Основы управления затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:33, дипломная работа

Описание работы

Ни одна сфера деятельности не обходится без затрат. Будь то новое дело или хорошо налаженный бизнес, правило одно – чтобы заработать деньги, надо сначала их потратить. Естественно, что основная цель каждого предпринимателя – получение прибыли. А что такое прибыль в конечном итоге? Это превышение доходов над расходами. Следовательно, для того, чтобы получить максимальную прибыль, надо либо минимизировать расходную часть, либо увеличивать доходную.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Экономическая сущность затрат как объекта управления
1.2 Классификация затрат для целей управления
1.3 Современные методы и системы управления затратами на предприятии
1.4 Механизм и инструменты управления затратами в системе финансового менеджмента
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
2.1 Общая технико-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
2.2 Анализ состава, структуры и динамики затрат на производство продукции ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
2.3 Факторный анализ затрат на рубль товарной продукции.
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
3.1 Новые методы определения и регулирования затрат предприятия
3.2 Использование контроллинга как способ управления затратами на предприятии
3.3 Экономический эффект от внедрения новых методов управления затратами предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

основы управления затратами на предприятииПшеничная.doc

— 996.00 Кб (Скачать файл)

Тема: «Оптимизация управления затратами  на предприятии»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА   1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ  МЕХАНИЗМА  УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СИСТЕМЕ  ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1  Экономическая  сущность затрат как объекта управления

 

1.2  Классификация  затрат для целей управления

 

1.3 Современные методы и системы управления затратами на предприятии

 

1.4 Механизм  и инструменты  управления  затратами в системе финансового  менеджмента

 

ГЛАВА   2.   ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»

 

2.1 Общая технико-экономическая  характеристика предприятия  ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»

 

2.2   Анализ  состава, структуры и динамики  затрат на производство продукции ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»

 

2.3   Факторный  анализ затрат на рубль товарной  продукции.

 

ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ  НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»

 

3.1   Новые  методы определения и регулирования  затрат предприятия

3.2    Использование контроллинга как способ управления затратами на предприятии

 

3.3   Экономический эффект от внедрения новых методов управления затратами предприятия

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ  МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

1.1 Экономическая сущность затрат как объекта управления

 

 Ни одна сфера деятельности не обходится без затрат. Будь то новое дело или хорошо налаженный бизнес, правило одно – чтобы заработать деньги, надо сначала их потратить. Естественно, что основная цель каждого предпринимателя – получение прибыли. А что такое прибыль в конечном итоге? Это превышение доходов над расходами. Следовательно, для того, чтобы получить максимальную прибыль, надо либо минимизировать расходную часть, либо увеличивать доходную.

В бухгалтерском, управленческом и налоговом учете  встречаются такие понятия, как  «затраты», «расходы» и «издержки». Термины эти, хотя и одинаковы  в общепринятом смысле, несколько отличаются  в зависимости от сферы применения. Понятие «расходы» чаще применяется в бухгалтерском и налоговом учете. Понятие «затраты» больше относится к финансовой сфере, планированию и оценке эффективности деятельности предприятия, т. е. более применимо в основном к управленческому учету. Однако фактически понятия «затраты», «расходы» и «издержки» не имеют четко выраженных различий и перекликаются друг с другом.

Затраты – выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции. Экономическое содержание понятия «затраты» аналогично «издержкам», однако на практике в бухгалтерском учете чаще употребляются словосочетания с «затратами», в экономическом анализе – с «издержками». Принято выделять следующие виды затрат:

1) материальные;

2) на оплату  труда;

3) на ремонт и восстановление  основных средств;

4) дополнительные (на обучение, социально-культурные  нужды) и др.

В то же время  «Экономико-математический словарь» признает, что термин «затраты» имеет четкое определения. Затраты – широко распространенное в экономической литературе понятие, не имеющее, однако, общепринятого определения. В самой общей форме это ресурсы, используемые  в процессе производства (понимаемого в широком смысле, включающем хранение, транспортировку и т. д.) ради получения продуктов этого производства. 2. А с точки зрения бухгалтера,  затратами являются любые расходы, произведенные за отчетный период.

