Оценка финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:08, реферат

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является оценка финансовых результатов деятельности предприятия и разработка путей их увеличения.
Для раскрытия данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть основные показатели и роль финансовых результатов в деятельности предприятия;
- оценить прибыль от реализации в целом по предприятию;
- рассчитать показатели рентабельности деятельности предприятия;
- определить основные пути повышения финансовых результатов деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические и методические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Сущность, содержание и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.2 Основные показатели и порядок формирования прибыли предприятия
1.3 Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия
2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Нефтекамскшина»
2.1 Общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Нефтекамскшина»
2.3 Оценка рентабельности деятельности предприятия ОАО «Нефтекамскшина»
3 Основные направления по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтекамскшина»
3.1 Зарубежный опыт увеличения прибыли и оценки рентабельности деятельности предприятий
3.2 Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 673.00 Кб (Скачать файл)

По результатам проведенного анализа  рентабельности деятельности ОАО «Нефтекамскшина» можно сделать следующие предложения.

Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся  в его распоряжении ресурсы, и  в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает  издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете  на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет  к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции  уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается  прибыль в расчете на единицу  продукции, а также увеличивается  количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой  увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой  рентабельной продукции при условии  ее реализации дает значительный прирост  объема прибыли.

Снижение себестоимости также  значительно может увеличить  получаемую предприятием прибыль. Одним  из факторов снижения себестоимости  является увеличение объема выпускаемой  продукции. Другими факторами являются:

- улучшение уровня организации  производства, имеющее своей целью  свести к минимуму или вообще  ликвидировать нерациональные издержки;

- слаженная работа всех составляющих  производственного процесса (основного,  вспомогательного, обслуживающего  производства);

- оптимизация потоковых процессов  на предприятии.

Немаловажным фактором повышения  уровня рентабельности является оптимизация  структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес  продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться  до своего максимального уровня, а  в идеале – до 100%. Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов  по более низким ценам должна быть как можно ниже.

Также нам представляется необходимым  сделать ряд предложений по рентабельности деятельности ОАО «Нефтекамскшина», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:

-рассмотреть и устранить причины  возникновения перерасхода финансовых  ресурсов на управленческие и  коммерческие расходы;

-усовершенствовать управление  предприятием, а именно:

-выделить в составе структурных  подразделений и структурных  единиц предприятия центры затрат  и центры ответственности;

-внедрение на предприятии системы  управленческого учета затрат  в разрезе центров ответственности,  центров затрат и отдельных  групп товарной продукции;

-повысить в составе реализации  удельного веса мелкооптовой  продукции;

- осуществлять своевременную уценку  изделий, потерявших первоначальное  качество;

- осуществлять эффективную ценовую  политику, дифференцированную по  отношению к отдельным категориям  покупателей;

- совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных  рекламных мероприятий;

- осуществлять систематический  контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;

- при вводе в эксплуатацию  нового оборудования уделять  достаточно внимания обучению  и подготовке кадров, повышению  их квалификации, для эффективного  использования оборудования и  недопущения его поломки из-за  низкой квалификации;

- повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;

- разработать и ввести эффективную  систему материального стимулирования  персонала, тесно увязанную с  основными результатами хозяйственной  деятельности предприятия и экономией  ресурсов;

- использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;

- разработать и осуществить  мероприятия, направленные на  улучшение материального климата  в коллективе, что в конечном  итоге отразиться на повышении  производительности труда;

- осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.

Внедрение данных предложений будет  способствовать, на наш взгляд, повышению  рентабельности деятельности ОАО «Нефтекамскшина».

Для выявления резервов повышения  финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтекамскшина» необходимо проводить маржинальный анализ.

В целях изучения зависимости между  изменениями объема продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности, что трактуется иногда как анализ критической точки. Критической  считается такая величина объема продаж, при которой предприятие  имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции, то есть еще  не имеет прибыли, но уже не имеет  убытка. Взаимосвязь «затраты –  объем – прибыль» может быть выражена графически или с помощью формул. Графики безубыточности показывают объем суммарных постоянных затрат, суммарных переменных затрат, общих  затрат и совокупный доход для  всех уровней деятельности предприятия  при заданной цене продаж.

На рисунке 1 показан график анализа  поведения затрат, прибыли и объема продаж.

На графике точка безубыточности определяется как точка пересечения  прямой суммарных затрат и прямой выручки от реализации. Для руководства  точка безубыточности является важным ориентиром в анализе, так как  она показывает уровень продаж, ниже которого предприятие будет нести  убытки. По этой причине ее можно  рассматривать как минимально приемлемый уровень продаж продукции или  услуг.

Рисунок 1 – График анализа поведения  затрат, прибыли и объема продаж

 

Взаимосвязь «затраты – объем –  прибыль» может быть выражена также  с помощью формул. Для вычисления критической точки используется расчет маржинальной прибыли.

Маржинальный доход (маржинальная прибыль) представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными  затратами, или суммой постоянных расходов и прибыли от реализации. Маржинальный доход рассчитывается по формулам 51,52.

 

 (51)

 (52)

 

где   – выручка от реализации;

 - переменные издержки;

 - постоянные издержки.

Кроме уровня маржинальной прибыли  важным показателем для принятия управленческих решений является точка  безубыточности. Точка безубыточности – это такой объем реализации продукции, который позволит предприятию  покрыть все расходы и выйти  на нулевой уровень прибыли.

Точку безубыточности (в натуральном  выражении) можно найти по формуле 53.

 

 (53)

 

где   - цена реализации продукции;

- удельные переменные затраты  на единицу продукции.

Запас финансовой прочности (зона безопасности) в натуральном выражении рассчитывается по формуле 54.

 

 (54)

 

где   - объем реализации в натуральном выражении.

Запас финансовой прочности в процентном выражении рассчитывается по формуле 55.

 

 (55)

 

где   - объем реализации в стоимостном выражении.

Запас финансовой прочности в стоимостном  выражении рассчитывается по формуле 56.

 

 (56)

 

Операционный рычаг находится  по формуле 57.

 (57)

 

Рассчитаем маржинальный доход  для ОАО «Нефтекамскшина» за 2006-2009гг. в таблице 16.

 

Таблица 16 – Расчет маржинального  дохода для ОАО «Нефтекамскшина» в 2006-2009 гг.

Показатель

Значение показателя

Отклонение (+.-)

 

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2007г. к 2006г.

2008г. к 2007г.

2009г. к 2008г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка (нетто) от продажи, тыс. руб.

5425997

6324459

7409233

6879708

898462

1084774

-529525

Суммарные затраты, тыс. руб.

4965542

5781062

6899657

6486876

815520

1118595

-412781

Переменные затраты (материальные затраты и 50% затрат на оплату труда  и отчислений на социальные нужды), тыс. руб.

2332358

3324198

4001801

3580689

991840

677603

-421112

Постоянные затраты, тыс. руб.

2633184

2456864

2897856

2906187

-176320

440992

8331

Прибыль от продаж, тыс. руб.

460473

543397

509576

392832

82924

-33821

-116744

Безубыточный объем продаж, тыс. руб.

4618396

5179006

6301194

6060490

560610

1122188

-240704

Запас критической надежности, %

14,88

18,11

14,95

11,91

3,23

-3,16

-3,04

Уровень операционного рычага

6,72

5,52

6,69

8,40

-1,2

1,17

1,71

Маржинальный доход, тыс. руб.

3093639

3000261

3407432

3299019

-93378

407171

-108413


 

Проведенные расчеты свидетельствуют  о тенденции к увеличению маржинального  дохода за период 2006-2009гг. Уровень маржинального  дохода составил в 2006г. 3093639 тыс. рублей, однако в 2007г. данный показатель снизился и составил 3000261 тыс. рублей. В 2008г. маржинальный доход повысился на 407171 тыс. рублей и составил 3407432 тыс. рублей, однако в 2009г. снова снизился и составил 3299019 тыс. рублей. Чем выше уровень  маржинального дохода, тем быстрее  возмещаются постоянные затраты  и предприятие имеет возможность  получать прибыль.

Анализ критического объема продажи  позволяет оценить степень надежности организации, то есть ее устойчивость к снижению спроса и, соответственно, объему продаж. Проведенные расчеты  показали, что безубыточный объем  продаж повысился в 2007г. по сравнению  с 2006г. на 560610 тыс. рублей, а в 2008г. повысился  на 1122188 тыс. рублей и составил 6301194 тыс. рублей. В 2009г. он снизился на 240704 тыс. рублей и составил 6060490 тыс. рублей.

Запас критической надежности составил в 2006г. 14,88%, в 2007г. – 18,11%, в 2008г. – 14,95%, а  в 2009г. – 11,91%. Очень важное значение имеет расчет показателя операционного рычага – это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет изменения структуры затрат и объема реализации. Уровень операционного рычага снизился в 2007г. на 1,2 относительных единицы и увеличился в 2008г. на 1,17 относительных единицы, а в 2009г. на 1,71 относительных единицы, что свидетельствует об увеличении рискованности деятельности организации.

Таким образом, одним из эффективных  мероприятий по укреплению финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтекамскшина» является проведение маржинального анализа.

На основании сделанных выводов  можно заключить, что ОАО «Нефтекамскшина» имеет возможность создать материальные условия для расширения основной и инвестиционной деятельности и повышения финансовых результатов.

Заключение

 

Поиск резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов – одна из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия является прибыль и рентабельность.

Результаты проведенного теоретического исследования позволяют сделать  следующие выводы.

Прибыль – это денежное выражение  стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального  производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого  за торговой организацией.

Рентабельность характеризует  результативность деятельности организации. Эффективность работы предприятия  определяется через коэффициенты рентабельности. Показатели рентабельности позволяют  оценить, какую прибыль имеет  фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия.

Во второй части работы проводится анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Нефтекамсшина».

Как показывает факторный анализ прибыли  от реализации продукции, ОАО «Нефтекамскшина» получает прибыль за счет роста цены, роста количества реализованной продукции, снижения коммерческих расходов и улучшения структурных сдвигов.

Также проведенный анализ выявил ряд  недостатков в организации хозяйственной  деятельности предприятия. Одним из таких недостатков является отсутствие полного и систематического анализа  хозяйственной деятельности.

Анализ рентабельности деятельности ОАО «Нефтекамскшина» показал, что в 2007 г. ОАО «Нефтекамскшина» получало прибыль с каждого рубля средств, вложенных в основные средства и материально-производственные запасы, на 4,08% больше, чем в 2006 г. и 8,3% больше, чем в 2008 году. Расчет рентабельности продаж показал, что в 2007 г. предприятие получало на 1,7% больше прибыли с рубля продаж по сравнению с 2006 г. и на 3,87% больше по сравнению с 2008 г. Необходимо отметить, что произошло увеличение эффективности использования активов на 2,96% за 2006-2007 гг. и уменьшение на 5,75% за 2007-2008 гг. Так же увеличилась эффективность использования внеоборотных активов примерно на 3,85% и оборотных активов на 9,97% в 2007 г. и их уменьшение на 8,66% и 17,11% соответственно в 2008 г. Уменьшилась рентабельность чистого оборотного капитала на 5,73% в 2007 г. по сравнению с 2006 г. и увеличилась на 13,03% в 2008 г. по сравнению с 2007 г. Расчет рентабельности собственного капитала показывает, что в 2007 г. каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия, заработала чистой прибыли на 0,34% больше, чем в 2006 г. и на 16,78% меньше, чем в 2008 г. При расчете рентабельности реализованной продукции мы вычислили, что ОАО «Нефтекамскшина» в 2007-2008 гг. получил на 2,01% больше прибыли с каждого рубля средств, затраченных на производство и реализацию продукции, а за 2006-2007 гг. осталась неизменной. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. ухудшились показатели рентабельности реализованной продукции на 1,93%, что характеризует деятельность ОАО «Нефтекамскшина» как неэффективную, не приносящую прибыль и рентабельность чистого оборотного капитала на 3,35%. Остальные показатели имеют положительную динамику.

Факторный анализ рентабельности деятельности ОАО «Нефтекамскшина» показал, что план по уровню рентабельности издержек и продаж недовыполнен в 2006-2007 гг. Однако в 2007-2008 гг. выполнен по всем показателям.

Информация о работе Оценка финансовых результатов деятельности предприятия