Направления развития и совершенствования методов оценки налогового потенциала региона (на примере Красноярского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Научное исследование проблемы налогового потенциала и разработка методического аппарата его оценки и прогнозирования необходимы также для определения инвестиционной привлекательности субъекта и принятия необходимых мер по реформированию действующей налоговой и бюджетной системы.
Поиск ответов на поставленные выше вопросы предопределил необходимость проведения настоящего курсового исследования, его актуальность и значимость.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие налогового потенциала и его сущность 5
1.1 Понятие налогового потенциала 5
1.2 Методы оценки налогового потенциала региона 13
2. Анализ налогового потенциала Красноярского края
2.1 Социально - экономическая ситуация в Красноярском крае 28
2.2 Анализ поступления налоговых платежей в консолидированный
бюджет Красноярского края 28
2.3 Оценка налогового потенциала Красноярского края 39
3 Долгосрочный прогноз налогового потенциала Красноярского края
на основе модели регрессионного анализа 45
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложения 55

Файлы: 1 файл

налоговый потенциал красноярского края с замечаниями.docx

— 462.55 Кб (Скачать файл)

Дополнительные поступления в  бюджет края могут быть получены в  результате проведения мероприятий  по повышению качества администрирования  доходов бюджета.

В тесном взаимодействии с налоговыми органами будет продолжена работа по сохранению достигнутого уровня собираемости налогов и сборов, снижению задолженности по налогам и сборам, подлежащим зачислению в бюджет края, с участием территориальных рабочих групп (комиссий).

Для обеспечения проведения единой налоговой политики на территории края Правительством Красноярского края в 2013 году будет осуществляться:

  • анализ решений представительных органов местного самоуправления на соответствие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации;
  • анализ экономической обоснованности значений коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленных в решениях представительных органов местного самоуправления;
  • работа по увеличению налоговой базы по земельному налогу, в части идентификации земельных участков;
  • анализ информации по подготовке к введению на территории края налога на недвижимость.

Будет продолжена работа с Правительством Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в части подготовки:

  • предложений по совершенствованию методики распределения дотаций субъектам Российской Федерации, достигшим наилучших результатов по увеличению налогового потенциала региона;
  • предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок изменения сроков уплаты;
  • предложений по совершенствованию налогового законодательства и администрированию доходов.

Ожидается, что реализация вышеперечисленных  мероприятий будет способствовать снижению налоговой задолженности  и повышению доходов.

В целом политика Правительства  Красноярского края в области  доходов, с одной стороны, обеспечит  преемственность реализуемой в  предыдущие годы налоговой политики, с другой стороны, задача обеспечения  необходимого уровня доходов бюджета  будет достигнута путем стимулирования роста налоговой базы и повышения  качества налогового администрирования.

 

2.2. Анализ поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Красноярского края

За 2011 год на территории Красноярского края в консолидированный  бюджет РФ (без ЕСН, зачисляемого в  федеральный бюджет) мобилизовано налогов  и сборов в сумме 202,6 млрд. рублей (таблица №1). Из общего объема доходов  в федеральный бюджет поступило 54,6 млрд. рублей (26,9% от общего объема поступлений), в консолидированный бюджет края 147,9 млрд. рублей (73,1%), из него в доходы местных бюджетов поступило 35,2 млрд. рублей.

Налоговые доходы в консолидированный бюджет РФ распределились следующим образом (рис. 2.1):

  • налог на прибыль - 42% (на 01.01.2011 - 52%);
  • налог на доходы физических лиц - 22% (на 01.01.2011 - 24%);
  • платежи за пользование природными ресурсами -16% (на 01.01.2011 - 4%);
  • имущественные налоги - 6% (на 01.01.2011 - 7%);
  • налог на добавленную стоимость -5% (на 01.01.2011 - 5%);
  • акцизы - 7% (на 01.01.2011 -6%);
  • платежи по налогам на совокупный доход - 2% (на 01.01.2011 - 2%).

