Виды прибыли и их использование в анализе хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Для успешной работы каждое предприятие должно стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсов, увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции.

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть……………………………………………………………6
1.1 Понятие и виды прибыли …………………………………………………6
1.2 Понятие и сущность рентабельности……………………………………..9
1.3 Система показателей рентабельности…………………………………...12
1.4 Факторы повышения рентабельности…………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список источников………………………………………………………………21
2.Практическая часть……………………………………………………………22
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовик по ТЭА.docx

— 130.65 Кб (Скачать файл)

     Эффект  – абсолютная величина, обозначающая достигаемый результат какого-либо процесса. Экономический эффект – это результат человеческого труда, создающего материальные блага. Безусловно, результат сам по себе очень важен, но не менее важно знать, какими затратами он достигнут. Поэтому соизмеримость эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительную величину, исчисляемую посредством деления общего результата (эффекта) на затраты ресурсов, обусловивших его получение.

     Следовательно, эффективность выражает степень  эффекта и в самом общем виде выражается формулой

     

    ,                                                       (1)

     где  Р – результаты деятельности;

     З – затраты на получение данного  результата.

     Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели — показатели рентабельности. Рентабельность от немецкого - rentabel - доходный, прибыльный.

     Рентабельность  является незаменимым показателем  при текущем планировании производства, а также при определении финансового  положения предприятия.

     Рентабельность - показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям  в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы  используемого для организации  своей деятельности.

     В связи с этим в системе анализа  предприятия очень важное значение имеет анализ рентабельности, которая  непосредственно связана с величиной  прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.

       В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:

     производства  и реализации отдельных видов  и всей совокупности продукции (работ, услуг);

     предприятий, организаций как субъектов хозяйственной  деятельности;

     отраслей  экономики.

     Резюмируя всё вышесказанное, рентабельность можно определить как показатель эффективности предприятия, выражающий относительную величину прибыли  и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

     Роль  и значение показателя рентабельности заключатся в следующем:

     этот  показатель является одним из основных критериев оценки эффективности  работы предприятия;

     повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в  рыночной экономике;

     рентабельность  – результативный, качественный показатель деятельности предприятия;

     рост  рентабельности способствует повышению  финансовой устойчивости предприятия;

     увеличение  рентабельности обеспечивает победу предприятия  в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;

     рентабельность  имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как  при её увеличении возрастает интерес  к данному предприятию, растёт цена акции;

     кредиторов  и заёмщиков денежных средств  уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения  процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;

     динамика  рентабельности предприятия изучается  налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;

     для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность  бизнеса в данной сфере. 

    1. Система показателей рентабельности
 

     Экономическая сущность  рентабельности может  быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий смысл  системы – определение суммы  прибыли с одного рубля  вложенного капитала. И поскольку это относительные  показатели – они практически  не подвержены влиянию инфляции.

     Относительными  показателями результативности и экономической  целесообразности функционирования предприятия  является система показателей рентабельности.

     В экономической литературе приводится большое количество показателей  рентабельности. Каждый их них играет определённую роль в оценке эффективности  деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей  рентабельности. Расчеты рентабельности активов приведены в таблице. 
 
 

Таблица 1- Показатели, характеризующие рентабельность

Наименование  показателей Способ  расчёта Назначение  показателя
1. Рентабельность продаж  
Rпр = Прибыль от продаж    .100

Выручка от продаж

Показывает, сколько  прибыли приходится на единицу реализованной  продукции.
2. Чистая рентабельность  
Rч=    Чистая прибыль    .100

Выручка от продаж

Показывает  сколько времени приходится на единицу  выручки.
3. Экономическая рентабельность  
Rэ = Прибыль экономическая     . 100

Средняя стоимость активов

Показывает  эффективность использования всего  имущества организации.
4. Рентабельность собственного капитала  
 
Rск = Чистая прибыль    . 100

Средняя стоимость

собственного  капитала

Показывает  эффективность использования собственного капитала. Динамика показателя оказывает  влияние на уровень котировки  акций.
5. Валовая рентабельность  
Rвп = Валовая прибыль   . 100

Выручка от продаж

Показывает  сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки.
6. Затратоотдача  
Rс  =  Прибыль от продаж              . 100

Затраты на производство

и реализацию продукции

(себестоимость)

Показывает  сколько прибыли от продаж приходится на одну тысячу рублей затрат.
7. Рентабельность поступления капитала  
 
Rпк = Чистая прибыль       .  100

Средняя стоимость

собственного  капитала +

+средняя  стоимость

долгосрочных  обязательств

Показывает  эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации  на длительный срок.
8. Коэффициент устойчивости экономического  роста Чистая прибыль  –

- Дивиденды,  выплаченные

Кэр = ______акционерам_______ . 100

Средняя стоимость

собственного  капитала

Показывает, какими темпами увеличивается собственный  капитал за счёт финансовой - хозяйственной  деятельности.

 

     Рассмотрим  поподробнее на примере.

     Пример.

     1.3.1. Анализ финансовых результатов

     Источником  информации является форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 1 «Бухгалтерский баланс» ООО «Пилот» 

Таблица 2 - Отчет о прибылях и убытках

Наименование  показателя Код стр 2009 год 2010 год темп роста  к 2009, %
Доходы  и расходы по обычным  видам деятельности

 

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов  и аналогичных обязательных платежей)

 
 
 
 
 
010
 
 
 
 
 
6267415
 
 
 
 
 
8033887
 
 
 
 
 
128%
Себестоимость реализации товаров,  продукции, работ, услуг  
020
 
6095126
 
7750774
 
127%
Валовая прибыль 029 172289 283113 164%
Коммерческие  расходы 030 171029 210876 123%
Управленческие  расходы 040 0 0 0%
Прибыль (убыток) от продаж 050 1260 72237 5733%
Прочие  расходы и доходы

Проценты к  получению

 
060
 
0
 
0
 
0%
Проценты  к уплате 070 0 0 0%
Доходы  от участия в других организациях 080 0 0 0%
Прочие  доходы 090 3826721 5113229 134%
Прочие  расходы 100 3890963 5094173 131%
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 35925 22089 61%
Отложенные  налоговые активы 141 25 43 172%
Отложенные  налоговые обязательства 142 145 154 106%
Текущий налог на прибыль 150 10462 12448 119%
         
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода 190 25463 9641 38%
СПРАВОЧНО

Постоянные налоговые  обязательства (активы)

 
200
 
1668
 
1645
 
99%
Базовая прибыль (убыток) на акцию 201 0 0 0%
Разводненная  прибыль (убыток) на акцию 202 0 0 0%

 

Таблица 3- Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2009 года 

Актив Код показателя На начало отчетного  года На конец  отчетного периода
1 2 3 4
    I. Внеоборотные активы

Нематериальные  активы

 
110
 
20
 
658
Основные  средства 120 11659 12091
….
ИТОГО по разделу I 190 13988 14908
II. Оборотные активы

Запасы

 
210
 
35486
 
31024
ИТОГО по разделу II 290 45789 61393
Баланс 300 54678 76301
III. Капитал и резервы

Уставный  капитал

 
410
 
3021
 
3021
ИТОГО по разделу III 490 39174 39474

 

Таблица 4- Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2010 года 

Информация о работе Виды прибыли и их использование в анализе хозяйственной деятельности