Оценка финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:08, реферат

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является оценка финансовых результатов деятельности предприятия и разработка путей их увеличения.
Для раскрытия данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть основные показатели и роль финансовых результатов в деятельности предприятия;
- оценить прибыль от реализации в целом по предприятию;
- рассчитать показатели рентабельности деятельности предприятия;
- определить основные пути повышения финансовых результатов деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические и методические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Сущность, содержание и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.2 Основные показатели и порядок формирования прибыли предприятия
1.3 Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия
2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Нефтекамскшина»
2.1 Общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Нефтекамскшина»
2.3 Оценка рентабельности деятельности предприятия ОАО «Нефтекамскшина»
3 Основные направления по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтекамскшина»
3.1 Зарубежный опыт увеличения прибыли и оценки рентабельности деятельности предприятий
3.2 Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 673.00 Кб (Скачать файл)

 

 (10)

 

где  - бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) (форма №2);

- средняя стоимость основных  средств за расчетный период (форма  №1);

- средняя стоимость материально-производственных  запасов за расчетный период (форма  №1).

Данный показатель отражает величину бухгалтерской прибыли, приходящийся на каждый рубль производственных ресурсов (материальных активов предприятия). Может рассчитываться в целом  по предприятию, отдельным его сегментам  и видам продукции.

Рентабельность продаж   характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции по формуле 11:

 (11)

 

где  - объем продаж (форма №2).

Рентабельность активов можно  представить несколькими показателями. Один из них это рентабельность совокупных активов  рассчитывается по формуле 12:

 

 (12)

 

где   - средняя стоимость совокупных активов за расчетный период (форма №1).

Данный показатель отражает величину прибыли приходящейся на каждый рубль  совокупных активов.

Следующий показатель – рентабельность внеоборотных активов  . Он характеризует величину бухгалтерской прибыли, приходящийся на каждый рубль внеоборотных активов и рассчитывается по формуле 13:

 

 (13)

 

где   - средняя стоимость внеоборотных активов за расчетный период (форма №1).

Показатель рентабельности оборотных  активов  показывает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на один рубль оборотных активов и рассчитывается по формуле 14:

 

 (14)

где   - средняя стоимость оборотных активов за расчетный период (форма №1).

Рентабельность чистого оборотного капитала  (собственного оборотного капитала) рассчитывается по формуле 15:

 

 (15)

 

где   - средняя стоимость чистого оборотного капитала за расчетный период;

= собственный капитал (III раздел  баланса) – внеобротные активы (I раздел баланса).

Данный показатель характеризует  величину бухгалтерской прибыли  приходящийся на один рубль чистого  оборотного капитала.

Следующий показатель – это рентабельность собственного капитала  , который показывает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала и рассчитывается по формуле 16:

 

 (16)

 

где  - чистая прибыль (форма №2);

 - средняя стоимость собственного  капитала за расчетный период (форма №1).

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и  отражаются в бухгалтерском балансе  и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

Показатель рентабельности издержек отражает прибыль, приходящуюся на 1 рубль  затрат на изделие (группу изделий), рассчитывается по формуле 17:

 

 (17)

 

где   - прибыль по калькуляции издержек на изделие (или группу изделий);

 - себестоимость изделия по калькуляции  издержек.

Рентабельность реализованной  продукции  показывает сколько прибыли от реализации продукции приходится на один рубль полных затрат и рассчитывается по формуле 18:

 

 (18)

 

где   - прибыль от реализации продукции;

 - полная себестоимость реализации  продукции (товаров).

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических  явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования [28, с. 198].

Все явления и процессы хозяйственной  деятельности предприятий находятся  во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны  между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в  экономическом анализе является изучение и измерение влияния  факторов на величину исследуемых экономических  показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход  от исходной факторной системы к  конечной факторной системе, раскрытие  полного набора прямых, количественно  измеримых факторов, оказывающих  влияние на изменение результативного  показателя.

Способ цепных подстановок заключается  в определении ряда промежуточных  значений обобщающего показателя путем  последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

Под количественным факторами при  анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений  и могут быть получены путем непосредственного  учета (количество рабочих, станков, сырья  и т.д.).

Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности  изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя  продолжительность рабочего дня  и т.д.) [13, с. 43].

Основные задачи анализа рентабельности заключаются:

- в изучении динамики уровня  рентабельности;

- в оценке выполнения плана  по уровню рентабельности;

- в необходимости определения  влияния на изменение уровня  рентабельности отдельных факторов;

- в определении выводов и  предложений по результатам проведенного  анализа.

Факторный анализ рентабельности издержек следует проводить по каждому  виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции и рассчитывается по формуле 19:

 (19)

 

где   - рентабельность по каждому виду продукции;

 - объем прибыли от реализации i-го вида продукции;

 - уровень среднереализационных цен i-го вида продукции;

 - себестоимость i-го вида продукции.

Рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности каждого вида продукции способом цепной подстановки по формулам 20-25:

 

 (20)

 (21)

 (22)

 (23)

 (24)

 (25)

 

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального  деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.

Далее нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Уровень рентабельности продаж отдельных  видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия. Расчет приводится в формулах 26-32:

 

 (26)

 (27)

 (28)

 (29)

 (30)

 (31)

 (32)

 

Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние  на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базисный уровень каждого фактора данной модели на фактический.