По состоянию на 01.01.2012 в структуре  поступления налогов в консолидированный  бюджет РФ наблюдаются некоторые  изменения относительно прошлого года. В структуре доходов снижается  удельный вес поступлений по налогу на прибыль (на 10 процентных пунктов), налогу на доходы физических лиц и имущественным  налогам, и  соответственно увеличивается  доля других налогов - платежей за пользование  природными ресурсами (на 12 процентных пунктов), акцизов (на 1 процентный пункт).

В 2011 году по сравнению  с 2010 годом поступления в консолидированный  бюджет РФ увеличились на 23% или на 37,9 млрд. рублей, в том числе в  федеральный бюджет платежи увеличились  более чем в 2 раза

 

 

Таблица 1 - Динамика поступления налогов и сборов в разрезе бюджетов, по состоянию на 01.01.2012, тыс. руб.

Наименование  налогов и сборов

Всего консолидированный бюджет РФ

в том  числе:

Темп  роста в % к 01.01.11

Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъекта

Из гр.3 поступило в доходы местных  бюджетов

А

1

2

3

4

5

Поступило налогов  и сборов

202 603 583

54 627 052

147 976 531

35 195 944

123

в том числе

         

Налог на прибыль

82 061 832

13 077 301

68 984 531

13 796 324

97

Налог на доходы физических лиц

44 810 368

х

44 810 368

17 924 144

111

Налог на добавленную стоимость

10 169 001

10 169 001

х

х

137

Акцизы, в т.ч

14 869 517

3 670 568

11 198 949

х

158

-Акцизы на нефтепродукт ы

12 171 645

3 651 493

8 520 152

х

172

-Акцизы на спирт, спиртосодержащую продукцию, пиво и алкогольную продукцию

2 697 872

19 075

2 678 797

х

116

Платежи за пользование природными ресурсами, в т.ч.

32 847 310

27 431 512

5 415 798

х

452

- НДПИ, из него

32 681 642

27 285 876

5 395 766

х

470

нефть

23 358 791

23 358 791

х

х

мн.р

- Водный налог

145 098

145 098

х

х

50

Налоги на имущество, в  т.ч.

13 151 163

х

13 151 163

1 501 550

112

-Налог на имущество организаций

10 393 341

х

10 393 341

х

119

-Налог на имущество физических лиц

123 627

х

123 627

123 627

40

-Земельный налог

1 377923

х

1 377923

1 377923

105

-Транспортный налог, из него

1 285 343

х

1 285 343

х

96

транспортный налог  с организаций

345 014

х

345 014

х

97

транспортный налог  с физических лиц

940 329

х

940 329

х

96

УСН

2 360 457

х

2 360 457

х

125

ЕНВД

1 669 722

х

1 669 722

1 669 722

113

ЕСХН

33 365

х

33 365

22 445

157


 

 

или на 29,7 млрд. рублей, в бюджет субъекта на 6% или  на 8,2 млрд. рублей (рис. 2.2).

Рис. 2.1 - Структура поступления налогов и сборов, в консолидированный бюджет РФ состоянию на 01.01.2012

 

Рис. 2.2 - Динамика поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ на территории Красноярского края за 2010-2011 гг.

Динамика поступления большинства  налогов и сборов имеет положительную тенденцию, исключением явилось уменьшение платежей по налогу на прибыль – 97% к уровню платежей 2010 года (рис. 2.3).

Рис. 2.3 - Динамика поступлений налогов и сборов в консолидированный

бюджет  РФ за 2010 и 2011 г.г.

