Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 20:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.
Для этого поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность прогнозирования социального развития и уровня жизни населения;
- охарактеризовать термин "уровень жизни населения";
- рассмотреть методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения;
- проанализировать прогноз социального развития и уровня жизни населения в РФ.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Сущность социального прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения
Понятия «уровень» и «качество жизни населения»
Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения
Проблемы социально-экономического развития России
Государственные меры борьбы с бедностью в России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
2. 1 Анализ уровня жизни населения в России
2.2 Динамика основных показателей занятости и безработицы в стране
2.3 Тенденции развития социальной сферы в РФ
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
3.1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Распределение общего объема денежных доходов населения |
2004г. |
2008г. |
2012г. |
Денежные доходы, всего |
100 5,9 |
100 5,4 |
100 5,1 |
первая (с наименьшими доходами) |
|||
вторая |
10,4 |
10,1 |
9,8 |
третья |
15,1 |
15,1 |
14,8 |
четвертая |
21,9 |
22,7 |
22,5 |
пятая (с наибольшими доходами) |
46,7 |
46,7 |
47,8 |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов - средний доход 10% населения с наибольшими доходами по сравнению с доходом 10% населения с наименьшими доходами), раз |
13,9 |
15,2 |
16,7 |
Варианты прогноза базируются на среднем сценарии демографического прогноза, разработанного Росстатом с учетом оценки численности населения на начало 2014 года.
В прогнозный период демографическую ситуацию будут определять меры по реализации Концепции демографической политики на период до 2025 года (второй и третий этапы), а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Меры, предпринимаемые в сфере здравоохранения, направленные на сокращение уровня материнской и младенческой смертности, по профилактике и снижению числа абортов, развитию перинатальной (дородовой) диагностики и неонатальной хирургии, а также меры, направленные на улучшение жилищных условий семей при рождении третьего ребенка, будут способствовать увеличению рождаемости.
Однако, структурные изменения населения, обусловленные сокращением числа женщин в возрасте 20-29 лет при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30-39 лет, а также тенденция откладывания рождения первого ребенка на более поздний период несколько снизят суммарный коэффициент рождаемости, который в 2017 году составит 1,6 ребенка на женщину репродуктивного возраста (1,7 в 2014 году).
Активные меры, направленные на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально-значимых болезней, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний будут способствовать снижению общего коэффициента смертности до 12,9 в 2017 году (13,2 в 2014 году).
Реализация мер демографической политики позволит повысить ожидаемую продолжительность жизни по Российской Федерации до 72 лет к 2017 году (71 год в 2014 году).
Динамика численности населения Российской Федерации и его состав на период до 2017 года будут также находиться под влиянием миграционных процессов. В целях повышения миграционной привлекательности РФ, создания условий для привлечения и стимулирования на постоянное проживание в Российской Федерации иностранных работников, наиболее востребованных на рынке труда, а также предпринимателей и инвесторов будет реализовываться План мероприятий (первый и второй этапы) по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации от 8 июня 2012г. № Пр-1490).
Реализация мероприятий Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, позволит увеличить количество субъектов Российской Федерации, участвующих в ее реализации. При этом увеличение количества участников программы будет происходить, в том числе за счет лиц, вынужденно покинувших Украину.
Реализация мероприятий в сфере миграционной политики позволит в прогнозный период ежегодно поддерживать миграционное сальдо на уровне 325-342 тыс. человек.
В результате к 2017 году численность населения страны увеличится до 144,3 млн. человек со 143,7 млн. человек в 2014 году (с учетом Республики Крым и города федерального значения Севастополя численность населения увеличится с 146,1 млн. человек в 2014 году до 146,6 млн. человек в 2017 году).
Численность населения трудоспособного возраста в 2015-2017 гг. продолжит тенденцию прошлых лет и сократится с 84,6 млн. человек в 2014 году до 81,7 млн. человек в 2017 году. При этом численность населения моложе и старше трудоспособного возраста будет расти. Эта тенденция приведет к росту демографической нагрузки, которая увеличится с 697 нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста в 2014 году до 765 в 2017 году.
Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте в прогнозный период приведет к уменьшению численности экономически активного населения. С учетом того, что в средних возрастах (30-49 лет) коэффициенты экономической активности у российского населения уже сейчас близки к максимальным, в целях поддержания численности экономически активного населения предполагается умеренный рост экономической активности молодежи и людей около пенсионного возраста. За счет этого в ближайшей перспективе численность экономически активного населения снизится незначительно - с 71,8 млн. человек в 2014 году до 71,6 млн. человек в 2017 году.
В условиях снижения объемов производства и ухудшения экономических ожиданий компании во второй половине 2014 года будут оптимизировать свои издержки на труд, что приведет к росту безработицы. Однако основной эффект придется на 2015 год, и уровень безработицы вырастет с 5,8% в 2014 году до 6,1% в 2015 году с дальнейшей стабилизацией на уровне 6% экономически активного населения.
Сокращение численности экономически активного населения и рост безработицы приведут к снижению численности занятого населения с 67,7 млн. человек в 2014 году до 67,3 млн. человек в 2017 году.
Мероприятия государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. № 298, направлены на формирование рациональной структуры занятости населения, повышение конкурентоспособности рабочей силы, развитие профориентации и переподготовки кадров с учетом потребностей экономики. Будет осуществляться реализация мероприятий по созданию условий, способствующих повышению качества рабочий силы, развитию территориальной и профессиональной мобильности, а также обеспечению работодателей профессиональными кадрами необходимой квалификации в рамках реализации мероприятий по повышению трудовой мобильности населения.
В случае успешного решения задач модернизации экономики в связи со снижением трудоемкости производства и роста производительности труда численность работников крупных и средних предприятий будет приобретать тенденцию к снижению. Особенно сильно данная тенденция будет проявляться на предприятиях обрабатывающего сектора. Одновременно будет наблюдаться рост занятости в других секторах экономики, в первую очередь связанных с оказанием услуг населению.