Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:33, дипломная работа
Ни одна сфера деятельности не обходится без затрат. Будь то новое дело или хорошо налаженный бизнес, правило одно – чтобы заработать деньги, надо сначала их потратить. Естественно, что основная цель каждого предпринимателя – получение прибыли. А что такое прибыль в конечном итоге? Это превышение доходов над расходами. Следовательно, для того, чтобы получить максимальную прибыль, надо либо минимизировать расходную часть, либо увеличивать доходную.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Экономическая сущность затрат как объекта управления
1.2 Классификация затрат для целей управления
1.3 Современные методы и системы управления затратами на предприятии
1.4 Механизм и инструменты управления затратами в системе финансового менеджмента
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
2.1 Общая технико-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
2.2 Анализ состава, структуры и динамики затрат на производство продукции ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
2.3 Факторный анализ затрат на рубль товарной продукции.
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
3.1 Новые методы определения и регулирования затрат предприятия
3.2 Использование контроллинга как способ управления затратами на предприятии
3.3 Экономический эффект от внедрения новых методов управления затратами предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис. 2.1. Классификация затрат на производство
Однако управленческий учет – понятие гораздо более полное, нежели учет производственных затрат. Именно управленческий учет не только определяет все понесенные затраты предприятия и связанную с ними прибыль (или убыток), но и решает ряд вопросов, позволяющих планировать дальнейшую производственную и хозяйственную деятельность. По большому счету, перед любым предприятием независимо от объемов производства, сферы деятельности и места, занимаемого на потребительском рынке, постоянно стоит несколько основных вопросов, таких как: Достаточно ли рентабельно это производство? Сколько реально затрачено на производство определенного объема продукции и какую прибыль в итоге от этого получило предприятие? Возможно ли уменьшение себестоимости производимой продукции, и если да, то как этого добиться? Не следует ли уменьшить или, наоборот, увеличить объем выпускаемой продукции? Нужно ли и выгодно ли будет проводить обновление производственной базы? И так далее. Причем это вопросы, на которые приходится постоянно давать ответы только по уже существующему производству. Если же планируется развивать предприятие и дальше, добиваться максимальной эффективности его работы, постоянного увеличения получаемой прибыли, вопросов, естественно, становится еще больше. Стоит ли начать выпуск нового вида продукции? Если да, то как скоро окупятся вложения в запуск нового производства? Какую прибыль это будет приносить предприятию? Выгодно ли будет для предприятия оказание дополнительных услуг или проведение новых видов работ, связанных с реализацией уже выпускаемой продукцией? Ответ на каждый из этих вопросов влечет за собой десятки новых, и ответы на них должны быть не только правильными, но и оперативными. Цена ошибки может оказаться очень и очень высокой. Кроме того, если такая ошибка все-таки была допущена, она должна быть выявлена и найдены пути к ее устранению, причем, если таких путей несколько, необходимо найти самый оптимальный, эффективный и безболезненный. Анализ и планирование хозяйственной и производственной деятельности – это как раз тот самый случай, когда «время – деньги». Для решения всех этих (и еще многих других) вопросов и существует управленческий учет. Решения принимаются на основе анализа полученной информации. А для правильного и оперативного принятия решений информация должна не только достоверной, конкретной и полной, но и представленной в виде, наиболее удобном для быстрой обработки. Поэтому классификация затрат для целей управленческого учета варьируется в зависимости от того, для решения каких задач требуется информация о затратах.
Итак, затраты для целей управленческого учета подразделяются на:
Это примерная классификация затрат, которая применяется при расчете себестоимости, определении величины полученной прибыли и стоимостной оценке производственных запасов.
Входящие затраты характеризуются как приобретенные и имеющиеся в наличии средства и ресурсы предприятия. Предполагается, что использование этих ресурсов и средств должно принести предприятию прибыль. К этому виду затрат можно отнести, например, закупленную, но еще не списанную в производство партию материалов или новую промышленную линию.