Итак, преимущество рассмотренной  методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов  модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния  факторов и, как следствие, - более  высокий уровень планирования и  прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в  финансовом менеджменте отечественных  предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Далее рассмотрим методику пятифакторного анализа рентабельности. Пятифакторная  модель представлена в формуле 33.

 

, (33)

 

где   - материалоемкость продукции;

- трудоемкость продукции;

- амортизацеемкость продукции;

 - скорость оборачиваемости основного  капитала;

- оборачиваемость продукции.

Далее определяют какое влияние на эти изменения оказали пять выше перечисленных факторов:

- рассчитываем условную рентабельность  по материалоемкости продукции  при условии, изменялась только  материалоемкость продукции, а  значения всех остальных факторов  остались на уровне базисных. Выделяем влияние фактора материалоемкости  продукции по формулам 34 и 35.

 

 , (34)

 . (35)

 

- рассчитываем условную рентабельности  по трудоемкости продукции при  условии, что изменялись как  материалоемкость, так и трудоемкость  продукции, а значения всех  остальных факторов остались  на уровне базисных. Выделяем  влияние фактора трудоемкости  продукции по формулам 36 и 37.

 , (36)

 . (37)

 

- рассчитываем условную рентабельность  по амортизацеемкости продукции при условии, что изменялись материалоемкость, трудоемкость, амортизацеемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных. Выделяем влияние фактора амортизацеемкости продукции по формулам 38 и 39.

 

 , (38)

 . (39)

 

- рассчитываем условную  рентабельность по скорости оборачиваемости основного капитала при условии, что изменялись материалоемкость, трудоемкость, амортизацеемкость продукции и скорость оборачиваемости основного капитала, а значение скорости оборачиваемости оборотных средств осталось на уровне базисного. Выделяем влияние фактора скорости оборачиваемости основного капитала по формулам 40 и 41.

 

 , (40)

 . (41)

 

- рассчитаем рентабельность для  отчетного периода. Ее можно  рассматривать как условную рентабельность  при условии, что изменились  значения всех пяти факторов  – материалоемкости, трудоемкости, амортизацеемкости, скорости оборачиваемости основного капитала и скорости оборачиваемости оборотного капитала. Выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств по формулам 42 и 43.

 

, (42)

. (43)

 

Таким образом, анализ хозяйственной  деятельности позволяет выявить  соответствие внутренних резервов и  возможностей организации по обеспечению  конкурентных преимуществ и удовлетворению будущих потребностей рынка.

Представленную методику анализа  финансовых результатов рассмотрим на основе практических данных ОАО  «Нефтекамскшина».

 

2 Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия на  примере ОАО «Нефтекамскшина»

 

2.1 Общая характеристика производственно-хозяйственной  деятельности ОАО «Нефтекамскшина»

 

Открытое акционерное общество «Нефтекамскшина» - крупнейшее предприятие в шинной отрасли России и СНГ. В рейтинге мировых шинных компаний «Нефтекамскшина» занимает 20-е место среди 98 компаний.

Основная деятельность – производство шин для легковых, грузовых, легкогрузовых автошин, сельскохозяйственной техники, автобусов.

ОАО «Нефтекамскшина» интегрировано в состав нефтехимического бизнес-направления ОАО «Татнефть-Нефтехим» и состоит из завода массовых шин, завода грузовых шин и производства легковых радиальных шин. В ассортименте «Нефтекамскшина» более 150 типоразмеров и моделей шин. Большая часть выпускаемой продукции поставляется на комплектацию автозаводов – АвтоВАЗа, КамАЗа, ИжМаша, и других. В компании выпускается каждая третья шина, производимая в России – более 12 миллионов штук в год. Около 20 процентов продукции Компании экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Шины с маркой «Кама» отгружаются в страны СНГ, а также Англию, Голландию, Ирак, Финляндию, Иорданию, Кубу и другие страны.

Миссия Компании заключается в  укреплении позиции как лидера шинной отрасли РФ, производство конкурентоспособных  автошин, удовлетворяющих требованиям  и ожиданиям потребителей, с обеспечением высокого уровня социальной ответственности.

Стратегические задачи Компании до 2012 года:

- обеспечение финансовой устойчивости  и экономической стабильности  Компании;

- выход на новые рынки сбыта  шин – комплектацию автосборочных  производств в России, в том числе иностранных автомобильных заводов;

- формирование и реализация  инновационно-направленной инженерно-технической политики по отработке новых технологий, конструкций шин, рецептур и освоения новых типов технологического оборудования;

- обновление ассортимента и  потребительских свойств материалов  шинного производства со стабильными  показателями качества;

- создание и освоение новых  производств, позволяющих осуществлять  выпуск шин по более эффективным  технологиям с применением НОУ-ХАУ  мировых производителей шин и  высокоточного оборудования европейского  производства;

- обновление ассортимента выпускаемых  шин, исходя из требований рынка  и тенденций развития автомобильной  отрасли;

- повышение и стабилизация уровня  качества выпускаемой продукции  по всей производственно-технологической  цепочке – от изготовления  резиновых смесей до вулканизации  и испытания готовой продукции;

Информация о работе Оценка финансовых результатов деятельности предприятия