Виды прибыли и их использование в анализе хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Для успешной работы каждое предприятие должно стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсов, увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции.

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть……………………………………………………………6
1.1 Понятие и виды прибыли …………………………………………………6
1.2 Понятие и сущность рентабельности……………………………………..9
1.3 Система показателей рентабельности…………………………………...12
1.4 Факторы повышения рентабельности…………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список источников………………………………………………………………21
2.Практическая часть……………………………………………………………22
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовик по ТЭА.docx

— 130.65 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Нижегородский  государственный архитектурно-строительный университет» 

Институт  Экономики, управления и права 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

                            

Курсовая  работа

По дисциплине «Теория экономического анализа»

Специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Тема  работы: «Виды прибыли и их использование в анализе хозяйственной деятельности»

Работу  выполнил:

Студент Васильева Л. Н..

Группа  БУ-14

            Курс 3

Номер зачетной книжки 080449

                                                                                                             

                                                                                                               Работу проверил:

                                                                                                               Преподаватель  

                                                                                                               Анисимова В. И.

                                                                                                                 
 

Нижний  Новгород, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретическая часть……………………………………………………………6

    1. Понятие и виды прибыли …………………………………………………6
    2. Понятие и сущность рентабельности……………………………………..9
    3. Система показателей рентабельности…………………………………...12
    4. Факторы повышения рентабельности…………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список источников………………………………………………………………21

2.Практическая  часть……………………………………………………………22

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Для успешной работы каждое предприятие  должно стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсов, увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции.

     Проблема  эффективности занимает одно из центральных  мест среди совокупности проблем, стоящих  перед обществом. Она волнует  экономическую науку и хозяйственную  практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики  в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией  бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

     В рыночной экономике выживают и успешно  функционируют только те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можно продать. Ориентация деятельности только на «вал», на выполнение намеченных программ любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции.

     В связи с этим изменяется подход к  оценке эффективности функционирования предприятия. В командной экономике, ориентированной на увеличение объемов валового производства, основное внимание уделялось таким показателям эффективности, как производительность труда и фондоотдача. В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое место выходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежит прибыль.

     Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. При прочих равных условиях вложение средств или работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, снизить риск невозврата кредитных ресурсов, а фискальная система страны получит больше налогов.

     Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Необходимость данного сравнения можно также объяснить тем, что многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объёмы товарооборота, разные издержки и ресурсы.

     Рентабельность  — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение прибыли с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

     Таким образом, рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия, повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

     Всё вышесказанное обусловило актуальность темы курсовой работы.

     Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение видов прибыли и их применение в анализе хозяйственной деятельности, теоретических основ показателей рентабельности, применения их в финансовом анализе, выявление путей повышения рентабельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретическая часть
    1. Понятие и виды прибыли.
 

     Доход выступает в различных формах, важнейшей из которой является прибыль. В экономической литературе существуют разные концепции прибыли. Марксистская теория рассматривает прибыль как  превращенную форму прибавочной  стоимости, неоплаченный труд работников сферы материального производства. Превращенной эта форма является потому, что она представляется порождением  не только наемного труда, но и всего  затраченного капитала. Теория прибыли, и ее норма использовалась для  изменения как экономических  процессов образования средней  прибыли в ходе конкуренции, цены производства, ренты и проценты, так и классовых взаимоотношений  наемного труда и капитала. Прибыль  в капиталистическом обществе –  и цель производства, и движущий мотив технического прогресса, экономического роста.

     В централизованно планируемой экономике  прибыль не выдвигалась в качестве высшей цели и мотива производства, а лишь выступала одним из показателей  результативности производства на предприятиях, требованием хозяйствованием расчета. По всей сущности прибыль являлась формой чистого дохода, количественно  определяемой как разница между  выручкой от реализации (оптовой ценой  предприятия) и себестоимостью. Выступая денежной формой прибавочного продукта, прибыль отличается тем, что она, во-первых, формируется через цены, отражает их разновидность, конъюнктуру  рынка, а во–вторых, является формой дохода от уже реализованной продукции.

