Виды прибыли и их использование в анализе хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Для успешной работы каждое предприятие должно стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсов, увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции.

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть……………………………………………………………6
1.1 Понятие и виды прибыли …………………………………………………6
1.2 Понятие и сущность рентабельности……………………………………..9
1.3 Система показателей рентабельности…………………………………...12
1.4 Факторы повышения рентабельности…………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список источников………………………………………………………………21
2.Практическая часть……………………………………………………………22
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовик по ТЭА.docx

— 130.65 Кб (Скачать файл)

     Из  таблицы видим, что в динамике происходит увеличение этих показателей, кроме амортизациоемкости, в отчетном году она уменьшилась на 0,0088.

     Проанализируем динамику прибыли и рентабельности продаж, используя таблицу 13.

     Таблица 13 – Анализ прибыли и рентабельности продаж

№ п/п Показатели Ед. изм. Базис. период Отчет. период Отклонение
Абс. Отн., %
1 Выручка (ТП) тыс. руб 809826 915173 +105347 +13
2 Себестоимость тыс. руб 449227 523558 +74331 +16,5
3 Прибыль от продаж (П) тыс. руб 124897 132649 +7752 +6
4 Рентабельность  продаж (стр.3: стр.1) % 0,154 0,145 -0,009 -5,8

     Темп  роста себестоимости составляет 116,5%. Он намного выше темпов роста  выручки и прибыли. Темп роста  выручки составляет 113%, что на 3,5% меньше темпа роста себестоимости, а темп роста прибыли – 106%, на 10,5% меньше темпа роста себестоимости. Это является отрицательной тенденцией для предприятия. Ему следует пересмотреть использование все видов ресурсов, добиться более эффективного уровня и направить свою деятельность на улучшение своего положения.

     Проведем  факторный анализ прибыли и рентабельности продаж, при этом будем использовать метод цепных подстановок.

Rпр =   – кратная мультипликативная модель.

Rпр = ; Rпр =132649/809829=0,164.

∆ Rпр = Rпр.ф – Rпр.б =0,145-0,154=-0,009;

П Rпр = Rпр - Rпр.б = 0,164-0,154=0,01;

ТП Rпр = Rпр.ф - Rпр =0,145-0,164=-0,019

     Рентабельность  продаж показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании – реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.

     Из  расчета следует, что за счет влияния изменения величины прибыли  (увеличение на 7752 тыс. руб.) рентабельность продаж изменилась на 0,01, а за счет влияния изменения товарной продукции (увеличение на 105347 тыс. руб) снизилась на 0,019. Общая сумма изменений составила -0,009 тыс.руб.

     В отчетном периоде по сравнению с  базисным рентабельность продаж снизилась на 5,8%, т.е. предприятие недополучило столько чистой прибыли с каждого рубля проданной продукции.

     Повышение рентабельности продаж достигается  повышением цен на реализуемую продукцию, а также снижением себестоимости  реализуемой продукции. Если в структуре  реализуемой продукции увеличивается  удельный вес более рентабельных видов изделий, то это обстоятельство также повышает уровень рентабельности продаж.

     Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться  на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен  на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также  осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции.

     Рассчитаем  рентабельность основных производственных фондов и проанализируем динамику показателя, построив таблицу 14.

     Таблица 14 – Анализ рентабельности ОПФ

№ п/п Показатели Ед. изм. Базис. период Отчет. период Отклонение
Абс. Отн., %
1 Выручка (ТП) тыс. руб 809823 915173 +105347 +13
2 Прибыль от продаж тыс. руб 124897 132649 +7752 +6
3 Рентабельность  продаж   0,154 0,145 -0,009 -5,8
4 Фондоемкость руб. 0,15 0,13 -0,02 -13,3
5 Коэффициент закрепления  оборотных средств руб.  
0,76
 
0,71
 
-0,05
 
-6,6
6 Рентабельность  ОПФ % 0,169 0,172 +0,003 +1,8

     Примечание: рентабельность ОПФ рассчитывается по формуле (4):

      ,         (4)

     где: RОПФ – рентабельность основных производственных фондов;

     Rпр – рентабельность продаж;

     ФЕ  – фондоемкость;

     КЗОбС – коэффициент закрепления оборотных средств.

     Рентабельность  основных производственных фондов показывает эффективность отдачи фондов предприятия и зависит от показателей фондоотдачи и рентабельности продукции.

     Рентабельность  ОПФ в отчетном периоде увеличилась  на 0,003 или на 1,8%.

     Проведем  анализ оборотных средств.

     Рассчитаем  показатели, характеризующие использование  оборотных средств.

     Коэффициент оборачиваемости (Коб) определяется делением объема реализации продукции на средний остаток оборотных средств на предприятии. Коэффициент оборачиваемости характеризует число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия за определенный период или показывает объем реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. оборотных средств. 

     Коб = , (5) 

     где     Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты,

               ТП – товарная продукция, тыс.руб.,

               ОС – стоимость оборотных средств,  тыс.руб.

     Коб.б = 809826/613934=1,3оборота;

     Коб.ф = 915173/651954=1,4оборота.

     Число оборотов увеличилось на 0,1 или на 8%. Рассчитаем длительность оборота в днях.

     Для расчета длительности оборота (ДО) в  днях используется формула 

     ДО = Д * ОС/ ТП,   (6) 

     где     Д  – число дней в данном периоде (360, 90, 30).

     ДОб = 360*613934/809826= 273 дня;

     ДОф = 360*651954/915173 =257дней.

     В отчетном периоде длительность оборота  сократилась на 16 дней и стала составлять 257 дней, вследствие чего и был оувеличено общее число оборотов.

     Коэффициент загрузки оборотных средств (Кз) обратный коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует сумму оборотных средств, затраченных на 1 руб. реализованной продукции. 

     Кз = ОС/ТП (7) 

     Кз.б = 613934/809826=0,76 руб.;

     Кз.ф= 651954/915173 =0,71 руб.

     Однодневный оборот (ОбА) = объем реализованной продукции / количество дней в отчетном периоде.

     ОбАб = 809826/360 = 2250 руб.,

     ОбАф = 915173/360 = 2542 руб.

     За  анализируемый период однодневный оборот увеличился с 2250 руб. в 2009г. до 2542 руб. в 2010г.

       Проведем анализ эффективности использования оборотных средств, используя таблицу 15.

Таблица 15 – Анализ эффективности использования оборотных средств

№ п/п Показатели Ед. изм. Базис. период Отчет. период Отклонение
Абс. Отн., %
1 Выручка (ТП) тыс. руб 809826 915173 +105347 +13
2 Прибыль от продаж тыс. руб 124897 132649 +7752 +6
3 Оборотные средства тыс. руб 613934 651954 +38020 +6
4 Рентабельность  продаж % 0,154 0,145 -0,009 -5,8
5 Оборачиваемость оборотных средств об/год  
1,32
 
1,40
 
+0,08
 
+6,06
6 Рентабельность  оборотных средств  %  
0,20343
 
0,203
 
-0,00044
 
-0,21

     Примечание: рентабельность оборотных средств рассчитывается по двухфакторной мультипликативной модели :

                                                                         (8)

     RОбС – рентабельность оборотных средств;

     Rпр – рентабельность продаж;

     OОбС – оборачиваемость оборотных средств.

     RОбС(Rпр)=∆ Rпр* OОбС(ф)=-0,009*1,32=-0,01188

     RОбС(OОбС)= Rпр(о)* ∆ OОбС(ф)=0,154*0,08=0,01232

     Составим  сводную таблицу (табл. 16) и дадим  оценку соотношения темпов изменения  основных экономических показателей (товарной продукции, основных видов  ресурсов, себестоимости и прибыли) 

Таблица 16 – Сравнительный анализ темпов изменения показателей

Показатели Выручка Прибыль Себестоимость Средняя заработная плата Производительность  труда ОПФ Материальные  затраты Оборотные средства
Темп  изменения, %  
+13%
 
+6%
 
+16,5%
 
+8%
 
+12%
 
-3,6%
 
+17%
 
+6%

     Деловая активность является комплексной и  динамичной  характеристикой предпринимательской  деятельности  и  эффективности  использования  ресурсов. Уровни  деловой  активности  конкретной  организации   отражают   этапы   ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия)  и  показывают степень адаптации к  быстроменяющимся рыночным условиям,  качество управления.

     Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный  макро- и микроуровнем  управления  процесс  устойчивой   хозяйственной   деятельности организаций,  направленный  на  обеспечение   ее   положительной   динамики, увеличение трудовой занятости и  эффективное использование ресурсов  в  целях достижения  рыночной  конкурентоспособности.  Деловая  активность   выражает эффективность  использования  материальных,  трудовых,  финансовых  и  других ресурсов  по  всем  бизнес-линиям  деятельности  и  характеризует   качество управления,  возможности  экономического  роста  и  достаточность   капитала организации.

Информация о работе Виды прибыли и их использование в анализе хозяйственной деятельности