Оценка финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:08, реферат

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является оценка финансовых результатов деятельности предприятия и разработка путей их увеличения.
Для раскрытия данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть основные показатели и роль финансовых результатов в деятельности предприятия;
- оценить прибыль от реализации в целом по предприятию;
- рассчитать показатели рентабельности деятельности предприятия;
- определить основные пути повышения финансовых результатов деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические и методические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Сущность, содержание и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.2 Основные показатели и порядок формирования прибыли предприятия
1.3 Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия
2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Нефтекамскшина»
2.1 Общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Нефтекамскшина»
2.3 Оценка рентабельности деятельности предприятия ОАО «Нефтекамскшина»
3 Основные направления по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтекамскшина»
3.1 Зарубежный опыт увеличения прибыли и оценки рентабельности деятельности предприятий
3.2 Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 673.00 Кб (Скачать файл)

Рентабельность продаж по прибыли  от реализации (operating profit margin), которая рассчитывается как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. В некоторых случаях инвесторы предпочитают использовать не прибыль от реализации, а прибыль до выплаты налога, процентов и амортизации (EBDIT).

Методика анализа прибыли и  рентабельности зависит от полноты  включения затрат в себестоимость, также наличия раздельного учета  переменных и постоянных затрат. Этой задаче служит классическая система  директ-костинг, которая является атрибутом рыночной экономики.

Наиболее важные аналитические  возможности системы директ-костинг следующие: оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции; определение цены на новую продукцию, расчет вариантов изменения производственной мощности предприятия; оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов; оценки эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.

Сущностью системы директ-костинг является разделение производственных затрат на переменные и постоянные и понятие маржинального дохода. Маржинальный доход – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия или разность между выручкой от реализации и переменными расходами, рассчитывается по формуле 44:

 

 (44)

где   – маржинальный доход;

 – прибыль;

 – выручка от реализации;

– постоянные расходы;

– переменные расходы [25, с. 254].

По сравнению с традиционной методикой анализа прибыли, применяемой  на отечественных предприятиях, система  директ-костинг дает возможность точнее отразить влияние факторов и взаимосвязь показателей.

При анализе прибыли, применяемой  в нашей стране, обычно используют формулу 45:

 

 (45)

 

где   – сумма от прибыли;

 – количество реализованной продукции;

 – цена реализации;

 – себестоимость единицы продукции.

В зарубежных странах для обеспечения  системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют формулу 46:

 

 (46)

 

где   – переменные затраты на единицу продукции;

 – постоянные затраты на весь объем  данной продукции [38, с.258].

Одна из наиболее известных моделей  факторного анализа рентабельности собственного капитала организации, называемая методикой DU PONT, позволяет определить основную причину изменения рентабельности капитала: маржа прибыли, оборачиваемость  активов или мультипликатор собственного капитала.

Необходимо отметить, что стратегия  повышения рентабельности за счет трех перечисленных факторов зависит  от специфики деятельности организации.

В частности, за счет маржи может  повышать рентабельность организация, которая выпускает высококачественную продукцию для сегмента, характеризующегося достаточно высокими доходами и низкой ценовой эластичностью спроса по цене; при этом очевидно, что удельный вес постоянных расходов должен быть достаточно низким, поскольку высокая  маржа сопровождается низким объемом  реализации. Кроме того, поскольку  высокая маржа – это всегда стимул конкурентам войти на рынок, руководство организации должно быть уверено в достаточной защищенности рынка от потенциальных производителей [18, с. 51].

Модель «Du Pont» может быть представлена формулой 47.

 

 (47)

 

Прирост рентабельности собственного капитала за счет мультипликатора собственного капитала рассчитывается по формуле 48.

 

 (48)

 

где  - прирост мультипликатора в абсолютном значении;

 - значение мультипликатора в  предыдущем периоде;

 - рентабельность собственного капитала  в предыдущем периоде.

Прирост рентабельности за счет оборачиваемости  активов рассчитывается по формуле 49.

 

 (49)

где  - прирост оборачиваемости в абсолютном значении;

- значение оборачиваемости в  предыдущем периоде.