Основное увеличение поступлений  в консолидированный бюджет РФ, произошло  за счет увеличения платежей за пользование  природными ресурсами - на 26 млрд. рублей (в 4,5 раза). В структуре платежей за пользование природными ресурсами 99,3% составляют поступления по налогу на добычу полезных ископаемых, которые увеличились по сравнению с 2010 годом на 26 млрд. рублей, главным образом за счет увеличения поступлений по налогу на добычу нефти - на 23 млрд. рублей. Остальную часть (0,7%) составляют водный налог и платежи за пользование водными биологическими ресурсами, и по сравнению с прошлым годом поступления по этим налогам снизились на 145 млн. рублей.

Кроме того, в 1,6 раза увеличились поступления  по акцизам (на 5,5 млрд. рублей). По группе акцизов около 82% составляют поступления  акцизов на нефтепродукты (12,2 млрд. рублей), и 18% (2,7 млрд. рублей) акцизы на алкогольную продукцию, которые по сравнению с 2010 годом увеличились в 1,7 раза (на 5,1 млрд. рублей) и на 16% (на 378 млн. рублей) соответственно.

В отчетном году положительная динамика поступления сложилась по налогу на добавленную стоимость (137%), налогу на доходы физических лиц (111%), по налогам  со специальными налоговыми режимами (120%), по налогу на имущество организаций (119%), и земельному налогу (105%).

Снижение платежей произошло по налогу на имущество физических лиц (40% к уровню платежей прошлого года), транспортному налогу (96%).

По состоянию на 01.01.2012 в структуре  доходов федерального бюджета платежи за пользование природными ресурсами составляют большую часть - 49% или 27,4 млрд. рублей, 24% (13,1 млрд. рублей) составляют поступления налога на прибыль, 19% (10,2 млрд. рублей) - налога на добавленную стоимость и 7% (3,7 млрд. рублей) - акцизы (рис. 2.4).

Рис. 2.4 - Структура поступления налогов и сборов в федеральный бюджет по состоянию на 01.01.2012

По сравнению с прошлым годом  поступления налогов и сборов в федеральный бюджет увеличились в 2,2 раза или на 29,7 млрд. рублей.

Более 80% прироста (24 млрд. рублей) обеспечено увеличением платежей за пользование природными ресурсами (в том числе на 23 млрд. рублей по налогу на добычу нефти). Кроме того, увеличились поступления по налогу на добавленную стоимость – на 2,7 млрд. рублей, и по акцизам - на 3,6 млрд. рублей (рис.2.5)

В результате увеличения возврата сумм переплаты, а также уменьшения поступлений  от крупных налогоплательщиков поступлений  по налогу на прибыль снизились на 0,9 млрд. рублей или на 7% по сравнению  с 2010 годом.

Рис. 2.5 - Динамика поступления по видам налогов в федеральный бюджет за 2010-2011 г.г.

Увеличение поступлений по акцизам  произошло за счет изменения в 2011 году нормативов отчисления акцизов  на бензин и дизельное топливо  по уровням бюджетной системы - поступления  акцизов на нефтепродукты в федеральный  бюджет увеличились на 3,7 млрд. рублей.

 Основная часть поступлений консолидированного бюджета субъекта обеспечена поступлениями налога на прибыль – 46% (68,9 млрд. рублей), налога на доходы физических лиц - 30% (44,8 млрд. рублей), имущественными налогами – 9% (13,1 млрд. рублей), акцизами - 8% (11,2 млрд. рублей), и платежами за пользование природными ресурсами – 4% (5,4 млрд. рублей) (рис. 2.6).

Рис. 2.6 - Структура поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет края по состоянию на 01.01.2012

За 2011 год поступления  в консолидированный бюджет края составили 106% к уровню прошлого года, и увеличились на 8,2 млрд. рублей.

Рост поступлений в  основном сложился за счет увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц - на 4,5 млрд. рублей. Кроме того, на 1,8 млрд. рублей увеличились поступления по акцизам, на 1,6 млрд. рублей по налогу на имущество организаций, на 1,3 млрд. рублей по налогу на добычу полезных ископаемых (рис. 2.7).

Рис. 2.7 - Динамика поступлений по видам налогов в консолидированный

бюджет края за 2010-2011 г.г.

По сравнению с 2010 годом уменьшение поступлений отмечается по налогу на прибыль – платежи уменьшились на 1,5 млрд. рублей, по налогу на имущество физических лиц - на 188 млн. рублей (уменьшение поступлений обусловлено изменением законодательства в части начисления налога, в 2011 году налог начисляется только в связи с проведением перерасчетов за предыдущие налоговые периоды), по транспортному налогу - на 47 млн. рублей, при этом на 37 млн. рублей уменьшились поступления по транспортному налогу с физических лиц.

В структуре поступления налогов  и сборов в консолидированный  бюджет края, поступления в краевой бюджет составляют 76,2% (112,8 млрд. рублей), и 23,8% (35,2 млрд. рублей) поступления в бюджеты муниципальных образований.

По сравнению с 2010 годом поступления  налогов и сборов в краевой бюджет увеличились на 6,6 млрд. рублей, в бюджеты муниципальных образований за 2011 год поступило на 1,8 млрд. рублей больше, чем в 2010 году (рис. 2.8).

Рис.2.8 - Динамика налоговых поступлений в краевой бюджет и бюджеты муниципальных образований Красноярского края за 2010-2011 гг.

В структуре доходов краевого бюджета  основные поступления обеспечены налогом на прибыль – 49% (рис. 2.9). В структуре доходов местных бюджетов, большую часть составляют поступления налога на доходы физических лиц - 50% (рис. 2.10).

Рис. 2.10 - Структура поступления  налогов и сборов в доходах  краевого бюджета по состоянию на 01.01.2012.

Рис. 2.10 - Структура поступления  налогов и сборов в доходах  местных бюджетов по состоянию на 01.01.2012.

Значительное  увеличение доходов, как краевого бюджета, так и местных бюджетов произошло за счет поступлений налога на доходы физических лиц, которым обеспечен прирост поступлений в краевой бюджет на 2,7 млрд. рублей, в местные бюджеты на 1,8 млрд. рублей (Таблица №2).

Таблица 2 - Динамика поступления налогов и сборов в краевой бюджет и местные бюджеты, по состоянию на 01.01.2012, тыс.руб.

Наименование  налогов и сборов

Всего в консолидированный бюджет края

в том  числе:

Прирост поступлений в краевой бюджет

Прирост поступлений доходов местных  бюджетов

поступило в доходы краевого бюджета

поступило в доходы местных бюджетов

А

1

2

3

4

5

Поступило налогов  и сборов

147 976 531

112 780 587

35 195 944

6 648 321

1 596 136

в том числе

         

Налог на прибыль

68 984 531

55 188 207

13 796 324

-1 225 549

-305 569

Налог на доходы физических лиц

44 810 368

26 886 224

17 924 144

2 694 990

1 796 644

Акцизы

11 198 949

11 198 949

х

1 813 694

х

Платежи за пользование природными ресурсами, в т.ч.

5 415 798

5 415 798

х

1 316 103

х

А

1

2

3

4

5

- НДПИ

5 395 766

5 395 766

х

1 316 589

х

Налоги на имущество, в т.ч.

13 151 163

11 678 684

1 501 550

1 587 513

-116 967

-Налог на имущество организаций

10 393 341

10 393 341

х

1 634 988

х

-Налог на имущество физических лиц

123 627

х

123 627

х

-18 7 625

-Земельный налог

1 377923

х

1 377923

х

70 658

-Транспортный налог

1 285 343

1 285 343

х

-47 475

х

УСН

2 360 457

2 360 457

х

475 357

х

ЕНВД

1 669 722

х

1 669 722

х

191 030

ЕСХН

33 365

10 920

22 445

3 849

8 297

Информация о работе Направления развития и совершенствования методов оценки налогового потенциала региона (на примере Красноярского края)