Руководствуясь  определением, что: «Затраты – стоимостное выражение  использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов», затраты можно определить по 3 основным признакам:

1) затраты связаны  с производством продукции;

2) предполагается целевое использование ресурсов;

3) существует  стоимостная оценка, с помощью  которой неоднородные виды производственных  ресурсов приводятся к денежному  эквиваленту.

Так как затраты  являются стоимостным выражением ресурсов, которые  предприятие использует в своей хозяйственной деятельности, выделяют 3 основных варианта взаимосвязи между ресурсами и затратами:

1) использование  ресурсов для создания других  ресурсов;

2) использование  ресурсов без создания видимых  новых ресурсов;

3) виртуальное  (умозрительное) использование ресурсов.

Первый вариант  состоит в том, что при использовании  ресурсов одного уровня (т. е. при возникновении  затрат) создаются ресурсы другого  уровня. Первичные ресурсы переходят  в процессе производства во вторичные, а вторичные (потребляемые) – во внешние. Для наглядности можно представить себе производственный процесс, в результате которого из сырья (первичного ресурса) создаются полуфабрикаты (вторичные ресурсы), а полуфабрикаты в свою очередь становятся в процессе производственной деятельности готовой продукцией (товаром), т. е. внешними ресурсами, пригодными для реализации. И только реализация внешних ресурсов дает предприятию выручку, а значит, и реальную прибыль.

Во втором варианте речь идет о потреблении ресурсов (возникновении затрат), не связанных непосредственно с производством и преобразованием материальных ценностей. Наиболее уместно здесь говорить, например, о работе аппарата управления. Ведь в процессе работы «управленцы», безусловно, потребляют ресурсы, однако создания вторичных ресурсов или готовой продукции в этом случае не  происходит.

И третий вариант. В данном случае речь идет о так называемых альтернативных затратах. Общий же смысл альтернативных затрат в том, что на самом деле (в процессе производства) эти затраты не были понесены. Они характеризуют собой упущенную прибыль (например, из-за отказа предприятия от выпуска нового вида продукции).

Таким образом, расходы возникают либо в случае, когда финансовые ресурсы выбывают из организации, но взамен организация  получает ресурсы производственные, и только после их выбытия у предприятия возникают расходы, либо тогда, когда выбытие финансовых ресурсов ведет непосредственно к возникновению расходов у предприятия, т. е. финансовые ресурсы выбывают, но производственные ресурсы при этом не поступают.

Расходы, которые  классифицируют как целевые, практически  совпадают с затратами. Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), в момент получения  дохода от реализации готового продукта становятся расходами.

Существует и другой вид расходов – так называемые нейтральные расходы. Они не связаны напрямую с процессом производства и производственными ресурсами. Вот этот вид расходов затратами не является. Если же говорить об альтернативных затратах, то они вообще ни при каких обстоятельствах не становятся расходами.

И немного об издержках. Это самый расплывчатый, самый неопределенный термин из всех, которые мы рассматривали. Можно  расценивать издержки и как часть  затрат предприятия, направленных только на осуществление им производственной деятельности, и как общий показатель, учитывающий все затрачиваемые материалы и выполняемые услуги (работы).

   Т.о. затраты являются одним из основных объектов управления и занимают центральное место в системе финансового менеджмента предприятия. При этом модель учета и управления затратами должна быть построена таким образом, чтобы системно отражать процесс трансформации затрат в расходы, а затем - в финансовые результаты.  [5. С. 135].

      Рассматривая термин "управление" во взаимосвязи с какой-либо системой на предприятии, следует исходить из неоднозначности данного определения. С одной стороны, под управлением понимают деятельность по руководству какой-либо системой или по предприятию в целом, с другой стороны, совокупность субъектов этой деятельности, то есть кадры предприятия. Таким образом, понятие "управление" применительно к хозяйствующему субъекту можно рассматривать в двух контекстах: как процесс (деятельность) и как институт.

      Если рассматривать  управление как процесс, то  наиболее точное и полное определение здесь следующее: управление - это систематическая увязка управленческих действий хозяйствующего субъекта в процессе волеобразования и реализации воли. Функционально это означает постановку проблемы, поиск и принятие решений, распределение ответственности по ним (данные фазы определяют волеобразование или подготовку решения), осуществление решений, контроль за выполнением и корректировку (данные фазы определяют реализацию воли или выполнение решения) [22. С. 56].

