Направления развития и совершенствования методов оценки налогового потенциала региона (на примере Красноярского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Научное исследование проблемы налогового потенциала и разработка методического аппарата его оценки и прогнозирования необходимы также для определения инвестиционной привлекательности субъекта и принятия необходимых мер по реформированию действующей налоговой и бюджетной системы.
Поиск ответов на поставленные выше вопросы предопределил необходимость проведения настоящего курсового исследования, его актуальность и значимость.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие налогового потенциала и его сущность 5
1.1 Понятие налогового потенциала 5
1.2 Методы оценки налогового потенциала региона 13
2. Анализ налогового потенциала Красноярского края
2.1 Социально - экономическая ситуация в Красноярском крае 28
2.2 Анализ поступления налоговых платежей в консолидированный
бюджет Красноярского края 28
2.3 Оценка налогового потенциала Красноярского края 39
3 Долгосрочный прогноз налогового потенциала Красноярского края
на основе модели регрессионного анализа 45
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложения 55

Файлы: 1 файл

налоговый потенциал красноярского края с замечаниями.docx

— 462.55 Кб (Скачать файл)

Более полно налоговый  потенциал регионов отражает ВРП, определяемый как суммарная стоимость товаров, работ и услуг, произведенных с использованием экономических ресурсов региона (земли, труда и капитала) за данный период времени, и включающий все доходы, генерируемые внутри региона, независимо от места проживания работников или регистраций предприятий.

На практике в показателе ВРП значительную долю занимают доходы физических лиц – жителей соответствующего региона, в котором и живут. ВРП включает и доходы нерезидентов, которые подлежат налогообложению в данном регионе. Кроме того, в отличие от показателя среднедушевого дохода ВРП отражает также суммы, потраченные туристами на гостиничные услуги и на различные покупки товаров (на территории данного региона).

Недостатки ВРП в  качестве меры налогового потенциала связаны с особенностями структуры  российских налогов. В частности, в  настоящее время налог на прибыль  предприятий уплачивается по месту  регистрации предприятия, а не по месту осуществления хозяйственной  деятельности. В связи с этим между  налоговым потенциалом и ВРП  возникает расхождение. В других странах доходы предприятий разверстываются  по всем регионам, в которых они  осуществляют свою хозяйственную деятельность, посредством формул, учитывающих  местонахождение производственных мощностей, трудовые ресурсы, территориальную  структуру продаж.

Попытка преодолеть несоответствие между реальными налогооблагаемыми  ресурсами и ВРП привела к созданию показателя совокупных налогооблагаемых ресурсов (СНР) региона. Этот показатель связан с ВРП и был предложен как альтернатива ВРП, поскольку последний не учитывает влияния некоторых федеральных налогов и трансфертов из федерального бюджета на налоговый потенциал регионов. Для определения СНР необходимо выполнить ряд преобразований. Во-первых, из ВРП необходимо вычесть некоторые федеральные налоги, так как они не являются источником доходов для региональных и местных бюджетов. В США, в частности, косвенные федеральные налоги включают платежи в систему социального обеспечения и федеральные пенсионные фонды. Во-вторых, показатель ВРП должен быть увеличен на сумму прямых трансфертов из федерального бюджета предприятиям и физическим лицам, включая выплаты из федерального пенсионного фонда и выплаты по безработице.

Использование показателя СНР в России потребует некоторых  преобразований для устранения расхождений  с ВРП и совокупным объемом  налогооблагаемых ресурсов, связанных  структурой налога на прибыль. Первая группа преобразований связана с  учетом поправки на косвенные федеральные  налоги и федеральные трансферты (субсидии) предприятиям и населению, поскольку косвенные налоги уменьшают  способность регионов генерировать бюджетные платежи, а субсидии юридическим  и физическим лицам, наоборот, увеличивают  налоговый потенциал регионов. Размер подобных поправок может быть весьма значительным, поскольку главными компонентами, федеральных косвенных налогов  являются отчисления в систему социального  страхования и пенсионные фонды. Вторая группа преобразований связана  с учетом особенностей структуры  налога на прибыль. В Российской Федерации  налог на прибыль взимается не по мету осуществления предприятием хозяйственной деятельности, а по месту его регистрации. В связи с этим возникает разрыв между налогооблагаемыми ресурсами региона и ВРП, поскольку ВРП учитывает всю полученную в регионе прибыль независимо от места регистрации предприятия. Таким образом, из полученного выше промежуточного результата необходимо вычесть прибыль предприятий, расположенных на территории региона, но зарегистрированных в других регионах, и учесть прибыль, полученными предприятиями, расположенными вне региона, но зарегистрированными в данном регионе.

