Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 01:00, дипломная работа
Цель исследования – проанализировать оборотные средства ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» и источники их формирования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «оборотные средства предприятия» и источники их формирования.
2. Представить историю возникновения ООО «СП «МАШТЕХТРАНС», ее организационную структуру.
3. Проанализировать оборотные средства ООО «СП «МАШТЕХТРАНС».
4. Разработать мероприятия по улучшению использования оборотных средств ООО «СП «МАШТЕХТРАНС».
Введение. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Сущность и классификация оборотных средств предприятия 4
1.2. Источники формирования оборотных средств 22
1.3 Методика расчета и принципы оценки эффективности использования и управления оборотными средствами предприятия 27
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА, АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА, ЛИКВИДНОСТИ БАЛАНСА И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» за 2008-2010 годы 38
2.1. Краткая характеристика ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» 38
2.2. Анализ и оценка эффективности использования оборотных средств ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» 40
2.3. Анализ и оценка финансового состояния ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» 64
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» 82
3.1. Разработка мероприятий обеспечивающих укрепление финансовой устойчивости ООО «СП «МАШТЕХТРАНС 84
3.2. Разработка мероприятий направленных на сокращение текущей финансовой потребности (ТФП) 87
3.3. Разработка мероприятий обеспечивающих рост чистого оборотного капитала (СОС) 95
3.4. Разработанные мероприятий снижающих зависимость ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» от краткосрочных банковских заимствований 99
Заключение 102
Приложения
За рассматриваемый период предприятие работало стабильно, без убытков, чистая прибыль за 3 года выросла в 1,5 раза и составила 309,3 млн. руб.
На заводе выполняется все правила финансирования и инвестирования, т.е. предприятие находится в хорошем финансовом положении.
Оценка финансовой устойчивости показала, что предприятие находится в хорошем финансовом положении, т.к. все коэффициенты в пределах нормы, т.е. на предприятии собственного капитала достаточно для формирования производственных запасов. Происходит рост собственного капитала, что говорит о повышении финансовой независимости предприятия и свидетельствует о финансовой устойчивости.
На предприятии
Оборачиваемость дебиторской задолженности 51 день ниже, чем оборачиваемость кредиторской задолженности 66 дней, соответственно, “дни дебиторов составляют меньше, чем “дни кредиторов”, что свидетельствует об использовании “чужих” средств предприятием в собственных целях.
К негативным относятся:
Баланс предприятия нельзя признать абсолютно ликвидным, т.к. в данном случае не выполняется первое критериальное соотношение (наиболее ликвидные активы меньше наиболее срочных пассивов;
На предприятии операционный цикл составляет 238 дней, капитал успевает оборачиваться только 1,5 раза в год. Необходимо минимизировать операционный цикл внедряя новую технологию, оборудование. На данном предприятии большой операционный цикл связан со спецификой деятельности.
Таблица 23
Диагностика текущих потребностей, собственных оборотных средств и денежных оборотных средств
№ п/п |
Наименование |
2008 млн.руб. |
2009 млн.руб. |
2010 млн.руб. |
Индекс роста |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Выручка от продаж |
1278,068 |
1245,551 |
1726,146 |
1,351 |
2 |
Оборотные средства |
585,383 |
812,311 |
1147,685 |
1,961 |
3 |
Текущая финансовая потребность ТФП |
424,301 |
519,469 |
826,015 |
1,947 |
4 |
Собственные оборотные средства СОС |
267,043 |
388,442 |
714,525 |
2,676 |
5 |
Финансирование ДС |
-157,258 |
-131,027 |
-111,49 |
0,709 |
6 |
ТФП/Выручка |
0,331 |
0,417 |
0,479 |
1,447 |
7 |
СОС/Текущие активы |
0,456 |
0,478 |
0,623 |
1,366 |
Анализируя таблицу
можно сделать следующие
Выручка на ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» за 2008-2010г выросла на 35,1%, оборотные средства увеличились на 96,1%.
На протяжении анализируемого периода на ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» текущая финансовая потребность положительна и наблюдается тенденция роста. Данная ситуация является негативным фактором.
Собственные оборотные средства на ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» в 2010 году выросли на 167,6%. что является положительным фактором работы предприятия.
Индекс роста отношения текущих финансовых потребностей к выручке в 2010 году составил 44,7%. Это означает то, чтобы получить 1 рубль выручки ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» приходиться привлекать 144,7 коп. текущих финансовых потребностей.
По результатам финансового анализа ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» 2008-2010гг выявлены негативные тенденции снижения финансовой устойчивости.
Таблица 24
Диагностика ТФП
Наименование |
2010г. |
Темпы роста % |
Разы |
1 |
2 |
3 |
4 |
ТФП (+) |
826,015 |
94,7 |
1,9 |
СОС (+) |
714,525 |
167,6 |
2,7 |
ДС (-) |
111,49 |
70,9 |
0,7 |
Вывод:
1. В течение трех лет предприятие генерирует положительное текущие финансовые потребности потому, что накопленные предприятием не денежные средства (запасы и задолженности дебиторов) не покрываются кредиторской задолженностью.
В 2010 году текущие финансовые потребности составило 826,015 млн.руб. причем темп роста за три года составил 94,7%.
Увеличение текущих финансовых потребностей в 1,9 раза существенно снижают финансовую устойчивость ООО «СП «МАШТЕХТРАНС».
2. К счастью в течение последних трех лет предприятие располагает чистым оборотным капиталом, т.е. перманентный капитал значительно превышают внеоборотные активы предприятия.
В 2010 году собственные оборотные средства составил 714,525 млн. руб. причем темп роста собственных оборотных средств за 3 года составил 167,6%.
3. Сопоставляя
и сравнивая текущие
В 2010 году дефицит финансового источника денежных средств составил 111,49 млн.руб., темп роста (70,9%).
Данные обстоятельства определяют конфигурацию финансового коромысла, характеризующие ситуацию сложившуюся в 2010 году
СОС+<ТФП+
Дефицит финансирования, покрываемый краткосрочными банковскими займами и кредитами
Рисунок Формирование дефицита источников финансирования (денежных средств) ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» за 2010г.
Конфигурация
финансового коромысла
Во-первых целесообразно
разрабатывать мероприятия
Во-вторых необходимо искать резервы увеличения чистого оборотного капитала (собственных оборотных средств).
В-третьих будет создаваться новая комбинация активов и пассивов позволяющая как минимум снизить (максимум отказаться) от привлечения краткосрочных банковских кредитов для финансирования производственных запасов кредиторской задолженности.
Текущие финансовые потребности ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» растут из года в год причина в том, что неденежные оборотные средства существенно превышают кредиторскую задолженность предприятия. СОС не хватает, чтобы профинансировать ТФП, поэтому приходится прибегать к краткосрочным займам и кредитам.
Рис. 2 Текущие финансовые потребности ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» в 2010 году
Из вышеприведенных выводов следует, что ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» необходимо принятие решений снижению ТФП и по увеличению СОС для улучшения своего финансового состояния (рис.2)
На рис. 3 показаны мероприятия по минимизации текущих финансовых потребностей
Любое предприятие стремиться к разумному сокращению текущих финансовых потребностей и этого можно достичь путем уменьшения запасов сырья и материалов и дебиторской задолженности, и увеличения срока оплаты кредиторской задолженности.
Рис. 3 Мероприятия по минимизации текущих финансовых потребностей
Из рисунка 3 следует, что ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» целесообразнее будет использовать следующие способы снижения ТФП:
На величину ТФП влияют следующие основные факторы:
В условиях высокой инфляции стоимость производства любого товара со временем возрастает. К тому периоду, когда предприятие получит денежные средства от более ранних продаж, стоимость производства более поздних по времени товаров увеличится. Если руководство предприятия не сможет установить на свою продукцию цены с достаточным уровнем рентабельности, то оно не в состоянии оплатить последующие эксплуатационные расходы доходами от реализации предыдущей продукции.
