Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.
Для этого поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность прогнозирования социального развития и уровня жизни населения;
- охарактеризовать термин "уровень жизни населения";
- рассмотреть методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения;
- проанализировать прогноз социального развития и уровня жизни населения в РФ.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Сущность социального прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения
Понятия «уровень» и «качество жизни населения»
Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения
Проблемы социально-экономического развития России
Государственные меры борьбы с бедностью в России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
2. 1 Анализ уровня жизни населения в России
2.2 Динамика основных показателей занятости и безработицы в стране
2.3 Тенденции развития социальной сферы в РФ

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
3.1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 172.32 Кб (Скачать файл)

7) стимулирование социального участия  бизнеса, льготы по налогам при  осуществлении социальных программ  на предприятиях в пользу работников  и их семей, социальных договоров  с местным самоуправлением.

Подобные меры ориентированы на то, чтобы не попасть в «ловушку бедности», крайне опасную для социальной политики, когда население выбирает поведение с установкой не на трудовую активность, в которой так нуждается страна, а получение пособия. Мировой опыт, даже богатых стран, свидетельствует о бесперспективности такого пути.

Безусловно, предлагаемый курс борьбы с бедностью как части национальных и международных обязательств России (бедность - первая позиция Целей Развития Тысячелетия ООН) имеет в виду усиление в последнее время в РФ программно-целевого планирования деятельности государственных органов, переход к среднесрочному планированию и бюджетированию. Необходимо выработать обоснованную, эффективную, с расчетами и оценками последствий, позицию общества по системе желательных социальных улучшений.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И УРОВНЯ  ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ

2. 1 Анализ уровня жизни населения в России

Цель экономического развития - повысить жизненный уровень населения, который определяется развитостью и удовлетворенностью основных человеческих потребностей. На сегодняшний день проблемы качества жизни, уровня жизни и факторов, определяющих его динамику, становятся очень актуальными и важными. От решения этих проблем зависят дальнейшие преобразования в стране, социальная, экономическая и политическая стабильность в обществе. И чтобы решить эти проблемы, необходима определенная политика, выбранная государством, где главной темой был бы человек, его физическое и социальное здоровье, благосостояние. Поэтому у большинства населения появляется интерес к преобразованиям, которые могут повлечь изменение уровня жизни. Цель работы - рассмотрение уровня жизни как экономической проблемы, его зависимости от доходов; дать ему статистическую оценку; раскрыть причины и последствия дифференциации доходов по группам населения. Термин «уровень жизни» был введен ООН в 1961 году. Однако до сих пор не существует точного определения его количественной характеристики, хотя наиболее общие и существенные его компоненты перечислены в рекомендациях ООН. Уровень жизни - это уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. В экономической литературе выделяется четыре уровня жизни населения: достаток, нормальный уровень, бедность, нищета. Одним из критериев определения уровня жизни является доля затрат на питание в общей сумме потребительских расходов семьи. Чем она выше, тем ниже уровень жизни данного домохозяйства, и наоборот. Уровень доходов членов общества также является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Среди факторов, оказывающих влияние на величину доходов населения, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Неравенство в доходах населения формируется в результате комплексного взаимодействия факторов, характеризующих экономическую, социальную и географическую ситуацию. Дифференциация доходов населения - выделение различных слоев и групп населения в зависимости от уровня доходов. В качестве показателя характеризует степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах играет определяющую роль в существовании социально- экономического неравенства. Социальная политика нашего государства в период 2010-2013 гг. была направлена на стабилизацию и повышения уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание. После значительного сокращения доходов населения в 2010 году, их восстановление идет умеренными темпами. За 2011-2013 годы реальная заработная плата выросла на 4,4%, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 7,3 процента. Данные о динамике располагаемых доходов представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 - Динамика располагаемых реальных доходов населения, % к предыдущему году

Доходы

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Реальные располагаемые денежные доходы населения

112,1

102,9

95,9

100,4

102,8

104,0


 

 

По данным Федеральной службы государственной статистики, среднедушевые денежные доходы населения России в 2011 г. составляли 18887,1 руб., что на 23% больше, чем в 2010 г., в котором они составляли 17008,6 рублей в месяц. Среднедушевые денежные доходы населения в России в 2012 году составили 20700,7 руб., а в 2013г. составили 23 002 рубля, что на 7,8% больше, чем в мае текущего года и на 12,1% больше, чем в июне 2012г.

Таблица 2.2 - Среднедушевые денежные доходы по субъектам Российской Федерации 2010-2013гг.

Субъекты РФ

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Республика Алтай

10 821,2

13 400,9

13 816,9

14214,3

Республика Бурятия

13 037,5

14 006,7

15 395,6

15645,3

Республика Тыва

9 749,5

10 050,5

11 063,2

11548,6

Республика Хакасия

10 580,5

12 773,7

14 028,4

15365,2

Алтайский край

9 635,2

10 924,3

12 400,5

13245,4

Забайкальский край

12 614,8

14 063,6

15 898,2

16255,1

Красноярский край

16 661,0

18 055,2

19 833,9

20665,7

Иркутская область

13 577,8

14 965,1

15 984,1

16212,9

Кемеровская область

13 509,2

15 417,5

16 907,2

17058,6

Новосибирская область

15 177,1

16 089,7

17 789,4

17955,3

Омская область

13 870,7

15 068,4

16 891,4

17586,3

Томская область

13 847,5

15 071,1

15 971,4

16884,0

Российская Федерация

17008,6

18887,1

20700,7

21569,6


 

 

Проблема дифференциации доходов приобрела особую актуальность в условиях перехода к рынку не только с экономической, но и с социальной точки зрения. Сравним факторы усиливающие дифференциацию доходов в начале 21 века с факторами конца 20 века.

