Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.
Для этого поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность прогнозирования социального развития и уровня жизни населения;
- охарактеризовать термин "уровень жизни населения";
- рассмотреть методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения;
- проанализировать прогноз социального развития и уровня жизни населения в РФ.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Сущность социального прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения
Понятия «уровень» и «качество жизни населения»
Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения
Проблемы социально-экономического развития России
Государственные меры борьбы с бедностью в России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
2. 1 Анализ уровня жизни населения в России
2.2 Динамика основных показателей занятости и безработицы в стране
2.3 Тенденции развития социальной сферы в РФ

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
3.1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 172.32 Кб (Скачать файл)

Главный путь к решению проблем, стоящих перед Россией, развитие ее экономики.

В рыночной экономике важнейшую роль в решении национальных задач, а, следовательно, в обеспечении стабильности в экономическом и социальном развитии государства играют финансы, состояние которых зависит от состояния развития экономики, осуществляемой финансовой политики в стране. Проведение позитивной финансовой политики должно преследовать ряд целей, главные из которых укрепление централизованных и децентрализованных финансов, то есть: государственных финансов, корпоративных финансов, финансов домашних хозяйств. 
Основу экономики и государственных финансов составляют финансы организаций. Укрепление этих финансов необходимо в первую очередь для расширения возможностей предприятий по увеличению инвестиций в производство, модернизации основных фондов и технологий. Это позволит повысить качество продукции, снизить ее себестоимость, повысить на этой основе конкурентоспособность отечественных товаров, освоить в первую очередь внутренний рынок. С этим связано создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, повышение доходов населения, рост его платежеспособности и потребительского спроса.

В начале нового тысячелетия в России реальный сектор экономики, где создается ВВП, в значительной мере бездействует. Это ведет к отсутствию достаточного объема финансовых ресурсов у предприятий, в бюджетной системе и у населения. Формируется целая цепочка причин и следствий. 
Низкие доходы населения стали губительны и для предприятий. Низкие доходы диктуют и низкие цены на продукты питания, товары. Это обусловливает низкие цены на сельхозпродукцию, что ведет к разрыву между затратами и доходами производителей сельхозпродукции. Отсутствие у них средств на сельхозтехнику сдерживает развитие машиностроения. Отсутствие в сельском хозяйстве средств на удобрения ведет к истощению почв, снижению урожайности, обострению продовольственной проблемы. 
Отсутствие доходов населения сдерживает и установление нормальных цен на электроэнергию. Отсутствие средств в энергетике не дает возможности для технического перевооружения отрасли.

Стоит задача сокращения разрыва в доходах населения. Де-цильный коэффициент, т.е. отношения доходов 10% населения с наибольшим доходом к 10% населения с самым низким доходом, в России равен 14. В индустриально развитых странах он равен шести-восьми. Такой разрыв в доходах ведет к социальной нестабильности.

В целях достижения стабильности, ускорения темпов экономического роста предстоит существенно увеличить долю оплаты труда в ВВП и тем самым повысить реальные доходы населения. Возможны два пути: рост фонда оплаты труда и рост общественных фондов потребления. 
В 90-е годы общественные фонды потребления сократились, особенно та их часть, которая раньше проходила по ведомственным каналам, за счет средств предприятий. Это финансирование ведомственного жилья, объектов социального назначения, социально-культурных мероприятий. Уменьшилась и та часть общественных фондов потребления, которая обеспечивается за счет бюджетных средств.

В то же время рост реальных доходов населения за счет увеличения затрат предприятий на эти цели не мыслим без компенсации предприятиям этих затрат путем снижения налогового пресса. Тем самым предопределяется необходимость дальнейшего проведения налоговой реформы. Она предусматривала решение следующих задач:

 достижение минимально возможной налоговой нагрузки;

start="2"

 реформирование системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы;

start="3"

 совершенствование системы взимания отдельных налогов;

start="4"

 улучшение системы налогового контроля и изменения системы налоговой ответственности.

Было предусмотрено, что реформа должна развиваться по следующим основным направлениям:

 снижение налогового бремени как одного из условий обеспечения экономического роста и диверсификации экономики;

start="2"

 упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, ориентация на те налоги, которые стимулировали бы мотивацию к росту прибыли, личных доходов, занятости и отказа от теневой экономической деятельности;

start="3"

 усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в том числе путем отказа от неэффективных налоговых льгот, и корректировка норм, искажающих экономическое содержание налогов;

start="4"

 улучшение налогового администрирования как одного из условий повышения уровня собираемости налогов и сборов, а также снижения издержек, связанных с соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Естественно, что снижение ставок на ведущие налоги приведет к уменьшению доходной части бюджетной системы, а, следовательно, к сокращению возможности государства финансировать многие мероприятия.

В течение многих лет большая группа российских экономистов, лидеры многих политических партий предлагали следующий вариант решения этой проблемы.

Недопоступление средств в бюджеты из-за снижения ставок налогов должно быть покрыто за счет введения налога на сверхприбыль, природно-ресурсной ренты, увеличения ставок имущественного налога на собственность богатых людей, увеличения ставок акцизов на предметы роскоши и др.

Однако, налоги - это не самоцель. Они существуют для обеспечения расходов, размер которых обусловливают величину налогов и налоговый пресс. Поэтому стратегический путь подъема экономики - это снижение государственных расходов, что приведет к уменьшению налогового изъятия у предпринимателей. Это позволит увеличить инвестиции в реальную экономику, произвести модернизацию основных фондов, повысить конкурентоспособность российских предприятий, увеличить объем их производства и реализации продукции, повысит рост налоговых доходов бюджетной системы. Но при этом общество должно решить главный вопрос: какие необходимо определить национальные приоритеты, и на этой основе установить сокращение государственных расходов. Например, чему отдать приоритет в распределении бюджетных расходов: улучшению здоровья населения, и, следовательно, дотации населению на медикаменты и увеличению средств на медицину, или увеличению бюджетных расходов на проведение исследований в космосе.

Экономическая и социальная нестабильность ведет к политической. Это выражается и в центробежных векторах отношений между территориями страны и центром. Основные причины этого - непомерная централизация финансовых ресурсов, создаваемых в регионах, в федеральный бюджет и хронический дефицит территориальных бюджетов, через которые проходит основная часть средств, выделяемых государством на жизнеобеспечение населения. Это средства на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др. Следует принимать во внимание недовольство регионов, которые считают, что центр бесконтрольно использует концентрируемые в федеральном бюджете средства на нежизненно важные на современном этапе для страны мероприятия.

Все это предопределило необходимость проведения реформы в межбюджетных отношениях с целью укрепления бюджетов территорий.  
Таким образом, политика, направленная на укрепление централизованных и децентрализованных финансов в нашем государстве будет иметь не только позитивные экономические, но и социальные и политические последствия. 
Позитивные социальные последствия будут выражаться в росте благосостояния населения, социальной стабильности общества, снижении уровня преступности, положительных сдвигах в демографическом положении в государстве. Политические последствия выразятся в уменьшении: социального противостояния, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, политической напряженности, сепаратизма. Все это будет способствовать укреплению внутриполитического положения в стране, следовательно, дальнейшему развитию государства.

1.5 Государственные  меры борьбы с бедностью в  России

Независимо от различной трактовки этого понятия, бедность затронула все слои населения, приняв широчайшие масштабы в РФ.

Согласно стандартам Всемирного банка, Россия по показателю ВВП относится к среднеразвитым странам, а по показателю бедности - к развивающимся странам.

Главное направление преодоления абсолютной бедности - обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоактивной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий - проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение мер защиты отечественного производителя.

Первым шагом политики в области преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и определение их целевых групп - полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.

Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих семей, исходя из двух критериев:

1) совокупные доходы семьи находятся  ниже официально установленной черты (стандарта) бедности;

2) стоимость личного имущества  находится ниже некоторого официально  установленного регионального минимального  стандарта. Только одновременное  соблюдение данных двух условий  может считаться достаточным  основанием для того, чтобы претендовать  на получение социальной помощи.

Если задача совокупных доходов семьи в значительной степени уже решена, то введения критерия имущества как одного из показателей бедности является в России сложным и деликатным вопросом. Усреднено в этот перечень могут быть включены: жилище (основное и так называемое второе, для жителей городов это - загородное), гараж, автомобиль, земля, рогатый скот.

Обеспечение большей избирательности при оказании социальной помощи, преимущественно заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат - один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы - бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».

При выборе среди социально уязвимых групп населения необходимо сопоставлять официально установленную для них черту бедности с их доходами, официально установленный для них минимальный стандарт имущества с их имуществом.

Особого внимания заслуживает изучение проблемы детской бедности, включая бездомность, уличных детей, детей в кризисных семьях.

Важной задачей социальной политики является выявление препятствий к доступу к социальной защите и социальным услугам населения.

Действующая система выявления и социальной поддержки бедных семей и населения в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются неэффективно, часто идут не в те семьи, которые действительно являются бедными. В результате действительно беднейшая часть населения оказывается все в более трудном положении, все большее распространение получает застойная, долговременная бедность.

Социальная политика должна создать условия для повышения доходов работающим бедным, тем, кто способен самообеспечиваться и увеличивать экономический потенциал страны. С этим согласуются и последние исследования международных организаций (МОТ, Мирбанка) российской бедности. Управленческий оправданный принцип - вложить средства в те социальные мероприятия, которые дадут одновременно и улучшения в экономике, исходит из диалектического единства социального и экономического.

Следуя выше сказанному, возможно предложить пути снижения бедности. Это целый комплекс действий государства, имеющий отношение к различным сферам жизни: занятость, доходы, образование, здоровье, быт, безопасность, правоспособность и пр. Центром их сейчас является политика доходов в следующих направлениях:

1) повышение минимальной оплаты  труда, определяющей минимальную  цену труда, вначале до нормы, установленной в Трудовом кодексе РФ (прожиточного минимума), а затем до европейской нормы (60% от средней зарплаты); государственное регулирование роста минимума от роста средней;

2) ликвидация существенного отставания  в оплате труда интеллигенции, работников образования, здравоохранения, науки, сфер, где формируется человеческий  капитал страны;

3) расширение налоговых льгот  для низкооплачиваемых, семей, имеющих  детей, которые сейчас составляют  большинство бедных, отмена налога  с минимальной заработной платы, льготный налоговый режим для  организаций, оказывающих социальные  услуги;

4) всесторонняя  поддержка (правовая, экономическая, образовательная, инфраструктурная) малого бизнеса, личного подсобного хозяйства, ремесла, надомного труда, в том числе безработных, семей с маленькими детьми, пенсионеров, инвалидов;

5) увеличение страховых пособий  на детей хотя бы до уровня  прожиточного минимума, полная оплата  отпуска по беременности и  родам, установление пособия по  уходу за ребенком в зависимости  от утраты заработка матери, увеличение  пособия на рождение - до стоимости  корзины новорожденного, введение  страхового пособия на ребенка  за счет работодателя (по европейскому  опыту Франции, Италии и других  стран), ограничение платы в учреждениях  по социализации детей;

6) повышение трудовой пенсии  не ниже, чем до прожиточного  минимума, пересмотр минимальной  потребительской корзины пенсионера  с учетом платности услуг (лечение, лекарство, проезд, жилье, уход и  т.п.), увеличение дотаций на жилье  путем корректировки стандарта  бедности, дающего на нее право, изменение механизма индексации  пенсий в связи уменьшением коэффициента возмещения пенсией заработной платы и снижением официального показателя инфляции;

Информация о работе Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов