Направления развития и совершенствования методов оценки налогового потенциала региона (на примере Красноярского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Научное исследование проблемы налогового потенциала и разработка методического аппарата его оценки и прогнозирования необходимы также для определения инвестиционной привлекательности субъекта и принятия необходимых мер по реформированию действующей налоговой и бюджетной системы.
Поиск ответов на поставленные выше вопросы предопределил необходимость проведения настоящего курсового исследования, его актуальность и значимость.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие налогового потенциала и его сущность 5
1.1 Понятие налогового потенциала 5
1.2 Методы оценки налогового потенциала региона 13
2. Анализ налогового потенциала Красноярского края
2.1 Социально - экономическая ситуация в Красноярском крае 28
2.2 Анализ поступления налоговых платежей в консолидированный
бюджет Красноярского края 28
2.3 Оценка налогового потенциала Красноярского края 39
3 Долгосрочный прогноз налогового потенциала Красноярского края
на основе модели регрессионного анализа 45
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложения 55

Файлы: 1 файл

налоговый потенциал красноярского края с замечаниями.docx

— 462.55 Кб (Скачать файл)

 

Положительные тенденции, складывающиеся в социально-экономическом развитии Красноярского края, в течение  года оказали положительное влияние  на динамику поступлений доходов, администрируемых ФНС России.

Положительная динамика поступлений  сложилась по налогу на добавленную  стоимость (137%), налогу на доходы физических лиц (111%), акцизам (158%), налогу на имущество организаций (112%), земельному налогу (105%). По налогу на прибыль произошло не значительное снижение по сравнению с 2010 годом (97%).

Исключением из общей динамики стало  уменьшение платежей по водному налогу  (50% к уровню платежей 2010 года), по налогу на имущество физических лиц (40%), транспортному налогу (96%).

В структуре налоговых поступлений, доминирующую позицию занимают предприятия обрабатывающего производства, удельный вес которых в отчетном периоде снизился на 4,4 процентных пункта, и предприятия добычи полезных ископаемых - удельный вес которых увеличился на 11 процентных пункта (таблица 2).

 

Таблица 2 - Структура налоговых  поступлений по видам экономической  деятельности.

 

Виды экономической деятельности

Уд. вес на 01.01.2012

Уд. вес на 01.01.2011

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

0,5%

0,8%

Добыча полезных ископаемых

21,3%

10,2%

Обрабатывающие производства

32,2%

36,6%

в том числе металлургическое производство

72,7%

70,4%

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

7%

8,8%

Строительство

5,1%

5,8%

Оптовая и розничная торговля

7,5%

7,8%

Транспорт и связь

7%

8,7%

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

6,5%

7,1%


 

Из числа предприятий обрабатывающего  производства наибольшую сумму налогов  и сборов уплачивают предприятия  металлургического производства, платежи  от которых увеличились в 2011 году на 4,9 млрд. рублей, что составляет около 95% от общего прироста платежей предприятий  обрабатывающего производства. Основной рост поступлений обеспечен за счет налога на прибыль зачисляемого в  бюджет субъекта - платежи увеличились  на 5,7 млрд. рублей.

В 2011 году значительный рост поступлений  обеспечен предприятиями «добычи  полезных ископаемых», предприятиями  данной отрасли перечислено налогов  в 2,6 раза или на 22,2 млрд. рублей больше прошлого года. Поступления увеличились  за счет платежей по налогу на добычу полезных ископаемых - на 23,8 млрд. рублей, в тоже время уменьшились поступления  по налогу на прибыль - на 5,7 млрд. рублей (по налогу на прибыль в федеральный  бюджет на 0,3 млрд. рублей, в бюджет субъекта на  5,4 млрд. рублей).

По сравнению с прошлым годом  также увеличились налоговые  поступления от предприятий строительства (111%), торговли (121%), транспорта и связи (102%), финансовой деятельности (133%). В  пределах 15 процентов увеличились  поступления от предприятий бюджетной  сферы и организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом.

Предприятия «производство и распределение  электроэнергии, газа и воды» являются одними из немногих, поступления которых  незначительно, но ниже уровня 2010 года – темп роста 99 процентов. Несмотря на увеличение поступлений по налогу на добавленную стоимость (112%), уменьшение платежей по налогу на прибыль и  водному налогу (78% и 34% к уровню 2010 года), привело к отрицательной динамике.

 

2.3  Оценка налогового потенциала Красноярского края

ЗДЕСЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРИВЕДЕНА  МЕТОДИКА РАСЧЕТА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ С ЦИФРАМИ  И ДАНА ОЦЕНКА ЭТОЙ МЕТОДИКЕ.

 

2.3  Долгосрочный прогноз налогового потенциала Красноярского края на основе модели регрессионного анализа ЗДЕСЬ НАДО СРАВНИТЬ ЧТО ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ И ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ В РЕГРЕССИОННОМ АНАЛИЗЕ. ЕСТЬ ЛИ РАЗЛИЧИЯ? СУЩЕСТВЕННЫ ЛИ ОНИ?

Метод регрессионного анализа позволяет  количественно описать зависимость  между исследуемой переменной (зависимой) и одной или несколькими независимыми переменными. Так, наличие данных по налоговым поступлениям, налоговой  базе и численности населения  в разрезе муниципалитетов позволяет  проследить зависимость между объемом  бюджетных доходов, собранных в  муниципальном образовании, и факторами, которые прямо или косвенно влияют на размер налоговых поступлений  местного бюджета.

Таблица 3 - Исходные данные по муниципальным образованиям Красноярского края за 2011 год для расчета налогового потенциала методом регрессионного анализа, тыс. руб.

Муниципальное образование

Налоговая база

Налоговые поступления

Налоговая база на душу населения

Налоговые поступления на душу населения

А

1

2

3

4

Железногорск

5 081 693

844 492,3

49,5

8,2

Зеленогорск

5 990 410

1 334 863,9

86,6

19,3

Кедровый

77 783

14 190,2

16,2

2,9

Солнечный

491 013

89 548,6

47,3

8,6

Ачинск

7 937 916

1 414 940,8

70,1

12,5

Боготол

835 598

151 715,7

36,9

6,7

Бородино

1 278 116

257 423,1

66,8

13,5

Дивногорск

1 813 702

329 628,4

51,8

9,4

Енисейск

906 56

137 134,6

47,3

7,2

Заозерный

498 327

129 557,7

43,5

11,3

Канск

2 913 442

481 684,8

28,7

4,8

Красноярск

88 247 396

17 369 720,2

95,4

18,8

Лесосибирск

2 750 424

476 167,4

39,3

6,8

Минусинск

2 466 938

345 934,8

35,7

5,0

Продолжение таблицы 3

А

1

2

3

4

Назарово

2 393 862

363 605,1

43,9

6,7

Норильск

91 235 419

32 859 980,6

426,5

153,6

Сосновоборск

884 252

109 033,3

29,6

3,7

Шарыпово

1 692 703

184 432,5

32,2

3,5

Абанский

346 843

53 940,6

13,6

2,1

Ачинский

1 424 099

308 912,1

95,9

20,8

Балахтинский

4 969 581

1 919 949,6

120,1

78,5

Березовский

1 552 858

270 389,0

40,8

7,1

Бирилюсский

342 391

84 198,6

28,7

7,1

Боготольский

747 957

301 352,8

62,0

25,0

Богучанский

1 684 828

276 369,9

34,3

5,6

Большемуртинский

379 597

55 136,9

19,4

2,8

Большеулуйский

2 209 856

779 135,8

253,6

89,4

Дзержинский

304 220

40 379,3

19,3

2,6

Емельяновский

2 690 375

500 227,0

60,0

11,2

Енисейский

748 487

123 053,4

26,0

4,3

Ермаковский

314 746

111 875,3

14,5

5,1

Идринский

226 278

33 754,0

15,6

2,3

Иланский

809 957

148 269,0

30,1

5,5

Ирбейский

364 078

82 250,0

20,0

4,5

Казачинский

237 175

39 528,2

20,2

3,4

Канский

602 780

93 431,0

21,9

3,4

Каратузский

281 536

40 236,3

16,4

2,3

Кежемский

1 684 764

295 522,4

68,6

12,0

Козульский

743 940

201 089,6

39,6

10,7

Краснотуранский

333 561

49 707,8

19,8

2,9

Курагинский

1 247 461

212 030,9

24,2

4,1

Манский

6 333 950

1 893 231,1

98,0

104,6

Минусинский

591 077

104 757,2

23,1

4,1

Мотыгинский

945 403

217 534,9

50,8

11,7

Назаровский

726 810

108 660,8

30,8

4,6

Окончание таблицы 3

А

1

2

3

4

Нижне-Ингашский

1 123 218

279 048,6

30,7

7,6

Новоселовский

352 726

47 884,7

22,4

3,0

Партизанский

239 624

39 877,3

21,2

3,5

Пировский

182 882

25 263,6

21,5

3,0

Рыбинский

2 212 538

528 489,0

93,8

22,4

Саянский

233 550

32 776,3

17,4

2,4

Северо-Енисейский

5 320 893

1 831 926,7

481,4

165,7

Сухобузимский

455 175

72 562,5

20,1

3,2

Тасеевский

256 870

38 091,2

18,2

2,7

Туруханский

1 930 928

399 287,2

89,2

18,4

Тюхтетский

161 618

24 258,1

17,2

2,6

Ужурский

928 751

155 608,5

27,0

4,5

Уярский

1 036 288

226 848,2

45,0

9,8

Шарыповский

1 621 853

449 947,0

89,6

24,8

Шушенский

898 880

191 807,8

25,2

5,4

Таймырский

5 386 680

1 629 512,7

101,0

92,5

Эвенкийский

735 689

313 128,4

18,5

7,9

Итого

257 086 093

71 412 023,4

91,6

25,4


 

При графическом изображении зависимости  между величиной, характеризующей  налогооблагаемую базу и налоговые  доходы на душу населения, каждая точка  определяется двумя координатами - величиной налогооблагаемой базы в  данном муниципальном образовании  и суммой налоговых доходов. Визуально  на диаграмме видно наличие зависимости между этими двумя показателями.

 

Рис. 2.11 - Диаграмма рассеивания налоговых доходов и налогооблагаемой базы по муниципальным образованиям Красноярского края.

С помощью методов наименьших квадратов  рассчитаны значения параметров a0 и a1 , которые наиболее правдоподобно аппроксимируют расположение имеющихся точек:

y = a0 + a 1 · x                                                                                           (1),

где y - налоговые поступления на душу населения;

x - налоговая база на душу населения;

a0 , a1 - коэффициенты уравнения регрессии.

Оценка указанной зависимости  между налогооблагаемой базой и  уровнем налоговых доходов на душу населения определяется уравнением регрессии:

y = -4,14528 + 0,37674 · x,

Таблица 4 – Результаты регрессионной  статистики (расчеты проведены в  Microsoft Excel)

Множественный R

0,914 533 995

R-квадрат

0,836 372 428

Нормированный R-квадрат

0,833 645 301

Стандартная ошибка

13,804 609 58

Наблюдения

62


 

Таблица 5 – Результаты дисперсионного анализа (расчеты проведены в Microsoft Excel)

Показатели

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия

1

58 444,3762

58 444,38

306,6864

2,91199

Остаток

60

11 434,0347

190,5672

   

Итого...

61

69 878,411

     

 

Показатели

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t- статистика

P- Значение

Нижние 95%

Верхние 95%

Нижние

95,0%

Верхние

95,0%

Y- пересечение

-4,14527

2,16359254

-1,91592

0,060143

-8,4731

0,182

-8,47311

0,182553

Переменная X1

0,3767

0,02151267

17,51246

2,91E-25

0,3337

0,419

0,333708

0,419772


 

Для оценки качества полученного уравнения  регрессии используем коэффициент  детерминации, значение которого свидетельствует  о том, что 86,3% вариации в собираемости налогов по муниципалитетам края может быть объяснено вариацией  суммы налогооблагаемой базы (прибыли  организаций и заработной платы). Иначе говоря, 86,3% объема налоговых  доходов зависит от экономического потенциала территории, а оставшиеся 13,7% определяются прочими факторами, т.е. уровнем налоговых усилий муниципалитетов.

Таким образом, на основе полученного  уравнения регрессии оцениваются  возможные налоговые поступления  в бюджеты муниципальных образований. Причем величина налоговых поступлений  является максимальной, требующей условий  равенства всех налоговых усилий.

 

 

 

 

 

Заключение

Правительством Красноярского  края на протяжении ряда лет осуществляется последовательная и предсказуемая  налоговая политика. Такая политика позволила успешно преодолеть последствия  кризиса и создать условия  для развития экономики края.

Недоимка по налогам  и сборам за 6 месяцев текущего года в консолидированный бюджет края снизилась на 3,5 процента.  
Снижение недоимки по налогам, уплачиваемым организациями, наблюдается в следующих отраслях: сельское хозяйство, химическое производство, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом. В то же время в отдельных отраслях (геолого - разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр, строительство, производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды, вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность; водный транспорт; воздушный транспорт) отмечается рост недоимки.

Динамика основных экономических  показателей за первое полугодие  текущего года свидетельствует о  стабилизации ситуации в экономике  и социальной сфере края в результате восстановления деятельности предприятий  после кризиса.

Осуществляется диверсификация экономики края. Участие края совместно  с Российской Федерацией в реализации Ванкорского проекта позволило создать в крае новую - нефтегазовую отрасль российского масштаба.

В крае сохранены благоприятные  налоговые условия для категорий  налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты на территории края и обновляющих  основные средства. Продолжается освоение Нижнего Приангарья. Создаются новые производства в лесном комплексе, строительстве, других отраслях.

Следуя проводимой Правительством Российской Федерации политике поддержки  инновационных видов производств, освобождены от уплаты налога на имущество  организаций на период модернизации оборудования организации, осуществляющие производство поликристаллического кремния. Такая мера позволит сохранить действующее производство поликристаллического кремния на территории Красноярского края.

Проводится работа с  Правительством Российской Федерации  по вопросу компенсации выпадающих доходов от изменения федерального законодательства. В рамках Координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по экономической  политике, финансам и инвестициям  сформированы и направлены предложения  по внесению изменений в налоговое  и бюджетное законодательство в  Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В результате проведенной  работы с Правительством Российской Федерации продлена на четыре месяца льгота по экспортной пошлине на нефть для Ванкорского месторождения. Это позволило в текущем году дополнительно получить в бюджет края более 2 млрд. рублей.

С учетом требований федерального законодательства подготовлен и  внесен проект закона края «О дорожном фонде Красноярского края». В  целях обеспечения доходов дорожного  фонда принято решение о сохранении на прежнем уровне ставок транспортного  налога.

В текущем году реализуются  мероприятия, направленные на повышение  качества администрирования доходов  бюджета:

  • продолжена работа территориальных рабочих групп (комиссий) по снижению задолженности по налогам и сборам с участием налоговых инспекций, службы судебных приставов;
  • принимаются меры по снижению задолженности по неналоговым доходам;
  • продолжается работа по увеличению налоговой базы посредством реализации на территории края ведомственных целевых программ. С учетом достигнутых в 2011 году результатов дорабатываются и согласовываются проекты ведомственных целевых программ на 2012-2014 годы.

Информация о работе Направления развития и совершенствования методов оценки налогового потенциала региона (на примере Красноярского края)