Следует отметить изменение структуры доходов, которая обусловлена усилением рыночных механизмов хозяйствования, сменой экономической парадигмы в XXI веке, данные представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 -  Изменение структуры доходов

Виды доходов

1990г.

2011г.

2012г.

2013г.

оплаты труда и социальных трансфертов в денежных доходах населения

91%

80,1%

80,0%

83,5%

доходы от предпринимательской деятельности

3,7%

9,3%

10,6%

15,8%

доходы от собственности

2,5%

6,3%

8,5%

9,4%


 

 

По данным социальной политики, доля оплаты труда и социальных трансфертов в денежных доходах населения снизилась с 91 % в 1990 г. до 80,1 % в 2011 г., до 80,0% - в 2012г., до 83,5% - в 2013г. Доходы от предпринимательской деятельности, возросли с 3,7 % в 1990г. до 9,3 % в 2011г., до 10,6% в - 2012г., до 15,8 - в 2013г. А доходы от собственности возросли с 2,5 % до 6,3 % в 2011г., до 8,5% в 2012г., до 9,4% в 2013г. Другим фактором роста дифференциации доходов населения являются межотраслевые разрывы в заработной плате. Обращает на себя внимание низкая оплата труда в сельском хозяйстве и в отраслях социальной сферы. В промышленности, где уровень оплаты труда превышает средний по стране (18881,3 руб. в 2012 году, 20714,7руб. в 2013 году) наблюдается большая дифференциация доходов по отраслям. Также сильное влияние на дифференциацию доходов населения оказывают региональные различия, обусловленные природно-географическим положением регионов, их экономической и социально-демографической спецификой. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2011г. большинство российских регионов имели среднедушевой доход в месяц 18881,3 руб. в 2010г. - 17006,8 руб. в 2012г. - 20700,7руб., в Москве среднедушевой денежный доход за аналогичный 2010-2012гг. период в среднем составил 43875,7 руб., т. е. больше среднероссийского в 2,5 раза. Это объясняется сосредоточением в Москве основного массива финансово-кредитных структур с высокими доходами.

Уровень жизни населения в России подвержен постоянным изменениям. По данным Федеральной службы государственной статистики, представленным в таблице 2.4, среднемесячная начисленная заработная плата в октябре 2013г. составила 26256 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 12,1%, в январе-октябре 2013г. на 14,0%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4 - Основные показатели уровня жизни населения в России.

 

Октябрь 2013г.

В % к

Январь- октябрь 2013г. в % к январю- октябрю 2012г.

Справочно

   

октябрю 2012г.

сентябрю 2013г.

октябрь 2012г. в % к

январь- октябрь 2012г. в % к январю-октябрю 2011г.

         

октябрю 2011г.

октябрю 2011г.

 

Денежные доходы (в среднем на душу населения, руб.)

22668

109,3

101,4

108,6

107,2

102,2

109,3

Реальные располагаемые денежные доходы

 

102,4

100,1

103,5

100,1

101,5

100,1

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:

номинальная, руб.

26256

112,1

101,0

114,0

113,8

100,6

112,1

Реальная

 

105,2

100,5

108,8

106,2

100,1

103,0


 

 

В России показатель уровня жизни также измеряется с помощью прожиточного минимума. Рассмотрим подробнее прожиточный минимум в России за последние три года, данные отображены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Прожиточный минимум в России за 2011-2013гг.

Год

Величина прожиточного минимума, руб.

 

На душу населения

Для трудоспособного населения

Для пенсионеров

Для детей

2011

5902

6367

4683

5709

2012

6209

6710

4902

5993

2013

6287

6792

4961

6076


 

 

Анализируя эти показатели, можно сделать вывод, что с каждым годом величина прожиточного минимума увеличивается. Если мы сопоставим доходы и величину прожиточного минимума, то в среднем на душу населения в 2011 году доход составил 18887,1 руб., а величина прожиточного минимума 5902 руб., доходы превышали прожиточный минимум в 3,2 раза, в 2012 году в 3,3 раза, а в 2013 году в 3,4 раза. Это означает, что уровень жизни тоже улучшался.

2.2  Динамика основных показателей занятости и безработицы в стране

Уровень безработицы - одна из самых главных характеристик, описывающая экономику страны или региона. Практически всегда считается, что чем выше уровень безработицы, тем хуже экономическая ситуация и ниже уровень жизни населения.

Россия - огромная страна, состоящая из 83 федеральных субъектов: республик, краев, округов, областей и городов федерального значения. У каждого из этих регионов своя история, правительство, ресурсы, население и экономика, и, соответственно, уровень безработицы в каждом из регионов разный.

В борьбе с безработицей государство принимает определенные меры, которые могут как и сработать, так и оказать негативное воздействие на состояние уровня занятости населения. Для того чтобы проследить воздействие государственной политики, необходимо следить за динамикой показателей безработицы и занятости. Если изменения не приносят какой-либо пользы или даже, наоборот, являются причиной ухудшения ситуации, то принимаются меры по изменению направлений политики по уменьшению уровня безработицы и увеличению занятости населения. Поэтому отслеживание динамики показателей занятости и безработицы являются важной частью государственного регулирования рынка труда.

Информация о работе Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов