Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.
Для этого поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность прогнозирования социального развития и уровня жизни населения;
- охарактеризовать термин "уровень жизни населения";
- рассмотреть методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения;
- проанализировать прогноз социального развития и уровня жизни населения в РФ.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Сущность социального прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения
Понятия «уровень» и «качество жизни населения»
Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения
Проблемы социально-экономического развития России
Государственные меры борьбы с бедностью в России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
2. 1 Анализ уровня жизни населения в России
2.2 Динамика основных показателей занятости и безработицы в стране
2.3 Тенденции развития социальной сферы в РФ

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
3.1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 172.32 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

    1. Сущность социального прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения
    2. Понятия «уровень» и «качество жизни населения»
    3. Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения 
    4. Проблемы социально-экономического развития России
    5. Государственные меры борьбы с бедностью в России

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И УРОВНЯ  ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ

2. 1 Анализ уровня жизни населения в России

2.2 Динамика основных показателей занятости и безработицы в стране

2.3 Тенденции развития социальной сферы в РФ

 

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

3.1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Реализуемые в последнее десятилетие социально-экономические реформы привели к существенным изменениям в жизни российского общества. В период осуществления реформ в обществе, в частности в экономической сфере, наблюдаются следующие процессы: либерализация экономики, приватизация государственного имущества, упразднение централизованного планирования и управления во многих сферах экономики, введение рыночных отношений. Следствием этих изменений является смена ценностных ориентиров населения, повышение его экономической активности, развитие рынка труда. В социальной сфере отмечаются свои последствия реализации таких реформ: развитие негосударственного сектора, особенно в торговле и общественном питании. 

Существует зависимость между экономической и социальной сферами общества: как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу социальная оказывает через повышение образовательного и культурного уровня человека, снижения заболеваемости, создания благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д.  
Но чтобы определить и анализировать подобную зависимость и процессы, которые являются следствием такой зависимости, необходимо использовать прогнозирование как инструмент изучения данных процессов.  
Прогнозирование по своей сути является важным инструментом в руках управленца, т.к. с помощью прогнозов можно достаточно точно определить тенденцию развития предприятия, отрасли, целой страны. Имидж государства на мировой арене, его внутренняя стабильность и процветание зависит от правильно спрогнозированной тенденции, поставленных целей и выбора их достижения. Поэтому в управлении государством нужно использовать различные методы прогнозирования, чтобы достаточно точно предсказать дальнейшее развитие страны. 

В связи с вышеизложенным, мы избрали следующую тему нашего исследования: "Прогнозирование социального развития и уровня жизни населения". 

Актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для социального развития государства. 

Целью данной курсовой работы является прогнозирование социального развития и уровня жизни населения. 

Для этого поставлены следующие задачи: 

- раскрыть сущность прогнозирования  социального развития и уровня  жизни населения; 

- охарактеризовать термин "уровень жизни населения"; 

- рассмотреть методы и  модели, применяемые в прогнозировании  социального развития и уровня  жизни населения; 

- проанализировать прогноз  социального развития и уровня  жизни населения в РФ. 

Объект исследования - социальное прогнозирование. 

Предмет исследования - прогнозирование социального развития и уровня жизни населения РФ. 

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы применялись следующие методы исследования: анализ и синтез литературы, метод разработки сценария. 

При написании работы были использованы следующие источники информации: монографические статьи; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

    1.  Сущность социального  прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения

Для российского общества, пережившего социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив стало одной из актуальных задач в области теоретических исследований.

Сегодня как никогда необходим интегрированный системный анализ общественного развития, позволяющий увидеть и проследить тенденции, ход и динамику социальных процессов.

Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

Прогнозирование - это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

Следует учитывать, что для успешного прогнозирования и моделирования социальных процессов необходим определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе невозможно правильно выстроить логику практических действий, смоделировать варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или иной подсистемы социальной сферы и для общества в целом.

Основными понятиями данной области знания являются: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», «прогнозирование в социальной практике» и др.

Прогностика - наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии.

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Социальное прогнозирование - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они бывают:

- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

- дальнесрочные (свыше 15 лет).

Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:

- уже решенных, но их внедрение  и реализация только начинаются;

- тех проблем, которые решены, но  не нашли практического использования;

- оценки экспертов по ведущим  научным исследованиям в данной  области.

Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.

Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. Конкретные объекты представляют собой различные аспекты существования социосферы и могут быть систематизированы таким образом:

  1. Формы общественного сознания (мировоззрение, наука, искусство, мораль, право, политика, религия).
  2. Формы жизнедеятельности (труд, быт, досуг, общественно-политическая деятельность).
  3. Формирование личности (образование, воспитание, спорт).
  4. Народонаселение (демография, этнография, и так далее).
  5. Расселение (регион, город, село, экология и так далее).
  6. Социальное развитие (общество, коллектив); социальные изменения и структура.
  7. Социальные институты.
  8. Социальные группы.
  9. Массовая информация (общественное мнение, печать, радио, телевидение и так далее).
  10. Государство, международные отношения, национальные движения и так далее

Так же, как и в любом социологическом исследовании, объект прогнозной разработки - это носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенного в процесс научного познания. Объект исследования выделяют на основе анализа проблемы. В качестве объекта выбирают сферу социальной действительности, которая содержит то или иное противоречие, выражающееся в проблемной ситуации. В программе исследования объект уточняют через определение генеральной и выборочной совокупностей, чем одновременно задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы результаты, полученные в ходе исследования.

Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием - предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план - обязательный характер. План - это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их принятия.

Таким образом, задача социального прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования социальной сферы, опираясь на составленный прогноз.

1.2 Понятия «уровень»  и «качество жизни населения»

Понятия "уровень жизни" и "качество жизни" являются предметом изучения многих дисциплин. В современной научной литературе эти понятия трактуются по-разному в зависимости от целей и задач исследования.

Подход с точки зрения производства, рассматривает уровень жизни в зависимости от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Так, Н.И. Бузляков отмечает: "… в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил".

Несколько иной подход к пониманию уровня жизни населения определяет И.И. Елисеева: "Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей", "денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни".

Информация о работе Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов