Методы финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие планирования, финансовый план, методы и принципы планирования, а также виды финансовых планов на предприятиях.
Цель позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:
1)Раскрытие сущности финансового плана как составной части бизнес-плана.
2)Изучить значение и задачи финансового плана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана
1.1. Финансовое планирование в составе бизнес плана
1.2. Понятие и этапы финансового плана в части бизнес- плана
1.3. Задачи и значения финансового планирования
ГЛАВА 2. Методы финансового планирования
2.1 Методы экономико-математического моделирования
2.2 Расчетно-аналитический метод
2.3 Балансовый метод
2.4 Нормативный метод
2.5 Метод оптимизации плановых решений
ГЛАВА 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
3.1 Перспективное финансовое планирование
3.2 Текущее финансовое планирование
3.3 Оперативное финансовое планирование
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ 2.docx

— 294.82 Кб (Скачать файл)

 

непроизводственных издержек, взаимоотношения  фирмы с бюджетной системой, объем  предполагаемой чистой прибыли и  др.

3. Прогноз денежных поступлений  и выплат оценивает потребности  предпринимательской фирмы в  денежных средствах для ее  нормального функционирования. Он  разрабатывается также для проверки  синхронности денежных поступлений  и выплат, ликвидности фирмы, т.е.  наличие на ее счету денежных  средств, необходимых для погашения  финансовых обязательств. Примерная  форма прогноза денежных поступлений  и выплат приведена в таблице  3.

Таблица 3

Прогноз денежных поступлений  и выплат3

Показатели

Годы

1-й

2-й

3-й

месяцы

11

22

……

 

12

1. Наличные деньги (на начало  периода)

500 000

450 000

200 000

401 500

957 200

2. Поступление денежных средств  (выручка от реализации, поступления  по счетам, полученные ссуды и другие поступления)

 

 

200 000

 

 

343 000

 

 

 

 

804 500

 

 

5 460 000

 

 

7 000 000

3. Итого поступления наличности

200 000

343 000

804 500

5 460 000

7 000 000

4. Общая сумма имеющейся наличности (стр.1+стр.3)

 

700 000

 

793 000

 

 

1 004 500

 

5 861 500

 

7 957 200

5. Денежные выплаты (платежи  за товары, плата за рекламу,  арендная плата и т.д.)

 

250 000

 

304 000

 

 

603 000

 

4 904 300

 

6 900 200

6. Прирост (+), недостаток (-) денежной наличности на конец месяца (стр.4-стр.5)

 

450 000

 

489 000

 

 

401 500

 

957 200

 

1 057 000


 

4. Сводный баланс активов и  пассивов предпринимательской фирмы предназначен главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

5. Прогноз по источникам и  использованию средств предназначен для отображения источников получения средств и их использования, а также изменения активов фирмы за определенный период времени. Он дает возможность определить взаимосвязь между возможными источниками средств и оборотным капиталом предпринимательской фирмы.  Примерная форма прогноза по источникам  и использованию средств приведены в таблице 4.

Таблица 4

Прогноз по источникам и  использованию средств4

Показатели

Годы

1-й

2-й

3-й

1. Средства из всех источников 

в том числе

      ссуды

      чистая прибыль

      амортизация

      прочие собственные  средства

900 000

 

150 000

600 000

100 000

50 000

1 270 000

 

100 000

720 000

150 000

300 000

1 450 000

 

50 000

800 000

200 000

400 000

2. Использование средств

в том числе

      покупка оборудования, сооружений

      прирост, запасов,  сырья и материалов

       погашение ссуд

      покупка ценных  бумаг

      выплаты дивидендов  и др.

780 000

 

500 000

100 000

50 000

100 000

30 000

1 045 000

 

700 000

150 000

50 000

100 000

45 000

1 200 000

 

700 000

200 000

50 000

200 000

50 000

3. Прирост оборотного капитала

120 000

225 000

250 000


 

На основе данного прогноза руководители фирмы, акционеры, инвесторы и кредиторы  могут точнее определить финансовое положение фирмы, оценить эффективность  принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.

При разработке бизнес- плана для  предпринимательской деятельности фирмы достаточно важно определить, когда и где и при каких  условиях начнется отдача от вложенных  средств, что позволяет сделать расчет точки безубыточности (самоокупаемости). Точка безубыточности показывает, при каком объеме производства и реализации продукции выручка от реализации равняется затратам на производство. Для предпринимательской фирмы имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности, только тогда проект начинает приносить прибыль. При объемах выпуска ниже порога безубыточности фирма будет нести убыток.

 объем производства, при котором  достигается безубыточность;

 условно- постоянные затраты;

 цена единицы продукции;

 переменные затраты в расчете  на единицу продукции.