      Таким образом, с одной стороны управление затратами - это непрерывный во времени процесс комплексного воздействия на издержки хозяйствующего субъекта с целью обеспечения их оптимального уровня, структуры и динамики.

Рис. 1.1. Процесс  управления затратами хозяйствующего субъекта

      Если говорить о другой стороне управления, а именно, об институциональных аспектах в управлении затратами, то основной вопрос здесь заключается в следующем: создавать ли самостоятельную службу управления затратами на каждом уровне организационной структуры хозяйствующего субъекта или наделять дополнительными полномочиями в области управления затратами уже существующих менеджеров. На наш взгляд, возможности институционализации системы управления затратами как самостоятельной функцией управления весьма невелики, поскольку пока еще в незначительной степени разработан методологический аппарат. Если говорить о возможности институционализации управления затратами как о функции поддержки управления, то здесь возможностей гораздо больше, и в полной мере реализовать ее возможно лишь непосредственно на местах силами тех, кто владеет реальной информацией о существующем положении дел, то есть менеджеров компании.

      Основными элементами системы управления затратами являются объекты управления затратами (это уровень, формирование и структура издержек), технология управления затратами (осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических показателей затрат от плановых), субъекты управления затратами (структурные подразделения предприятия, осуществляющие процедуры управления затратами), предметы управления затратами (отдельные характеристики состояния затрат: соблюдение лимитов, расходов сырья и материалов и т. п.) [34. С. 32].

      Организация системы управления затратами требует комбинированного применения структурного и процессного подходов к организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия и управления ею. Сущность процессного подхода заключается в том, что всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно разделить на две категории: основные бизнес-процессы и вспомогательные бизнес-процессы. Под бизнес-процессом в данном случае понимается совокупность бизнес-функций (или видов деятельности), существующих на предприятии, которые вместе взятые дают результат, имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика.

      Основные бизнес-процессы связаны с непосредственным созданием продукта или услуги, их продажей и доставкой потребителю. Они включают в себя следующие бизнес-функции: обеспечение поставок сырья и других материальных ресурсов, производство различных видов продукции, обеспечение вывоза продукции, маркетинг и сбыт продукции, гарантийное и послепродажное обслуживание.

      Таким образом, управление затратами - это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.

 

1.2 Классификация затрат для целей управления

 

Одним из методов  познания, исследования изучаемых явлений  или объектов является классификация, то есть разделение на классы на основе определенных общих признаков объектов и закономерных связей между ними. Чем больше выделено признаков классификации, тем выше степень познания объектов. Затраты на производство как объект познания достаточно хорошо изучены в теории отечественного учета и анализа.

 

 

 

Признак классификации

Вид затрат

по отношению к объему производства

переменные

дигрессивные

пропорциональные

прогрессивные

постоянные

прочие

смешанные

ступенчатого (дискретного) возрастания

по способу включения в себестоимость

прямые

косвенные

по статьям калькуляции

1) «Сырье и  основные материалы»;

 

2) «Полуфабрикаты  собственного производства»;

 

3) «Возвратные  отходы» (вычитаются);

 

4) «Вспомогательные  материалы»;

 

5) «Топливо и  энергия на технологические цели»;

 

6) «Расходы на  оплату труда производственных  рабочих»;

 

7) «Отчисления  на социальные нужды»;

 

8.) «Расходы  на подготовку и освоение производства»;

 

9) «Расходы по эксплуатации производственного оборудования»;

 

10) «Цеховые  расходы»;

 

11) «Общехозяйственные  расходы»;

 

12) «Потери от  брака»;

 

13) «Прочие производственные  расходы»;

 

14) «Коммерческие  расходы»  

по возможности  осуществления планирования

планируемые

не планируемые

по экономическим  элементам

материальные  затраты

затраты оплату труда

отчисления  на социальные нужды

амортизация основных фондов

прочие затраты

по отношению  к технологическому процессу

основные

накладные

по отношению  к временному промежутку

фактические (прошлые)

сметные (будущие)

по участию  в процессе производства

производственные

коммерческие

по периодичности  возникновения

единовременные

текущие

по составу (однородности)

одноэлементные

комплексные

по возможности  регулирования и контроля

полностью регулируемые

частично регулируемые

слабо регулируемые

Информация о работе Основы управления затратами на предприятии