Прирост рентабельности за счет чистой маржи рассчитывается по формуле 50.

 

 (50)

 

где  - прирост маржи в абсолютном значении,

- маржа в предыдущем периоде.

Таким образом, методика анализа показателей  рентабельности с учетом маржинального  дохода учитывает взаимосвязь факторов объемов производства, затрат и прибыли. Более точный расчет этих факторов обеспечивает высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов  деятельности предприятия [12, с.88].

На основании изложенной выше методики проведем анализ рентабельности собственного капитала ОАО «Нефтекамскшина» по методике «Du Pont».

Рассчитаем показатели данной модели и внесем их в таблицу 12.

 

Таблица 12 – Анализ рентабельности собственного капитала по модели «Du Pont»

Показатель

Расчетная формула

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Рентабельность собственного капитала

Мультипликатор собственного капитала

Оборачиваемость активов

Чистая маржа

Прибыль/Капитал*100%

 

Активы/Капитал

 

Выручка/Активы

Прибыль/Выручка*100%

-3,714

 

2,8003

 

1,8057

-0,7345

-3,3688

 

1,4283

 

4,3158

-0,5465

-20,1469

 

1,7325

 

4,6968

-2,4759

-11,8535

 

1,8066

 

4,7777

-1,3733


 

Рассчитаем прирост рентабельности собственного капитала за счет мультипликатора  собственного капитала:

 

Рассчитаем прирост рентабельности собственного капитала за счет оборачиваемости  активов:

Рассчитаем прирост рентабельности собственного капитала за счет чистой маржи:

Систематизируем полученные результаты расчетов в таблице 13.

 

Таблица 13 – Результаты влияния  факторов на рентабельность собственного капитала ОАО «Нефтекамскшина» в 2007 году

Факторы

Изменение фактора 2007г.по отношению к 2006 г., пункты

Влияние фактора, пункты

Влияние фактора, %

Мультипликатор собственного капитала

Оборачиваемость активов

Чистая маржа

Рентабельность собственного капитала

-1,372

 

2,5101

0,188

1,3261

1,82

 

-2,63

1,16

0,35

519,96

 

-751,36

331,4

100


 

Оценивая рассчитанные показатели для ОАО «Нефтекамскшина» можно утверждать, что повышение рентабельности собственного капитала в 2007 г. по сравнению с 2006 г. с -3,714% до -3,3688% определили два фактора: мультипликатор собственного капитала – направлен на увеличение рентабельности собственного капитала 519,96% и чистая маржа 331,4%. Оборачиваемость активов – вклад в снижение рентабельности -751,36.

Систематизируем полученные результаты расчетов в таблицах 14-15.

 

Таблица 14 - Результаты влияния факторов на рентабельность собственного капитала ОАО «Нефтекамскшина» в 2008 году

Факторы

Изменение фактора 2008г.по отношению к 2007г., пункты

Влияние фактора, пункты

Влияние фактора, %

Мультипликатор собственного капитала

Оборачиваемость активов

Чистая маржа

Рентабельность собственного капитала

0,3042

 

0,381

-1,9294

-1,2442

-0,72

 

-0,36

-15,71

-16,79

4,3

 

2,15

93,55

100


 

В 2008г. по сравнению с 2007г. на снижение рентабельности собственного капитала с -3,3688% до -20,1469% повлияли мультипликатор собственного капитала 4,3%, оборачиваемость  активов 2,15% и чистая маржа 93,55%.

 

Таблица 15 - Результаты влияния факторов на рентабельность собственного капитала ОАО «Нефтекамскшина» в 2009 году

Факторы

Изменение фактора 2009г.по отношению к 2008г., пункты

Влияние фактора, пункты

Влияние фактора, %

Мультипликатор собственного капитала

Оборачиваемость активов

Чистая маржа

Рентабельность собственного капитала

0,0741

 

0,0809

1,1026

1,2576

-0,86

 

-0,36

9,52

8,3

-10,37

 

-4,33

114,70

100


 

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. на повышение  рентабельности собственного капитала повлияли чистая маржа 114,7%. Мультипликатор собственного капитала составил -10,37%, а оборачиваемость активов -4,33%.

Далее рассмотрим пути повышения прибыли  и рентабельности в ОАО «Нефтекамскшина».

 

3.2 Пути повышения прибыли и  рентабельности на предприятии

 

В процессе анализа необходимо изучить  динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия  и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма  самофинансирования и сумма капитальных  вложений на одного работника, сумма  зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

Кроме того, в процессе анализа  необходимо изучить выполнение плана  по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании  прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому  направлению использования прибыли.

По результатам анализа прибыли  предприятий необходимо разрабатывать  мероприятия текущего и перспективного характера по улучшению использования  финансовых ресурсов, укреплению режима экономии в расходовании средств, усилению режима роли механизма формирования и распределения прибыли как  экономического рычага интенсификации производства.

В заключение данной главы отметим, что результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие  предложения:

- выявлены упущенные возможности  роста прибыли ОАО «Нефтекамскшина» в размере 669840 тысяч рублей в 2007г. по сравнению с 2006г., 906726 тысяч рублей в 2008г. по сравнению с 2007г. и 172880 тысяч рублей в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Если освоить резервы роста, то можно в будущем году получить дополнительную прибыль от реализации продукции;

- как показывает зарубежный  опыт, для принятия наиболее верного  управленческого решения в процессе  достижения главной цели любого  бизнеса – максимизации прибыли  - следует использовать раздельный  учет постоянных и переменных  затрат и проводить анализ  на основании этого разделения, а также использовать в анализе  прибыли от реализации промежуточный  показатель – маржинальный доход  и рассчитанную на его основе  силу воздействия операционного  рычага;

- необходима оптимизация пропорций  между капитализируемой и потребляемой  частями прибыли с учетом обеспечения  реализации стратегии его развития  и роста его рыночной стоимости;

- следует вести учет внешних  и внутренних факторов при  планировании распределения прибыли,  так как одна группа этих  факторов определяет предпосылки  к росту капитализируемой части  прибыли, а другая склоняет  управленческие решения в пользу  увеличения доли потребляемой  ее части;

- необходимо совершенствование  нормативно-правовой базы;

- следует организовать систему  компьютеризации поиска планово-управленческих  решений, что позволит из полученной  совокупности отобранных решений  выбрать лучшие из них и  получить с наименьшим риском  желаемый результат.

Рентабельность показывает, насколько  прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективнее  деятельность. Поэтому предприятие  должно стремиться к более высоким  показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей  ее повышения. При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов. В целом одним  из условий процветания предприятия  является расширение рынка сбыта  продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов  производства, снижению себестоимости  продукции, повышению отдачи основных средств.

Так как на финансовый результат  ОАО «Нефтекамскшина» сильно повлиял мировой финансовый кризис, который привел к снижению объема продаж, на складах скопилась продукция и предприятию пришлось приостановить производство, необходимо увеличить объемы продаж. В целях увеличения прибыли и объема продаж необходимо провести расширение рынка сбыта продукции, искать новые каналы сбыта, диверсифицировать производство.

Необходимо значительно снижать  дебиторскую задолженность, так  как на предприятии наблюдается  большой рост ее величины.

С помощью ускорения оборачиваемости  средств, снижения дебиторской задолженности  можно увеличить выручку на 4% (275188 тыс. рублей), тогда прибыль до налогообложения составит 262061 тыс. рублей, а чистая прибыль 180710 тыс. рублей.

Увеличение прибыли приведет к  следующим изменениям:

В результате, все показатели, кроме  рентабельности чистого оборотного капитала и рентабельности реализованной  продукции улучшились. Это связано  с тем, что на предприятии наблюдается  недостаточность чистого оборотного капитала, поэтому необходимо его  увеличивать. На рентабельность реализованной  продукции повышение выручки  не оказало положительного эффекта  в связи с тем, что себестоимость  остается достаточно высокой. Увеличение выручки приведет к росту рентабельности активов, продаж, производственной деятельности и собственного капитала ОАО «Нефтекамскшина», следовательно, предложенные мероприятия являются эффективными.

Информация о работе Оценка финансовых результатов деятельности предприятия