного производства
Ритмичность обеспечивает ритмичное производство и реализацию, плановый выпуск продукцию.
Анализ ритмичности работы
предприятия можно проводить гр
Графический метод заключается в том, что на основании данных о ежедневном плановом и фактическим выпуском строится график. На ось абсцисс откладываются периоды, на ось ординат - выпуск продукции в натур или стоимостном выражении.
Однако этот метод не дает сведений об ущербе.
Более предпочтителен расчетный метод.
Коэффициент ритмичности представляет собой разность между единицей и коэффициентом вариации.
Крит = 1- Квар.
Коэф-т вариации определяется как процентное отношение среднеквадратического отклонения(сигма) к средней величине выпуска продукции за соответствующий период.
Квар=сигма/Среднюю величину Х.
Коэф-т вариации характеризует степень отклонения отдельных значений признака выпуска продукции от его среднего значения.
Коэф-т аритмичности определяется как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый исследуемый период. Чем выше коэф-т аритмичности, тем менее ритмична работа предприятия и наоборот.
Причинами аритмичной работы предприятия являются:
-плохое финансовое состояние
-низкая организация
-плохая работа оборудования
-нарушение трудовой дисциплины
-низкое качество сырья
-внешние факторы:
На изменение объема реализации продукции влияет след группа факторов:
На изменение объема реализованной продукции влияют те же факторы что и на изменение объема выпуска продукции, за исключением 4фактора:
-изменение остатков готовой продукции;
-изменение остатков
Зная причины составляющих факторов 1,2,3,4 можно определить характер их влияния на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет конкретного фактора. Соответственно на фактическую численность персонала, материальных ресурсов и основных производственных фондов.