Основы управления затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:33, дипломная работа

Описание работы

Ни одна сфера деятельности не обходится без затрат. Будь то новое дело или хорошо налаженный бизнес, правило одно – чтобы заработать деньги, надо сначала их потратить. Естественно, что основная цель каждого предпринимателя – получение прибыли. А что такое прибыль в конечном итоге? Это превышение доходов над расходами. Следовательно, для того, чтобы получить максимальную прибыль, надо либо минимизировать расходную часть, либо увеличивать доходную.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Экономическая сущность затрат как объекта управления
1.2 Классификация затрат для целей управления
1.3 Современные методы и системы управления затратами на предприятии
1.4 Механизм и инструменты управления затратами в системе финансового менеджмента
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
2.1 Общая технико-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
2.2 Анализ состава, структуры и динамики затрат на производство продукции ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
2.3 Факторный анализ затрат на рубль товарной продукции.
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «Завод «МОЛДАВИЗОЛИТ»
3.1 Новые методы определения и регулирования затрат предприятия
3.2 Использование контроллинга как способ управления затратами на предприятии
3.3 Экономический эффект от внедрения новых методов управления затратами предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

основы управления затратами на предприятииПшеничная.doc

— 996.00 Кб (Скачать файл)

      Целью системы управления по ЦФО является наиболее эффективное управление различными звеньями предприятия. Это управление осуществляется на основании обобщенной информации о результатах деятельности по каждому центру ответственности. Все отклонения, возникающие в результате анализа полученной информации по каждому центру ответственности, будут отнесены на конкретного руководителя.

      Центр финансовой ответственности отвечает только за те затраты, на которые могут оказать влияние его руководители. Чтобы при управлении предприятием последующие результаты давали положительную оценку, необходимо грамотно выделить ЦФО. По каждому выделенному ЦФО необходимо вести учет только тех затрат и результатов хозяйственной деятельности, которые напрямую зависят от выделенных руководителем полномочий. В системе управленческого учета обязательно должна отражаться деятельность по каждому ЦФО, каждая хозяйственная операция.

      Совокупность всех ЦФО представляет собой финансовую структуру предприятия. Между структурными подразделениями предприятия, выступающими в качестве объектов управленческого учета, распределены ЦФО, несущие ответственность за доходы и расходы, за конкретные финансовые результаты и т.д. Правильно построенная финансовая структура позволяет рассмотреть основные моменты, в которых будет формироваться, учитываться прибыль, а также проводиться учет за расходами и доходами.

      Шаг 2. Далее следует определить зоны ответственности. Для этого требуется сформировать матрицу ответственности, в которой должны быть отражены все издержки подразделения - по местам их возникновения и по видам затрат.

      Шаг 3. Затем нужно установить нормативы затрат. Без качественных нормативов вопрос о рациональности затрат становится совершенно бессмысленным. Трудоемкость разработки нормативов зависит как от масштабов компании, так и от конкретной отрасли.

      Нормативы расхода производственных ресурсов определяют использование труда рабочих (живого труда), предметов труда и средств труда.

      Нормативы живого труда - это затраты рабочего времени на единицу продукции или работы, нормы выработки продукции в единицу времени, расценки для рабочих сдельной системы оплаты труда и тарифные ставки повременных рабочих, нормы обслуживания рабочих мест и оборудования, нормативы бюджета рабочего времени работников, нормативы численного состава управленческого персонала и др.

      Нормативы по предметам труда - это нормы расхода сырья и основных материалов на производство единицы продукции или работы, нормы расхода электроэнергии, сжатого воздуха, пара, других видов энергии для технологических целей и хозяйственных нужд, нормы расхода вспомогательных материалов в расчете на единицу изделия, один машинокомплект, на 1000 руб. выпуска запасных частей и т.п.

      Нормативы по средствам труда - это нормы амортизационных отчислений, нормы съема продукции с единицы оборудования и производственной площади, нормативы часовой, сменной, суточной производительности станков и агрегатов, режимы работы оборудования, нормативные коэффициенты использования оборудования по времени и мощности и др [16. C. 257].

      Нормативы и нормы использования производственных ресурсов разрабатывают вместе работники технического отдела, планового отдела, отдела финансового менеджмента и бухгалтерии, при этом используют данные предыдущего отчетного периода (фактически сложившиеся нормы расхода со всеми потерями и недостачами) или заново разрабатывают технически обоснованные нормы.

      Технически обоснованные нормы и нормативы разрабатывают на основе паспортных данных оборудования, отраслевых справочников, экспертных оценок, экспериментов, также используют новейшие достижения науки и техники.

      В большинстве случаев на предприятиях нормативная база устарела и довольно размыта, но производить продукцию без четкого понимания, где тратятся деньги, нельзя.

      Шаг 4. Далее необходимо разработать систему бюджетов. Построение системы бюджетов начинается с составления бюджета продаж, т.е. сначала определяется цель и варианты ее достижения. В современных условиях конкуренции рынок навязывает производителю количество необходимых к производству товаров и услуг, в связи с этим  планирование продаж, а как следствие, и производства, будет исходить от уровня спроса.

      Способы прогнозирования объемов продаж определяются спецификой производства. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных, на следующий период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.

      На базе запланированного объема продаж выявляется объем и номенклатура производства. Планирование объемов производства включает определение товарного выпуска и валового выпуска [33. С. 83].

      Определение выпуска продукции и уровня конечных запасов готовой продукции осуществляется   из   фактически  имеющихся   запасов   на   конец   текущего   периода, запланированного объема продаж и желаемого остатка готовой продукции на складе в конце бюджетного периода:

      Остатки на начало + Объем производства - Объем продаж = Остатки на конец.

