7) стимулирование социального участия
бизнеса, льготы по налогам при
осуществлении социальных программ
на предприятиях в пользу работников
и их семей, социальных договоров
с местным самоуправлением.
Подобные меры ориентированы на то, чтобы
не попасть в «ловушку бедности», крайне
опасную для социальной политики, когда
население выбирает поведение с установкой
не на трудовую активность, в которой так
нуждается страна, а получение пособия.
Мировой опыт, даже богатых стран, свидетельствует
о бесперспективности такого пути.
Безусловно, предлагаемый курс борьбы
с бедностью как части национальных и
международных обязательств России (бедность
- первая позиция Целей Развития Тысячелетия
ООН) имеет в виду усиление в последнее
время в РФ программно-целевого планирования
деятельности государственных органов,
переход к среднесрочному планированию
и бюджетированию. Необходимо выработать
обоснованную, эффективную, с расчетами
и оценками последствий, позицию общества
по системе желательных социальных улучшений.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СИТУАЦИИ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
В РФ
2. 1 Анализ уровня
жизни населения в России
Цель экономического развития
- повысить жизненный уровень населения,
который определяется развитостью и удовлетворенностью
основных человеческих потребностей.
На сегодняшний день проблемы качества
жизни, уровня жизни и факторов, определяющих
его динамику, становятся очень актуальными
и важными. От решения этих проблем зависят
дальнейшие преобразования в стране, социальная,
экономическая и политическая стабильность
в обществе. И чтобы решить эти проблемы,
необходима определенная политика, выбранная
государством, где главной темой был бы
человек, его физическое и социальное
здоровье, благосостояние. Поэтому у большинства
населения появляется интерес к преобразованиям,
которые могут повлечь изменение уровня
жизни. Цель работы - рассмотрение уровня
жизни как экономической проблемы, его
зависимости от доходов; дать ему статистическую
оценку; раскрыть причины и последствия
дифференциации доходов по группам населения.
Термин «уровень жизни» был введен ООН
в 1961 году. Однако до сих пор не существует
точного определения его количественной
характеристики, хотя наиболее общие и
существенные его компоненты перечислены
в рекомендациях ООН. Уровень жизни - это
уровень материального благополучия,
характеризующийся объемом реальных доходов
на душу населения и соответствующим объемом
потребления. В экономической литературе
выделяется четыре уровня жизни населения:
достаток, нормальный уровень, бедность,
нищета. Одним из критериев определения
уровня жизни является доля затрат на
питание в общей сумме потребительских
расходов семьи. Чем она выше, тем ниже
уровень жизни данного домохозяйства,
и наоборот. Уровень доходов членов общества
также является важнейшим показателем
их благосостояния, так как определяет
возможности материальной и духовной
жизни индивидуума. Среди факторов, оказывающих
влияние на величину доходов населения,
выступает динамика розничных цен, степень
насыщенности потребительского рынка
товарами и пр. Для оценки уровня и динамики
доходов населения используются показатели
номинального, располагаемого и реального
дохода.
Неравенство в доходах населения
формируется в результате комплексного
взаимодействия факторов, характеризующих
экономическую, социальную и географическую
ситуацию. Дифференциация доходов населения
- выделение различных слоев и групп населения
в зависимости от уровня доходов. В качестве
показателя характеризует степень неравномерности
распределения доходов. Различие в доходах
играет определяющую роль в существовании
социально- экономического неравенства.
Социальная политика нашего государства
в период 2010-2013 гг. была направлена на стабилизацию
и повышения уровня жизни населения. Для
этого требовалось обеспечить рост денежных
доходов населения и повысить их реальное
содержание. После значительного сокращения
доходов населения в 2010 году, их восстановление
идет умеренными темпами. За 2011-2013 годы
реальная заработная плата выросла на
4,4%, реальные располагаемые денежные доходы
населения - на 7,3 процента. Данные о динамике
располагаемых доходов представлены в
таблице 2.1
Таблица 2.1 - Динамика располагаемых
реальных доходов населения, % к предыдущему
году
Доходы |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Реальные располагаемые
денежные доходы населения |
112,1 |
102,9 |
95,9 |
100,4 |
102,8 |
104,0 |
По данным Федеральной службы
государственной статистики, среднедушевые
денежные доходы населения России в 2011
г. составляли 18887,1 руб., что на 23% больше,
чем в 2010 г., в котором они составляли 17008,6
рублей в месяц. Среднедушевые денежные
доходы населения в России в 2012 году составили
20700,7 руб., а в 2013г. составили 23 002 рубля,
что на 7,8% больше, чем в мае текущего года
и на 12,1% больше, чем в июне 2012г.
Таблица 2.2 - Среднедушевые денежные
доходы по субъектам Российской Федерации
2010-2013гг.
Субъекты РФ |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Республика Алтай |
10 821,2 |
13 400,9 |
13 816,9 |
14214,3 |
Республика Бурятия |
13 037,5 |
14 006,7 |
15 395,6 |
15645,3 |
Республика Тыва |
9 749,5 |
10 050,5 |
11 063,2 |
11548,6 |
Республика Хакасия |
10 580,5 |
12 773,7 |
14 028,4 |
15365,2 |
Алтайский край |
9 635,2 |
10 924,3 |
12 400,5 |
13245,4 |
Забайкальский край |
12 614,8 |
14 063,6 |
15 898,2 |
16255,1 |
Красноярский край |
16 661,0 |
18 055,2 |
19 833,9 |
20665,7 |
Иркутская область |
13 577,8 |
14 965,1 |
15 984,1 |
16212,9 |
Кемеровская область |
13 509,2 |
15 417,5 |
16 907,2 |
17058,6 |
Новосибирская область |
15 177,1 |
16 089,7 |
17 789,4 |
17955,3 |
Омская область |
13 870,7 |
15 068,4 |
16 891,4 |
17586,3 |
Томская область |
13 847,5 |
15 071,1 |
15 971,4 |
16884,0 |
Российская Федерация |
17008,6 |
18887,1 |
20700,7 |
21569,6 |
Проблема дифференциации доходов
приобрела особую актуальность в условиях
перехода к рынку не только с экономической,
но и с социальной точки зрения. Сравним
факторы усиливающие дифференциацию доходов
в начале 21 века с факторами конца 20 века.
Следует отметить изменение
структуры доходов, которая обусловлена
усилением рыночных механизмов хозяйствования,
сменой экономической парадигмы в XXI веке,
данные представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Изменение структуры
доходов
Виды доходов |
1990г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
оплаты труда и социальных трансфертов
в денежных доходах населения |
91% |
80,1% |
80,0% |
83,5% |
доходы от предпринимательской
деятельности |
3,7% |
9,3% |
10,6% |
15,8% |
доходы от собственности |
2,5% |
6,3% |
8,5% |
9,4% |
По данным социальной политики,
доля оплаты труда и социальных трансфертов
в денежных доходах населения снизилась
с 91 % в 1990 г. до 80,1 % в 2011 г., до 80,0% - в 2012г.,
до 83,5% - в 2013г. Доходы от предпринимательской
деятельности, возросли с 3,7 % в 1990г. до
9,3 % в 2011г., до 10,6% в - 2012г., до 15,8 - в 2013г. А
доходы от собственности возросли с 2,5
% до 6,3 % в 2011г., до 8,5% в 2012г., до 9,4% в 2013г.
Другим фактором роста дифференциации
доходов населения являются межотраслевые
разрывы в заработной плате. Обращает
на себя внимание низкая оплата труда
в сельском хозяйстве и в отраслях социальной
сферы. В промышленности, где уровень оплаты
труда превышает средний по стране (18881,3
руб. в 2012 году, 20714,7руб. в 2013 году) наблюдается
большая дифференциация доходов по отраслям.
Также сильное влияние на дифференциацию
доходов населения оказывают региональные
различия, обусловленные природно-географическим
положением регионов, их экономической
и социально-демографической спецификой.
