Оценка кредитоспособности физических лиц: понятие, факторы влияния и методы (на примере ОАО «Сбербанк России»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:15, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – раскрыть содержание и рассмотреть различные методы и модели оценки кредитоспособности физических лиц на примере ОАО «Сбербанк России».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть содержание понятия «кредитоспособность»;
рассмотреть методы оценки кредитоспособности физических лиц;

Содержание работы

Введение
3

1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ кредитоспособности физических лиц
5

1.1. Сущность и содержание понятия оценки кредитоспособности физических лиц
5

1.2. Методы оценки кредитоспособности физических лиц
9

1.3. Проблемы в области кредитования
21

2.
анализ организации кредитования и оценки кредитоспособности физических лиц на примере Оао «сбербанк россии»
28

2.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Сбербанк России»
28

2.2. Анализ оценки кредитоспособности физических лиц ОАО «Сбербанк России»
43

2.3. Централизация, стандартизация и автоматизация процесса кредитования с использованием технологии «Кредитная фабрика»
64

3.
способы управления риском при кредитовании физических лиц
69


Заключение
89

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 264.33 Кб (Скачать файл)

Портфель кредитов физическим лицам увеличился в 2010 году на 12,1% - до 1 319,7 млрд. руб. в связи с ростом спроса на потребительские ссуды и жилищное кредитование на 12,6% и 17,7% соответственно.

Байкальский банк Сбербанка  России в 2011 году выдал населению  более 205,5 тысяч кредитов на сумму 48,5 млрд. руб. Эти цифры превышают показатели 2010 года по сумме в 1,4 раза, по количеству в 1,5 раза. Увеличение объемов кредитования коснулось всех направлениям кредитования частных лиц. Так, по итогам года Байкальский банк выдал: более 188,6 тыс. потребительских кредитов на сумму более 31,7 млрд. руб. (рост по сравнению с 2010г. - 48%); более 15 тыс. жилищных кредитов на сумму почти 15,9 млрд. руб. (рост 36%); 1,9 тыс. автокредитов на сумму 941,6 млн. руб. (рост 69%). Чаще всего жители Байкальского региона оформляют жилищные кредиты в сумме 1–2 млн. руб. на срок 20–30 лет по программе «Приобретение готового жилья» на покупку 1- и 2-комнатных квартир с ежемесячным платежом от 12 до 25 тыс. руб. и первоначальным взносом от 10 до 15%.

Расходы на создание резервов под обесценение кредитного портфеля представлены в таблице 2.9 в динамике за 2008-2010 гг.:

Таблица 2.9

Расходы на создание резервов под обесценение кредитного портфеля, млн. руб.

Показатели

2010

2009

2008

Резерв под обесценение кредитного портфеля на 1 января

579 814

202 285

111 488

Резерв под обесценение кредитного портфеля, созданный в течение  года

153 809

388 932

97 881

Кредиты клиентам, списанные в течение  года как безнадежные 

-31 100

-11 403

-7 084

Резерв под обесценение кредитного портфеля на 31 декабря 

702 523

579 814

202 285


Начавшийся в сентябре 2008 года мировой финансовый кризис повлек за собой ухудшение экономической  ситуации в России и прочих юрисдикциях, где Сбербанк осуществлял свои операции, и, как следствие, вызвал снижение качества кредитного портфеля Сбербанка. Ухудшение качества портфеля привело к созданию Банком значительных резервов под его обесценение. .В 2010 году на фоне восстановления экономики в России и других странах присутствия Сбербанка наблюдалась стабилизация качества кредитного портфеля Банка. Стабилизация качества кредитного портфеля явилась основной причиной снижения до уровня 153,8 млрд. руб. объема отчислений на формирование резерва под обесценение кредитного портфеля в 2010 году по сравнению с отчислениями в размере 388,9 млрд. руб. в 2009 году.

Далее рассмотрим структуру обязательств ОАО «Сбербанк России» в динамике за 2008–2010 гг., представленную в таблице 2.10:

Таблица 2.10

Структура обязательств ОАО «Сбербанк России» в динамике за 2008–2010 гг., млн. руб.

 

Показатель

На 31 декабря 2010

На 31 декабря 2009

На 31 декабря 2008

Сумма

% от суммы

Сумма

% от суммы

Сумма

% от суммы

Вклады физических лиц

4 834 459

63,2

3 787 312

59,8

3 112 102

51,9


 

 

Продолжение таблицы 2.10

Показатель

На 31 декабря 2010

На 31 декабря 2009

На 31 декабря 2008

Сумма

% от суммы

Сумма

% от суммы

Сумма

% от суммы


 

Средства корпоративных клиентов

1 816 672

23,8

1 651 559

26,1

1 683 130

28,1

Субординированный долг

303 513

4

519 061

8,2

536 221

9,0

Прочие заемные средства

270 765

3,5

115 213

1,8

159 080

2,7

Собственные ценные бумаги

119 426

1,6

124 599

2

138 902

2,3

Средства других банков

188 431

2,5

53 947

0,9

302 539

5,1

Прочие обязательства

108 094

1,4

74 439

1,2

54 346

0,9

Итого обязательств

7 641 360

100

6 326 130

100

5 986 320

100


Источник: составлено автором на основании отчетности ОАО «Сбербанк России»

Обязательства Сбербанка в 2009 году увеличились на 21,7% и составили 3 787,3 млрд. руб, а в 2010 году на 20,8% и составили 7 641,4 млрд. руб. Рост обязательств обусловлен, прежде всего, увеличением средств физических лиц на 27,6% - до 4 834,5 млрд. руб. Объем прочих заемных средств значительно увеличился в 2010 году (на 135,0%) за счет новых привлечений в рамках среднесрочной программы заимствований и привлечения синдицированного кредита от консорциума иностранных банков. Также в 2010 году отмечался рост средств корпоративных клиентов (на 10,0%), средств других банков (на 249,3%) и прочих обязательств (на 45,2%). Существенное увеличение источников финансирования Сбербанка в 2010 году, а также высокий уровень достаточности капитала обеспечили необходимые условия для частичного досрочного погашения Сбербанком субординированного кредита, полученного от Банка России, в сумме 200 млрд. руб.

В таблице 2.11 представлена структура средств клиентов ОАО «Сбербанка России» в динамике за 2008–2010 гг. По состоянию на 31 декабря 2010 года средства физических лиц и корпоративных клиентов составили 6 651,1 млрд. руб., увеличившись за год на 22,3%, а по сравнению с 2008 годом увеличение произошло почти в 1,5 раза – на 40%. Доля средств физических лиц в совокупных средствах клиентов увеличилась на 3,1 п.п. до 72,7%, в то время как доля средств корпоративных клиентов в совокупных средствах клиентов снизилась до 27,3%.

Структура средств физических лиц и корпоративных клиентов в 2010 году по сравнению с 2009 годом изменилась несущественно. Срочные депозиты составляют 70,2% привлеченных средств клиентов, а доля текущих счетов увеличилась до 29,8%.

Таблица 2.11

Структура средств клиентов ОАО «Сбербанк России» в динамике за 2008–2010 гг., млн. руб.

Показатели

На 31 декабря 2010

На 31 декабря 2009

На 31 декабря 2008

Сумма

% от суммы

Сумма

% от суммы

Сумма

% от суммы

средства физических лиц

текущие счета

785750

11,8

540455

9,9

395090

8,2

депозиты

4048709

60,9

3246857

59,7

2717012

56,7

Итого

4834459

72,7

3787312

69,6

3112102

64,9

средства корпоративных клиентов

текущие счета

1199581

18

965032

17,8

1011161

21,1

депозиты

617091

9,3

686527

12,6

671969

14,0

Итого

1816672

27,3

1651559

30,4

1683130

35,1

ИТОГО

6651131

100

5438871

100

4795232

100


Расчетный счет (текущий счет) – счет, используемый банком или иным расчетным учреждением для учета денежных операций клиентов. Текущее состояние расчетного счета, как правило, соответствует сумме денежных средств, принадлежащих клиенту. Обычно эти счета не используют с целью получения дохода (процентов) или с целью сбережений. Основная цель использования расчетного счета – надежный и быстрый доступ к средствам по первому требованию через разнообразные каналы передачи распоряжений. Зачастую на остатки не начисляются проценты или начисляются в минимальном размере. При этом клиент может вносить или забирать любое количество средств в любое время. Поскольку деньги доступны по требованию, эти счета иногда называют счетами до востребования или текущими счетами.