Чем быстрее сырье и материалы превращаются в готовую продукцию, а последняя после ее реализации – в наличные денежные средства, тем меньше предприятие мобилизует оборотных средств в материальные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию на складе и в дебиторскую задолженность.
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что выручка в ООО «СП «МАШТЕХТРАНС» выросла на 35,1% благодаря росту запасов на 128,2% и росту дебиторской задолженности на 140,3%, что вызвало рост текущей финансовой потребности на 94,7%.
Таблица 25
Диагностика текущих финансовых потребностей
ТФП =[(А290-А260)-П620]
Наименование |
Обозначение |
2008 млн.руб. |
2009 млн.руб. |
2010 млн.руб. |
Индекс роста |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от продаж |
QЦ |
1278,07 |
1245,55 |
1726,14 |
1,351 |
Текущая финансовая потребность |
ТФП |
424,301 |
519,469 |
826,015 |
1,947 |
Оборотные средства |
А290 |
585,383 |
812,311 |
1147,68 |
1,961 |
Запасы с НДС |
А210+А220 |
405,194 |
701,642 |
898,036 |
2,216 |
Дебиторские задолженности |
А230+А240 |
101,767 |
103,024 |
244,554 |
2,403 |
Кредиторская задолженность |
П620 |
88,295 |
290,095 |
318,384 |
3,606 |
Для того чтобы снизить текущие финансовые потребности я предлагаю:
Сократить запасы на 42000 млн.руб. позволит снизить финансовые потребности в проектном периоде.
Расшифровка производственных
запасов накопленных
Поиск резервов обеспечивающих снижение производственных запасов проводился с использованием экспертных оценок экономистов, работающих в планово-экономическом и финансовом отделах.
Мероприятия, обеспечивающие снижение запасов в проектном периоде базируется на следующих предпосылках технико-экономического, организационного и финансового свойства:
а) снижение расходных коэффициентов (сырье, материалы);
б) снижение складских запасов обеспечивающих ритмичность исполнения договоров (полуфабрикаты, комплектующие);
в) использование транспорта для ускоренной поставки комплектующих заказчику;
г) снижение потерь и сокращение хищения (малоценные предметы).
Снижение ТФП путем приведения дебиторской задолженности к ее реальной величине в следствии списания безнадежных долгов.
По данным управленческого учета была составлена таблица, характеризующая состав и структуру дебиторской задолженности ООО «СП «МАШТЕХТРАНС».
Таблица 26
Снижение запасов в проектном периоде
№ п/п |
Производственные запасы |
2010 год |
Экономия по запасам |
Проектный период | |
Структура, % |
Состав, тыс.руб. |
Запасы, тыс. руб. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Сырье… |
22,4% |
201160 |
-17670 |
183490 |
2 |
Материалы основные |
10,1% |
90702 |
-3890 |
86812 |
3 |
Материалы вспомогательные |
8,3% |
74537 |
-2380 |
72157 |
4 |
Полуфабрикаты покупные |
4,4% |
39514 |
- |
39514 |
5 |
Комплектующие изделия |
7,1% |
63761 |
- |
63761 |
6 |
Топливо и энергия |
19,6% |
176015 |
- |
176015 |
7 |
Тара и тарные материалы |
5,1% |
45800 |
-1260 |
44540 |
8 |
Малоценные предметы… |
3,8% |
34125 |
-820 |
33305 |
9 |
Готовая продукция на складе |
18,8% |
168831 |
-15800 |
153031 |
10 |
Итого запасы А210 |
99,6% |
894445 |
41820 |
|
11 |
НДС по приобретенным ценностям (А220) |
0,4% |
3591 |
-180 |
3411 |
Всего по предприятию |
100% |
898036 |
-42000 |
856036 |