По данным Федеральной службы государственной
статистики, в 2011г. большинство российских
регионов имели среднедушевой доход в
месяц 18881,3 руб. в 2010г. - 17006,8 руб. в 2012г. -
20700,7руб., в Москве среднедушевой денежный
доход за аналогичный 2010-2012гг. период в
среднем составил 43875,7 руб., т. е. больше
среднероссийского в 2,5 раза. Это объясняется
сосредоточением в Москве основного массива
финансово-кредитных структур с высокими
доходами.
Уровень жизни населения в России
подвержен постоянным изменениям. По данным
Федеральной службы государственной статистики,
представленным в таблице 2.4, среднемесячная
начисленная заработная плата в октябре
2013г. составила 26256 рублей и по сравнению
с соответствующим периодом предыдущего
года выросла на 12,1%, в январе-октябре 2013г.
на 14,0%.
Таблица 2.4 - Основные показатели
уровня жизни населения в России.
|
Октябрь 2013г. |
В % к |
Январь- октябрь 2013г. в % к январю-
октябрю 2012г. |
Справочно |
|
|
октябрю 2012г. |
сентябрю 2013г. |
октябрь 2012г. в % к |
январь- октябрь 2012г. в % к январю-октябрю
2011г. |
|
|
|
|
|
октябрю 2011г. |
октябрю 2011г. |
|
Денежные доходы (в среднем
на душу населения, руб.) |
22668 |
109,3 |
101,4 |
108,6 |
107,2 |
102,2 |
109,3 |
Реальные располагаемые денежные
доходы |
|
102,4 |
100,1 |
103,5 |
100,1 |
101,5 |
100,1 |
Среднемесячная начисленная
заработная плата одного работника: |
номинальная, руб. |
26256 |
112,1 |
101,0 |
114,0 |
113,8 |
100,6 |
112,1 |
Реальная |
|
105,2 |
100,5 |
108,8 |
106,2 |
100,1 |
103,0 |
В России показатель уровня
жизни также измеряется с помощью прожиточного
минимума. Рассмотрим подробнее прожиточный
минимум в России за последние три года,
данные отображены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Прожиточный минимум
в России за 2011-2013гг.
Год |
Величина прожиточного
минимума, руб. |
|
На душу населения |
Для трудоспособного населения |
Для пенсионеров |
Для детей |
2011 |
5902 |
6367 |
4683 |
5709 |
2012 |
6209 |
6710 |
4902 |
5993 |
2013 |
6287 |
6792 |
4961 |
6076 |
Анализируя эти показатели,
можно сделать вывод, что с каждым годом
величина прожиточного минимума увеличивается.
Если мы сопоставим доходы и величину
прожиточного минимума, то в среднем на
душу населения в 2011 году доход составил
18887,1 руб., а величина прожиточного минимума
5902 руб., доходы превышали прожиточный
минимум в 3,2 раза, в 2012 году в 3,3 раза, а
в 2013 году в 3,4 раза. Это означает, что уровень
жизни тоже улучшался.
2.2 Динамика основных
показателей занятости и безработицы
в стране
Уровень безработицы - одна
из самых главных характеристик, описывающая
экономику страны или региона. Практически
всегда считается, что чем выше уровень
безработицы, тем хуже экономическая ситуация
и ниже уровень жизни населения.
Россия - огромная страна, состоящая
из 83 федеральных субъектов: республик,
краев, округов, областей и городов федерального
значения. У каждого из этих регионов своя
история, правительство, ресурсы, население
и экономика, и, соответственно, уровень
безработицы в каждом из регионов разный.
В борьбе с безработицей государство
принимает определенные меры, которые
могут как и сработать, так и оказать негативное
воздействие на состояние уровня занятости
населения. Для того чтобы проследить
воздействие государственной политики,
необходимо следить за динамикой показателей
безработицы и занятости. Если изменения
не приносят какой-либо пользы или даже,
наоборот, являются причиной ухудшения
ситуации, то принимаются меры по изменению
направлений политики по уменьшению уровня
безработицы и увеличению занятости населения.
Поэтому отслеживание динамики показателей
занятости и безработицы являются важной
частью государственного регулирования
рынка труда.