Банковский вклад (или  банковский депозит) – сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом.

Объем вкладов в Байкальском  банке по итогам 2011 года увеличился на 17,5 млрд. руб. Остаток средств физ. лиц на 1 января 2012 составляет 111 млрд. руб., остатки средств корпоративных клиентов увеличились на 72,8% и составили 52,6 млрд. руб. Доля Байкальского банка на рынке вкладов населения в регионе составляет 63,6%. Доля на рынке привлечения средств юр. лиц – 42,8%.

Проводя анализ доходов и расходов Сбербанка, нужно отметить, что чистая прибыль Сбербанка России по МСФО в 2010 году выросла до 181,6 млрд. руб., что более чем в 7 раз превышает чистую прибыль 2009 года (24,4 млрд. руб.). Прибыль до налогообложения составила 230,2 млрд. руб. и 29,9 млрд. руб. соответственно. Чистая прибыль Байкальского банка в 2011 году составила 7,9 млрд. руб., прирост – 26% (в 2010 г. – 6,2 млрд. руб., в 2009 г. – 3 млрд. руб.).

В 2010 году чистый процентный доход составил 495,8 млрд. руб. (502,7 млрд. руб. в 2009 году), чистый комиссионный доход Сбербанка вырос на 22,3% до 123,6 млрд. руб. Чистые доходы Сбербанка от операций с иностранной валютой составили 14,1 млрд. руб., что на 13% ниже показателя 2009 года.

В результате операционные доходы до формирования резервов под обесценение кредитного портфеля за 2010 год выросли на 2,9% в сравнении с предыдущим периодом и составили 666,6 млрд. руб. (648,1 млрд. руб. в 2009 году). Операционные доходы Байкальского банка до создания резервов на возможные потери в 2010 году увеличились на 11,4%

Увеличение чистой прибыли  Сбербанка в 2010 году происходило на фоне сокращения отчислений в резерв под обесценение кредитного портфеля (153,8 млрд. руб. в 2010 и 388,9 млрд. руб. в 2009 годах соответственно).

Совокупный доход Сбербанка в 2009 году составил 38,9 млрд. руб. и сократился на 68,8% по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году составил 206,6 млрд. руб., что в 5 раз превышает результат предыдущего года.

 

Таблица 2.12

Операционные расходы ОАО «Сбербанка России» в динамике за 2008–2010 гг., млн. руб.

Показатели

2010

2009

2008

Расходы на персонал

161 180

128 624

132 962

Амортизация основных средств и  прочие расходы, связанные с основными  средствами

60 792

52 838

н/д

Административные расходы и  расходы на информационные услуги

22 414

17 700

н/д

Взносы в государственную систему  страхования вкладов

16 718

13 047

13 861

Налоги, за исключением налога на прибыль

12 586

10 282

5 901

Прочее 

8 929

6 786

7 720

Итого операционные расходы 

282 619

229 277

221 739

Операционные расходы к операционным доходам до вычета резерва 

42,40%

35,40%

49,3%


Операционные расходы  Сбербанка выросли в 2010 году на 23,3% до 282,6 млрд. руб. Основными драйверами роста выступили расходы на персонал (рост на 25,3% до 161,2 млрд. руб.). Рост расходов на оплату труда связан большей частью с плановым повышением заработной платы работников в 2010 году для приведения вознаграждения к рыночному уровню. Другими источниками роста операционных расходов являлись расходы на амортизацию и содержание основных средств, телекоммуникационные и текущие административные расходы. Увеличение данных групп расходов связано с возобновлением Сбербанком вложений в инфраструктурные проекты, направленных на реализацию долгосрочной стратегии развития.

Реализация стратегии  развития позволит Сбербанку укрепить позиции на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов. В рамках стратегии Сбербанк ставит перед собой цели по четырем основным направлениям:

  • финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%;
  • положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц);
  • качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса IТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов;
  • операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5–7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.

Информация о работе Оценка кредитоспособности физических лиц: понятие, факторы влияния и методы (на примере ОАО «Сбербанк России»)