Показатель СНР  более  точно отражает фактический объем  налоговых ресурсов региона, чем  ВРП, однако для расчета этого  показателя, так же как и для  ВРП, необходима достаточно большая  база данных, что сдерживает его  применение. Проведенный обзор концептуальных и методологических подходов к определению  налогового потенциала регионов создает  предпосылки для синтеза их наиболее рациональных элементов, определения  функциональных зависимостей между выбранными макроэкономическими показателями и состоянием налоговой базы и выработки на этой основе соответствующих алгоритмов для объективной оценки налогового потенциала в отраслях экономики и регионах страны.

Преимущества и недостатки методов оценки налогового потенциала с точки зрения различных критериев  эффективности их применения представлены в таблице 1.

Таблица 1- Преимущества и недостатки методов оценки налогового потенциала.

Критерии эффективности методов

Оценка налогового потенциала на основе макроэкономических показателей

Метод репрезентативной налоговой системы

Учет особенностей налоговой системы  региона

Моделирование потенциальных налоговых  поступлений осуществляется без  учета особенностей налоговых баз  и ставок отдельных налогов.

Метод исходит из необходимости как  можно более точной оценки налоговой  базы по каждому из основных налоговых  источников с учетом особенностей взимания данных налогов и налоговых ставок.

Независимость расчетов от политики региональных властей.

Подход не предусматривает анализа  налоговой политики властей, концентрируясь на базовых источниках налоговых  доходов.

Размер базы налога находится в  зависимости от налоговых ставок, а, следовательно, результаты расчетов не могут не подвергаться влиянию  политики региональных властей

Учет совокупного регионального  дохода

Более полный учет совокупного дохода региона (особенно для анализа на основе ВРП)

Метод, основанный на анализе законодательно установленной налоговой базы, не может учесть все источники регионального  дохода.

Создание стимулов для региональных властей.

Снижает риск создания стимулов для  выбора стратегии поведения региональных властей, увеличивающий объем финансовой помощи из федерального бюджета.

Степень влияния методики на поведение  региональных властей зависит, среди  прочего, и от детализации используемых показателей. Региональные власти могут  оказывать прямое влияние на величину показателей, участвующих в расчетах налогового потенциала.

Межрегиональный экспорт налогового бремени.

Не в состоянии полностью учесть экспорт налогового бремени

В большей степени способен учесть подобный экспорт, т.к. используются данные, позволяющие выделить экспортируемое налоговое бремя из общей суммы  налога.

Взаимосвязь налоговых баз

Ни один из методов оценки налогового потенциала не учитывает взаимозависимость  между налоговыми ставками в разных регионах.


 

 

2.Анализ налогового потенциала Красноярского края

2.1. Социально  - экономическая ситуация в Красноярском  крае

Красноярский край за последнее  десятилетие внес существенный вклад  в развитие налоговой базы и увеличение валового внутреннего продукта Российской Федерации. Несмотря на то, что в крае предприняты меры, направленные на создание условий для развития реального сектора экономики, динамика доходов краевого бюджета в 2010-2014 годах не соответствует приросту налогового потенциала. В результате изменений федерального налогового, бюджетного и таможенного законодательства происходит перераспределение доходов от реализации инвестиционных проектов в крае в пользу федерального бюджета.

В 2012 году при напряженных параметрах прогноза социально-экономического развития рост доходов, обусловленный приростом  базы, едва покроет потери от изменения  федерального законодательства.

В этой связи в 2012 году при сохранении основных направлений краевой налоговой  политики предыдущих лет, приоритетным направлением станет обеспечение необходимого уровня доходов для покрытия расходов бюджета.

В сложившихся условиях возможности  краевой налоговой политики по увеличению доходов бюджета ограничены. Ожидаемые  в 2012 году изменения федерального законодательства влекут выпадающие доходы консолидированного бюджета края. Кроме того, создание дорожного фонда увеличит дефицит краевого бюджета. В этих условиях требуется взвешенная политика в отношении предоставляемых льгот, поиск новых источников увеличения доходов бюджета.

С целью увеличения доходов бюджета, планируются следующие мероприятия:

  • проведение работы с Правительством Российской Федерации, депутатами Государственной Думы СФ РФ по вопросам увеличения доходов консолидированного бюджета Красноярского края;
  • стимулирование органов местного самоуправления в наращивании объема налогового потенциала;
  • проведение работы по снижению задолженности и легализации заработной платы.

Одним из резервов увеличения доходов  краевого бюджета является сокращение льгот по региональным налогам, установленным  на федеральном уровне. За 2010 год  потери краевого бюджета от предоставления федеральных льгот по налогу на имущество  организаций составили 2 млрд. рублей, из них 1,9 млрд. рублей льготы, предоставленные естественным монополиям с целью сдерживания роста тарифов. Кроме того, с 2012 года возможно увеличение потерь от федеральных налоговых льгот в связи с освобождением организаций - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. В 2013 и 2014 годах потери краевого бюджета от использования этой льготы могут составить 1,9 млрд. рублей.