      Следовательно, Объем производства = Объем продаж + Остатки на конец - Остатки на начало.

      Определение объема валового выпуска выполняется с учетом запланированного товарного выпуска на основе начального остатка незавершенного производства (НЗП), планируемого  конечного остатка  незавершенного производства.

        НЗП на начало + Валовый выпуск - Товарный выпуск = НЗП на конец.

       Валовый выпуск = Товарный выпуск + НЗП на конец - НЗП на начало.

      Сопоставляя плановые значения с фактическими, необходимо отметить, что в данном случае отдел сбыта, технического контроля и бюро таможенного оформления в целом практически уложились в выделяемые на  год средства.

      На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в основных материалах и трудовых затратах. Подобный расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы изделия [28. C. 77].

      Для составления бюджета закупок необходимо дополнительно рассчитать потребность организации во вспомогательных материалах. Расчет осуществляется на основе анализа внутренней производственной статистики прошлых периодов с целью определения ставки начисления, характеризующей  соотношение расхода вспомогательного материала с показателем объема деятельности или отдельной статьи прямых затрат в физическом выражении. Далее путем умножения ставки начисления на плановую величину показателя базы начисления рассчитывается потребность во вспомогательных материалах на общепроизводственные цели через сметное планирование (утверждение сметы общехозяйственных расходов подразделений, в том числе по статье расходования вспомогательных материалов).

      Затем калькулируется общая потребность организации в материалах путем суммирования плановых величин расхода материалов на основные и вспомогательные цели и составляется  проект бюджета закупок с учетом начального  остатка запасов материалов на складе и целевого конечного остатка запасов материалов: Начальные запасы + Закупки - Потребность в материалах = Конечные запасы.

      Для получения бюджета закупок в стоимостном выражении следует количество закупаемых материалов умножить на планируемые цены закупки.

      Следующим этапом является определение себестоимости списания материалов в хозяйственную деятельность и составление прямых материальных затрат и бюджета прямых затрат [28. С. 93].

      Бюджет прямых затрат в целом составляется путем объединения бюджетов прямых материальных затрат и прямых затрат труда.

      Кроме составления бюджета прямых затрат нужно составить бюджет общепроизводственных  расходов.      

      Основными методами планирования  общепроизводственных расходов являются:

    1. калькулирование - на основе расчета плановой ставки  начисления;
  1. технологическое нормирование - затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности (обогрева) и площади производственных помещений;
  1. сметное планирование - например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих;
  2. расчетные методы - например, амортизация производственных помещений.

      Бюджеты прямых затрат и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.

      Составление бюджета переменных (зависящих от объема продаж) коммерческих расходов производится на основе определения плановой ставки начисления по отдельным показателям объема продаж.

      В качестве базы начисления обычно выбираются показатели тех сторон сбытовой деятельности, которые определяют возникновение данной статьи коммерческих расходов [28. С. 96].

      Затем составляется бюджет постоянных расходов. Основой составления бюджета постоянных расходов является сметное планирование в разрезе подразделений организации, контролирующих соответствующие расходы.

      При составлении проекта бюджета инвестиций организации исходят из планов по обновлению парка оборудования и возможному капитальному строительству. Расходы по подобным инвестиционным проектам определяются на основе смет с учетом реального выполнения графика освоения средств на начало бюджетного периода.

      После составления инвестиционного бюджета организация может составить бюджет движения денежных средств, в котором прогнозируется поступление и выбытие денежных средств

      Следующим этапом является составление прогнозного баланса на конец бюджетного периода на основе использования информации всех предыдущих бюджетов. Прогнозный баланс отражает состояние имущества организации и источников его образования на конец планируемого бюджета с учетом планируемых изменений [6. С. 34].

      На основе прогнозного (динамического) баланса составляется прогнозный отчет об изменении финансового состояния.

      Шаг 5. Весьма важен анализ существующих затрат. Используя матрицу ответственности и нормативы, можно выяснить, имеет ли место в компании нерациональное использование ресурсов, и если да, то где и каких именно. Для этого необходимо провести следующие мероприятия: внедрить учет ресурсов, пересмотреть расходы на обслуживание оборудования и технологии производства (технолог управляет издержками, и изменение технологии может привести к достаточному снижению издержек при неизменном качестве продукции), сократить сотрудников (в случае если они недогружены работой).

      Как было отмечено выше, важнейшим инструментом управления затратами в системе финансового менеджмента является экономический анализ затрат.

      Цель анализа затрат заключается в выявлении возможности повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

      В условиях рыночной системы затраты на производство являются одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня затрат зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

      Показатель затрат на производство выпускаемой продукции позволяет оценивать работу предприятия не только с качественной стороны, но одновременно отражает и количественные результаты его работы, поскольку ощутимое снижение затрат на производство, в первую очередь, достигается путем увеличения выпуска продукции, что непосредственно связано с правильным управлением производственным коллективом и технологическими процессами предприятия.

      При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость создания и совершенствования четкой системы учета, анализа и контроля затрат на производство продукции. Кроме того, определение резервов снижения затрат на производство является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов.

      Источниками информации для проведения анализа являются: данные статистической отчётности, ф. № 5-З «Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции»,  ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании», ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», плановые и отчётные калькуляции себестоимости продукции и пр.

      В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно

      Наиболее важным признаком для цепей анализа является деление затрат по элементам затрат, по статьям затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции.

      Анализ себестоимости продукции, работы и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения затрат на производство продукции. 

      Анализ затрат на производство проводится по следующим направлениям:

Информация о работе Основы управления затратами на предприятии