Виды прибыли и их использование в анализе хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Для успешной работы каждое предприятие должно стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсов, увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции.

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть……………………………………………………………6
1.1 Понятие и виды прибыли …………………………………………………6
1.2 Понятие и сущность рентабельности……………………………………..9
1.3 Система показателей рентабельности…………………………………...12
1.4 Факторы повышения рентабельности…………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список источников………………………………………………………………21
2.Практическая часть……………………………………………………………22
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовик по ТЭА.docx

— 130.65 Кб (Скачать файл)
Актив Код показателя На начало отчетного  года На конец  отчетного периода
1 2 3 4
    I. Внеоборотные активы

Нематериальные  активы

 
110
 
658
 
20
Основные  средства 120 12091 11658
….
ИТОГО по разделу I 190 14908 33825
II. Оборотные активы

Запасы

 
210
 
31024
 
35485
ИТОГО по разделу II 290 61393 65195
Баланс 300 76301 99020
III. Капитал и резервы

Уставный  капитал

 
410
 
3021
 
3021
ИТОГО по разделу III 490 39474 47445
…. …. ….

 
 

     Для анализа применим следующие показатели:

  1. Рентабельность активов – отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой суммы активов

     Ра = П / Аср.                                                          (4)

       где П –  прибыль до налогообложения,

     Аср.- среднегодовая величина активов.

     Для оценки влияния факторов данную формулу  можно преобразовать в факторную  модель.

     Ра = Пр / А = Пр / Вр х Вр / А = Рр х Обк               (5)

     где Обк – коэффициент оборачиваемости  имущества предприятия

     Рр  – рентабельность,

     Вр  – выручка от реализации за период.

     Рентабельность  активов также называют коэффициентом  экономической рентабельности и  отражают на сколько эффективно предприятие использует свои активы (имущество).

     С точки зрения инвестиций позволяет  оценить возможную прибыль при  осуществлений вложений.

     Ра2009=35925/((54678+76301)/2)=35925/65490=0,55

     Ра2010=22089/((76301+99020)/2)= 22089/87661=0,25

     В динамике показатель должен увеличиваться. А в рассматриваемом примере  рентабельность активов уменьшилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Значит предприятие не эффективно использует  все свои средства.

     2) Рентабельность собственного капитала  (коэффициент финансовой рентабельности) – отражает эффективность использования акционерного капитала. С точки зрения инвестиций отражает окупаемость капитальных вложений акционеров.

     Определяется:

     Рск = Пч / Ск = Пр / Ск = Пр / Вр х Вр / А х А / Ск                   (6)

     где Пч –  чистая прибыль,

     Ск  – собственный капитал ( 3 раздел формы № 1 «Бухгалтерский баланс»).

     Рск2009=25463/39174=0,65

     Рск2010=9641/43460=0,22

     Видим уменьшение рентабельности собственного капитала почти в 3 раза.

  1. Рентабельность активов – отношение чистой прибыли к среднегодовой суммы активов

     Ра = Пч / Аср.                                                                                (7)

     , где Пч – чистая прибыль

     Аср.- среднегодовая величина активов.

     Ра2009=25463/65490=0,39

     Ра2010=9641/87661=0,11

     В динамике показатель должен увеличиваться, в данном случае уменьшился в 2010 году в 3 раза. Таким образом, предприятие  использует не эффективно все свои средства.

  1. Рентабельность производственных активов

    Определяется:

    Ра=П/Ап                                                                                          (8)

    , где  П- прибыль до налогообложения,

    Ап  – производственные активы (основные производственные средства, нематериальные активы, запасы).

    Ра2009=35925/(11875+339+33255)=35925/45469=0,79

    Ра2010=22089/(12489+345+30125)=22089/42959=0,51 

     1.4. Факторы повышения рентабельности 

     Важным  этапом аналитической работы является выявление резервов увеличения рентабельности. Основными источниками увеличения рентабельности являются:

       увеличение объема реализованной  продукции,

       повышение цен,

       снижение себестоимости,

       повышение качества продукции.

     Показатель  рентабельности взаимосвязан со всеми  показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью и скоростью  оборачиваемости оборотных средств.

     На  величину рентабельности, рассчитанную по балансовой прибыли, влияют три основных фактора: прирост прибыли, уровень  использования основного капитала и нормируемых оборотных средств. Рассмотрим более подробно влияние каждого фактора.

     Прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства или реализации продукции, повышения удельного  веса изделий с более высокой  рентабельностью, снижения себестоимости  продукции, роста отпускных цен, при повышении качества продукции.

     Для подсчета резервов повышения уровня рентабельности продукции может  быть использована следующая формула

     Р↑R = Rв – Rф = ((Пф +R↑П)/∑ (VPПiв х Сiв)) – Пф/Зф           (9)

     ,где Р↑R - резерв роста рентабельности,

           Rв - рентабельность возможная,

           Rф - рентабельность фактическая,

           Пф - фактическая сумма прибыли,

           Р↑П - резерв роста прибыли  от реализации продукции,

           VРПв - возможный объем реализации  продукции с учетом выявленных  резервов его роста,

           Сiв - возможный уровень себестоимости  i-х видов продукции с учетом  выявленных резервов снижения,

           Зф- фактическая сумма затрат  по реализованной продукции.

     Резерв  повышения уровня рентабельности капитала может быть подсчитан по формуле

          Р↑R = Rв – Rф =((БПф +R↑БП)/ (КLф -Р↓КL+ КLд)) – Rф           (10)

     ,где БПф - фактическая балансовая сумма прибыли,

           R↑БП - резерв роста балансовой суммы прибыли,

           КLф – фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала,

           Р↓КL – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости,

           КLд - дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.

     Ассортимент продукции оказывает непосредственное влияние на прибыль. При изменении  структуры ассортимента  в направлении  повышения удельного веса изделий  с более высокой рентабельностью  обеспечивается дополнительный прирост  прибыли.

     Рентабельность  является показателем, характеризующим  использование основного капитала, поэтому на ее уровень большое  влияние оказывают стоимость  основного капитала и уровень  его использования. Уменьшение среднегодовой  стоимости основного капитала обеспечивает прирост рентабельности за счет повышения  удельной прибыли, приходящейся на 1 рубль  основного капитала и снижения амортизационных  отчислений, приходящихся на единицу  продукции.

     При расчете рентабельности по чистой прибыли  дополнительные факторы, влияющие на рост уровня рентабельности, обусловлены  снижением абсолютной величины налога.

     В заключение анализа рентабельности предприятия необходимо определить конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов.

     Освоение  резервов роста прибыли без увеличения производственной мощности (без дополнительных капвложений) увеличивает не только рентабельность работы, но и запас финансовой прочности предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, для успешной работы каждое предприятие должно стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсов, увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции.

     Прибыль и рентабельность являются одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия. Повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике, способствует повышению финансовой устойчивости предприятия. Для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

     Экономическую сущность  рентабельности раскрывают только через характеристику системы показателей.

     Важным  этапом аналитической работы является выявление резервов увеличения рентабельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  источников

  1. Любушин Н.П. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности учебное пособие», М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007 год.
  2. Любушин Н.П. «Экономический анализ: Учебное пособие», М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007 год.
  3. «Экономическая теория (Общие основы): Учебное пособие», под редакцией М.И. Плотницкого., Мн.: ООО «Современная школа», 2009 год.
  4. М. И. Баканов «Теория экономического анализа: Учебное пособие», М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 год.
  5. Бердникова Т.Б. «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», М.: ИНФРА-М, 2005 год.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Практическая  часть

Характеристика  ОАО «Павловского машиностроительного  завода «ВОСХОД»

     ОАО "Павловский машиностроительный завод "Восход" - одно из ведущих в  авиационной промышленности предприятий  России, которое уже более 58 лет  проектирует и изготавливает  электрогидравлические приводы  и агрегаты для систем автоматического  управления летательными аппаратами. Предприятие было создано в 1946 году.

         Основные  виды выпускаемой  продукции

     В номенклатуре завода — электрогидравлические  приводы возвратно-поступательного, вращательного и поворотного  действия, электрогидравлические усилители  мощности (сервоклапаны), планетарно-роторные гидромоторы, гидроцилиндры, насосы и  насосные станции, уплотнительные узлы и детали, гидрораспределители, клапаны  и т.д. В связи с конверсией “ПМЗ “ВОСХОД”, кроме авиакосмической  промышленности, поставляет электро-, гидро-, пневматические агрегаты для  станкостроительной, автомобильной, металлургической, медицинской, лесозаготовительной  промышленности и др. Предприятие  также производит сервисное обслуживание и ремонт вышеперечисленных агрегатов. По своим техническим и эксплуатационным характеристикам продукция “ПМЗ “ВОСХОД” заменяет аналогичную продукцию, выпускаемую зарубежными фирмами FESTO, MOOG, BOSCH, DOWTY, KAVASAKI и т.д., опробованную на объектах их традиционного применения. Возможны сервисное обслуживание и  ремонт изделий зарубежных фирм, а  также замена их на изделия предприятия  без изменения посадочных мест. 
 
 
 
 

Информация о работе Виды прибыли и их использование в анализе хозяйственной деятельности