     В современной неоклассической экономической  теории отсутствует единая точка  зрения на сущность прибыли. Некоторые  западные экономисты (К. Макконнелл, С. Брю, Ф. Найт) рассматривают прибыль  как вознаграждение за предпринимательскую  деятельность или как компенсацию  за неопределенность в предпринимательской  деятельности. Другие связывают прибыль со способностью монополистов воздействовать на цену в свою пользу (Д. Робинсон, А. Хиртой, У. Боумоль, А. Бриндер).

     В рыночной экономике можно выделить экономическую, рисковую и функциональную теории прибыли. В основе первой лежит принцип теории предельной производительности, согласно которой капитал участвует в процессе производства и оказывает такую же «производительную» услугу, как и труд, получая соответствующую долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом – прибыли.

     В рисковой теории прибыль трактуется как порождение деятельности предпринимателей в условиях несовершенной конкуренции, для которой характерный риск, неопределенность и вызываемые ими  потери, банкротство, безработица. Здесь  прибыль рассматривается как  компенсация вознаграждения за преодоление  неопределенности.

     Сторонники  функциональной теории рассматривают  прибыль как вознаграждение за осуществление  функции нововведения, внедрения  достижений научно-технического прогресса  и за экономические услуги власти, обществу. Прибыль носит временный  характер, постоянно появляясь и  исчезая.

     Главными  формами прибыли являются экономическая  и бухгалтерская прибыль. Бухгалтерская прибыль - это часто дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т.е. платы за ресурсы поставщиков. При таком подходе учитываются только явные издержки и игнорируются внутренние (скрытые) издержки. Экономическая, или чистая, прибыль представляют собой часть дохода фирмы, которая остается после вычитания общего дохода всех издержек (внешних и внутренних, включая нормальную прибыль предпринимателя). Структура общего дохода и прибыли фирмы показаны на рис.1

       

     Рис. 1 «Структура общего дохода и прибыли фирмы». 

     В рыночном механизме используются и  другие формы прибыли: валовая, балансовая, нормальная, предельная, максимальная, монопольная. Валовая прибыль – это общая прибыль фирмы от реализации и внереализационные доходы.

       Балансовая прибыль - представляет собой общую сумму прибыли за вычетом понесенных фирмой убытков (прибыль от реализации + чистые внереализацинные доходы: штрафы, полученные за минусом уплаченных; проценты за кредит, полученные за минусом уплаченных и т.п.).

     Нормальная  прибыль - минимальный доход, который фирма должна получить, чтобы остаться заинтересованной в работе в данном сегменте рынка.

     Предельная  прибыль – определяется как разница между предельными доходами и предельными издержками. Эта прибыль на дополнительную единицу продукции. Для фирмы она является ориентиром для увеличения объема производства.

     Максимальная  прибыль – наибольшая прибыль при сравнении валового дохода и валовых издержек. Максимальную абсолютную величину прибыли фирма будет получать при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.

     Монопольная прибыль – это прибыль, получаемая фирмой – монополистом на основе ограничения конкуренции и, соответственно, производства продукции при повышении цены. Монопольная прибыль, как правило, выше средней прибыли, что объясняется перераспределением дохода между фирмами.

    1. Понятие и сущность рентабельности
 

     Любая целесообразная деятельность человека связана с проблемой эффективности. В любом случае эффективность определяется экономичностью хозяйствования и измеряется результатами, полученными от каждой единицы использованного ресурса (фактора) производства.

     Эффективность работы любого предприятия характеризует  его результативность, которая находит свое выражение в росте благосостояния населения страны. Следовательно, эффективность можно определить как оптимальное использование ресурсов в сопоставлении с общественными потребностями.

     Для выяснения сущности экономической  эффективности, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».

Информация о работе Виды прибыли и их использование в анализе хозяйственной деятельности