В заключительной части финансового  раздела бизнес-плана излагается стратегия финансирования намеченного к осуществлению бизнес-плана. В этой части разработчикам плана необходимо осветить следующие вопросы: сколько всего необходимо средств для осуществления мероприятия;  каковы источники получения этих средств; когда можно ожидать полного возврата заемных средств и получения инвесторами дохода.  [2, с. 460-463].

 

 

    1. Задачи и значение финансового планирования

Финансовое планирование  – целенаправленная деятельность субъектов управления финансами по определению ожидаемых объемов формирования и использования финансовых ресурсов при реализации государственной и корпоративной экономической, социальной и финансовой политики.

Основная цель внутрифирменного планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение для этого необходимых  средств и достижение в конечном счете прибыльности фирмы.

   Значение  финансового плана на предприятиях  заключается в том, что он:

  • содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;
  • дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
  • служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов

 

К задачам финансового планирования относят:

  1. Определение объема финансовых ресурсов (доходов) по каждому источнику поступлений и в целом на уровне государства и хозяйствующих субъектов;
  2. Определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, а также приоритетов в расходовании средств; 
  3. Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного, эффективного и результативного использования финансовых ресурсов;
  4. Создание условий для укрепления устойчивости бюджетов всех уровней, а также для обеспечения финансовой устойчивости организаций и индивидуальных предпринимателей; [3, с.255-256].

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы финансового планирования

2.1 Методы  экономико-математического моделирования

Метод экономико-математического  моделирования позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми  показателями и факторами, влияющими  на их численное значение. Данная взаимосвязь  выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой  точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной и корреляционной связи.

Функциональная  связь выражается уравнением вида

 

Y = f (x)

 

Корреляционная  связь представляет вероятностную  зависимость, которая проявляется  только в общем виде и при большом  количестве наблюдений. Данная связь  выражается уравнением регрессии различного вида. Однофакторные модели могут базироваться на линейном уравнении, уравнении параболы или гиперболы. Например, однофакторное уравнение, построенное на базе линейной зависимости, имеет вид У = а0 + а1х1.

При использовании экономико-математических моделей в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение  периода исследования: его следует  выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуется использовать для перспективного планирования среднегодовые  значения финансовых показателей за прошедшие три – пять лет, а  для годового планирования – среднеквартальные  данные за один – два года.

При значительных изменениях условий работы предприятия  в плановом периоде в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.

Экономико-математическое моделирование позволяет перейти  от средних величин к многовариантным  расчетам финансовых показателей [10,c.22]. Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы:

2.2 Расчетно-аналитический  метод

 

Сущность  расчётно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается  в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис 2.)

 

 

 

Рис 2.Схема  расчётно-аналитического метода планирования

 

Расчётно-аналитический метод широко используется при планировании суммы  прибыли и доходов, определении  величины отчислений от прибыли в  фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования  финансовых ресурсов и т.д.

Расчет  планируемой величины финансовых показателей  можно отразить в следующем виде:

 

Ф.п.пл. = Ф.п.отч. х I,

 

где Ф.п.пл. - планируемая величина финансового  показателя;

Ф.п.отч. - отчетное значение финансового показателя;

I - индекс  изменения финансового показателя.

Этот метод планирования показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени  не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования [5, c.85].

2.3 Балансовый  метод

 

Сущность  балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путём построения балансов достигается  увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности  в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения  прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений  средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др. Фонд накопления - это денежные средства, направляемые на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия. Фонд потребления - это средства нераспределенной прибыли, направляемые на материальное поощрение работников коллектива и иные аналогичные мероприятия, не приводящих к образованию имущества предприятия.

Балансовая  прибыль представляет собой сумму  прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным операциям за вычетом расходов по ним. Ставка налога на прибыль в 1998г. составляла от 35 до 43%. При этом следует иметь в виду, что доходы от долевого участия в других хозяйствующих субъектах и доходы по ценным бумагам облагаются налогом по ставке 15%, доходы от видеопоказа - 70% и т. п. Поэтому эти доходы надо выделить из облагаемой прибыли в отдельную группу. Хозяйствующие субъекты, в том числе получившие убыток, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено уставом.

При прогнозировании  баланса рассчитываются, в первую очередь, ожидаемые значения его  активных статей. Что касается пассивных  статей, то работа с ними завершается  с помощью метода балансовой увязки показателей и выявляется потребность  во внешних источниках финансирования.

В то же время, планирование является не самостоятельной  деятельностью, а элементом управленческого  контура. В рамках этого контура принятие верных управленческих решений в решающей степени зависит от возможности сопоставлять фактические и планируемые результаты и находить причины расхождения. Очевидно, что для корректности такого сравнения требуется совпадение методик планирования и фиксации результатов. Поскольку фиксация финансовых результатов осуществляется с помощью бухгалтерии, представляется желательным, чтобы планирование также происходило на основе бухгалтерской методики, с использованием плана счетов и проводок.

Информация о работе Методы финансового планирования