В этой связи Правительством края будет продолжена работа с федеральными органами власти по вопросу оптимизации  федеральных льгот по региональным и местным налогам.

В продолжение направлений федеральной  налоговой политики в крае будет  организована работа по проведению анализа  эффективности и востребованности налоговых льгот, установленных на федеральном уровне. Для проведения такого анализа потребуется расширение налоговой статистики, предоставляемой в адрес финансовых органов. Будут подготовлены предложения по вопросу внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие информационное взаимодействие, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными налоговыми органами.

Принятие решений по сохранению региональных льгот будет осуществляться по результатам оценки бюджетной, экономической, социальной эффективности этих льгот. Предполагается развитие методики оценки социально-экономической эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот. Как и в предыдущие годы, введение новых льгот планируется устанавливать на ограниченный срок. В тоже время возможно расширение перечня региональных льгот в рамках реализации социальных программ.

Для края остро стоит проблема рисков, связанных с изменением федерального таможенного законодательства. Изменение  в течение года порядка исчисления таможенных пошлин для экспортеров  края приводит к незапланированным  потерям налога на прибыль организаций. Так, в текущем году дважды принимались  решения, изменяющие порядок расчета  таможенных пошлин на экспортируемые товары: с мая 2011 года введена дифференцированная шкала ставок на никель, с октября  – изменены ставки таможенных пошлин по нефти и нефтепродуктам. Планируется  введение прогрессивной шкалы на медь. С целью снижения рисков исполнения доходов, связанных с изменением федерального таможенного законодательства, продолжится работа с Правительством РФ по вопросу включения информации о таможенной политике в состав документов, на которых основывается составление  проекта бюджета и установлению запрета на принятие решений об изменении  методики расчета таможенных пошлин в течение года.

Одной из мер, направленных на увеличение доходов, станет финансовое стимулирование муниципальных образований, обеспечивающих развитие налогового потенциала на своей территории и снижающих финансовую зависимость от регионального бюджета. Предполагается стимулировать муниципальные образования, достигшие увеличения экономических и налоговых показателей (в том числе объемов инвестиций, налоговых доходов, товаров (работ и услуг) собственного производства, среднемесячной заработной платы, количества налогоплательщиков и объектов налогообложения по местным налогам).

В рамках территориальных комиссий по снижению задолженности в консолидированный  бюджет края будет усилена работа с «проблемными» налогоплательщиками  с точки зрения легализации заработных плат.

В ожидании введения налога на недвижимость предполагается проведение следующей  работы. По результатам проведенной  в 2011 году работы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по определению кадастровой стоимости объектов капитального строительства будет произведен анализ влияния на доходы консолидированного бюджета края введения налога на недвижимость, выработаны рекомендации по подготовке решений о введении налога на недвижимость.

Планируется проведение анализа ценообразования  на услуги технической инвентаризации на территории Красноярского края, сравнение стоимости аналогичных  услуг в регионах Сибирского Федерального округа. По результатам анализа будут  подготовлены предложения о снижении тарифов на такие услуги, что позволит увеличить количество обращений  граждан о постановке на учет объектов недвижимости.

В 2012 году стоимость потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента сохранится на уровне текущего года. Потребуется приведение краевого законодательства об упрощенной системе налогообложения на основе патента в соответствие с ожидаемым введением в Налоговый кодекс Российской Федерации главы 26-5 «Патентная система налогообложения».

Продолжится работа с крупнейшими налогоплательщиками по сохранению налоговой базы на территории Красноярского края в условиях введения законодательства о консолидированной группе налогоплательщиков.

В связи с напряженностью параметров краевого бюджета по доходам, возможности  налоговой политики по стимулированию инвестиционной деятельности в крае будут ограничены. В предстоящем среднесрочном периоде новых льгот по налогам предоставлять не планируется. В то же время будет сохранен льготный режим налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты на территории края и обновляющих основные средства.

В случае недостижения конъюнктурных параметров, учтенных в бюджете, будет проведен анализ налоговых льгот, по итогам которого возможен отказ от отдельных льгот, направленных на стимулирование инвестиций.

С целью стимулирования инвестиций в транспортную и социальную инфраструктуру предполагается развитие неналоговых  форм поддержки, в том числе путем  заключения соглашений о социально-экономическом  партнерстве.

Информация о работе Направления развития и совершенствования методов оценки налогового потенциала региона (на примере Красноярского края)