Исходящие затраты – это средства или ресурсы, которые уже израсходованы в отчетном периоде и соответственно потеряли способность приносить прибыль предприятию в дальнейшем. Так, партия материалов, израсходованная для производства продукции, будет отнесена к исходящим затратам, но только в том случае, если продукция, изготовленная из этих материалов, реализована предприятием. Для торгового предприятия наглядным примером входящих и исходящих затрат является партия товара, закупленного для перепродажи. Находясь на складе, партия товара будет представлять собой входящие затраты, но та же партия товара в момент продажи станет затратами исходящими.
Прямые затраты – это материальные затраты и затраты на оплату труда, которые можно отнести на конкретное изделие (партию товаров). Если вспомнить классификацию затрат на производство, то это те затраты, которые можно группировать по носителям затрат.
И материальные затраты, и затраты на оплату труда можно назвать прямыми в том случае, если они экономически обоснованно и прямо относятся к изготовлению определенного вида продукции (конкретному изделию). Отнесение того или иного вида ресурсов (материалов) к прямым материальным затратам во многом определяется спецификой производства, но в целом с ними все понятно. Что же касается прямых затрат на оплату труда, то к ним относится оплата труда работников, непосредственно связанных с изготовлением определенного вида продукции (например, сборщиков при создании многокомпонентных изделий).
К косвенным, или общепроизводственным, затратам относятся те затраты, которые либо нельзя, либо экономически нецелесообразно отнести на конкретный вид продукции. К таким затратам можно отнести расходы на вспомогательные материалы (например, универсальные крепежные элементы) и оплату труда работников, не относящуюся к прямым затратам на оплату труда (например, заработная плата вспомогательного и управленческого персонала).
Производственные затраты, или затраты, входящие в себестоимость продукции, подразделяются на:
1) прямые материальные затраты;
2) прямые затраты на оплату труда;
3) общепроизводственные затраты.
Величина производственных затрат определяется объемами незавершенного производства, запасов материалов и готовой продукции на складе предприятия.
Периодические затраты, называемые также издержками определенного периода, представляют собой расходы непроизводственного характера, зависящие не от объемов производства, а от длительности периода (временного промежутка), в течение которого они совершаются. В основном периодические затраты состоят из коммерческих и административных расходов. В свою очередь коммерческие расходы связаны с обслуживанием производственной деятельности предприятия (расходы на осуществление продаж, поставок продукции и т. д.), а административные расходы связаны с управлением предприятием. Как правило, периодические затраты не имеют вещественной формы (например, затраты на получение услуг) и, как следствие, не подлежат инвентаризации.
Одноэлементные затраты – это затраты, которые не могут быть разложены на составляющие в условиях производственной и хозяйственной деятельности конкретного предприятия. К комплексным затратам, которые исходя из их определения могут быть разложены на отдельные экономические элементы (слагаемые), относятся в основном общепроизводственные расходы.
Одной из главных задач управленческого учета является планирование и принятие решений. Для решения этой задачи информацию по затратам предлагается классифицировать следующим образом:
1) постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;
2) принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;
3) безвозвратные затраты;
4) вмененные затраты (упущенная выгода);
5) предельные и приростные затраты;
6) планируемые и непланируемые.
К группе постоянных относятся производственные затраты, размер которых не зависит от интенсивности производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Так, например, если предприятие имеет в собственности основные средства, амортизация по ним должна будет начисляться независимо от объемов производства и реализации готовой продукции. То же можно сказать и о расходах на аренду производственных помещений. Даже в случае полной остановки производственной деятельности предприятия, что, к сожалению, вынуждены были сделать многие производители в конце 2008 – начале 2009 гг. во время кризиса, арендная плата будет начисляться, пока предприятие будет являться арендатором. Размер арендной платы может измениться, но произойдет это по соглашению сторон, а не в связи с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Соответственно, переменные затраты напрямую зависят от изменения объемов производства. Причем переменными могут быть как производственные, так и непроизводственные затраты. Примером переменных производственных затрат могут служить прямые затраты на оплату труда, косвенные затраты на вспомогательные материалы и т. д. Как переменные непроизводственные затраты можно представить, например, транспортные расходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от увеличения или снижения объемов производства. Поэтому наряду с постоянными и переменными рассмотрим условно-постоянные и условно-переменные затраты. Эти виды затрат по части факторов можно отнести и к постоянным, и к переменным. Интенсивность производственно-хозяйственной деятельности предприятия в этих случаях, безусловно, влияет на затраты, но не прямо, как в случае с переменными производственными затратами, а косвенно. Если взять пример с той же арендной платой, то в случае, если договор аренды предусматривает, скажем, возмещение расходов на электроэнергию, собственно арендная плата (постоянная или фиксированная ее часть) останется неизменной, но при сокращении объемов производства сократится и потребление электроэнергии, а следовательно, и часть арендной платы, являющаяся возмещением расходов на электроэнергию.
Разделение затрат на принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках применяется при анализе и выборе наилучшего из нескольких альтернативных вариантов. При принятии какого-либо решения принимается во внимание большое количество различных факторов. Часть из них остается неизменной во всех вариантах, а часть изменяется. Естественно, что при оценке того или иного варианта будут учитываться факторы, отличающие их друг от друга при прочих равных условиях. Это относится в первую очередь к затратам.
Следовательно, затратами, не принимаемыми в расчет, являются затраты, неизменные во всех рассматриваемых альтернативных вариантах, а переменными – затраты, которыми эти варианты отличаются друг от друга.
Безвозвратные затраты – это затраты, понесенные в прошлом, которые не могут быть подвержены изменению никакими управленческими решениями. Вне зависимости от того, какое влияние оказали эти затраты на производственно-хозяйственную деятельность предприятия, откорректировать их невозможно.
Вмененные затраты (или упущенная выгода) – это как раз те «виртуальные» затраты, о которых мы уже говорили ранее как об альтернативных затратах, т. е. это затраты, которые предприятие может понести (а может и не понести, в зависимости от принятого управленческого решения) в будущем. При выборе того или иного альтернативного варианта учитывается в том числе и выгода, которую теряет предприятие, отказываясь от одного из вариантов в пользу другого. В реальном времени нет понесенных затрат, как нет и прибыли, которую они способны принести, но для принятия экономически целесообразного решения их необходимо представить (просчитать). Это и есть то, что здесь называется вмененными затратами.
Предельными называются дополнительные затраты в расчете на единицу продукции. При учете дополнительных затрат учитывается также предельный доход, тоже характеризуемый как дополнительный доход, полученный в расчете (от реализации) единицы продукции.
Приростные затраты – это тоже дополнительные затраты, но они появляются в результате производства (или реализации) дополнительной партии продукции.
В своей производственной и хозяйственной деятельности предприятие должно планировать определенные объемы производства. Затраты на запланированный (определенный) объем производства называются планируемыми и включаются в плановую себестоимость продукции.
Те затраты, которые фиксируются только в фактической себестоимости продукции, называются не планируемыми. Если управленческий учет призван решить задачу контроля и регулирования, удобнее всего пользоваться следующей классификацией производственных затрат:
1) по видам расходов;
2) по носителям затрат;
3) по местам возникновения затрат.
Таким образом классификация не выполняет формальную роль, а является важным инструментом для построения системы управления затратами и принятия хозяйственных решений.
1.3 Современные методы и системы управления затратами на предприятии
Управление в области затрат должно охватывать совокупность методов, которые с опережением влияют на структуру и динамику затрат в сторону их снижения.
В современной мировой практике используются следующие новые методы определения и регулирования затрат предприятия.
Метод запланированных затрат – при определении плановых (целевых) затрат делается упор на ранние фазы разработки продукта [46. С. 15].
Плановые затраты формируются в несколько этапов:
1) устанавливаются реалистичные плановые цены на товары и услуги;
2) намечается размер прибыли;
Этот метод позволяет вырабатывать долгосрочную конкурентную стратегию в области затрат на новую продукцию.
Для уже выпускаемой продукции уже в центре внимания оказываются общие затраты – выявляются факторы их роста и возможности снижения. Например организация может увязывать величину общих затрат, связанных с выпуском конкретного продукта, с количеством деталей и узлов, входящих в изделие и наличие нестандартных компонентов. Отсюда вытекает решение, направленное на снижение многообразия и многочисленности деталей в использовании простых массовых деталей.
Информация о работе Основы управления затратами на предприятии