В прогнозе предусматривается
реализация мероприятий по повышению
оплаты труда целевым категориям работников
бюджетной сферы в соответствии с майскими
указами Президента РФ. Однако, в целях
снижения нагрузки на федеральный бюджет,
заработную плату целевых категорий работников
федеральных учреждений в 2015 году предполагается
проиндексировать с 1 октября на уровень
инфляции. В результате, наибольший рост
заработной платы целевых категорий работников
бюджетной сферы прогнозируется в 2016-2017
годах.
Заработную плату прочих категорий
бюджетников в 2015-2017гг. в базовом варианте
прогноза предполагается ежегодно индексировать
с 1 октября на уровень инфляции. Однако,
пропуск индексации заработной платы
в конце 2014 года у данной категории персонала,
а также оптимизация бюджетных расходов
в части оплаты труда целевых категорий
работников, в условиях высокого инфляционного
фона приведут
к снижению реальной заработной платы
в бюджетном секторе в 2015 году. По оценкам
Минэкономразвития России, снижение составит
1,9 процента.
Установление с 2015 года тарифа
страховых взносов на обязательное медицинское
страхование работающего населения в
размере 5,1% сверх предельной величины
базы для начисления страховых взносов
будет сдерживать темпы роста заработной
платы во внебюджетном секторе.
В результате реальная заработная
плата в целом по экономике в 2015 году вырастет
на 0,5%.
По мере ускорения роста экономики
в 2016-2017 гг. повысятся темпы роста заработной
платы в бюджетном и корпоративном секторах
экономики. Реальная заработная плата
в целом по экономике составит 2,8% в 2016 году
и ускорится до 4,6% в 2017 году.
Трудовые пенсии (страховые
пенсии с 1 января 2015г.) в 2015-2017гг. будут
корректироваться с 1 февраля на индекс
роста потребительских цен за предыдущий
год и с 1 апреля - на индекс роста доходов
Пенсионного фонда РФ.
Индексация размера фиксированной
выплаты к страховой пенсии в 2015-2017гг.
предусматривается ежегодно с 1 февраля
на индекс роста потребительских цен за
предыдущий год (дополнительное увеличение
фиксированной выплаты с 1 апреля в соответствии
с законодательством осуществляется по
решению Правительства РФс учетом роста
доходов Пенсионного фонда Российской
Федерации).
В результате среднегодовой размер страховой
пенсии
в номинальном выражении будет увеличиваться
следующими темпами: в 2015 году - 8,2%, в 2016
году - 5,6%, в 2017 году - 5,1 процента. В целом
за 2014-2017 гг. средний размер страховой
пенсии вырастет в 1,3 раза. Соотношение
страховой пенсии с прожиточным минимумом
пенсионера в 2014-2017 гг. составит 165-170 процентов.
В 2014-2017гг. соотношение среднего
размера социальной пенсии с прожиточным
минимумом пенсионера будет поддерживаться
на уровне не ниже 1,03 раза за счет проведения
ежегодной индексации с 1 апреля на темпы
роста прожиточного минимума пенсионера
в Российской Федерации за прошедший год
(в соответствии с Федеральным законом
"О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации").
Дополнительно в целях доведения
размера материального обеспечения пенсионера
до величины прожиточного минимума в субъекте
РФ будут осуществляться социальные доплаты
к пенсии. В случае если общая сумма материального
обеспечения пенсионера не достигает
величины прожиточного минимума пенсионера,
установленной в субъекте Российской
Федерации по месту его жительства или
месту его пребывания, пенсионеру устанавливается
федеральная или региональная социальная
доплата к пенсии.
В 2014-2017гг. структура доходов
населения сохраняется относительно стабильной.
Таблица 3.1Структура денежных
доходов населения (вариант 1), %
|
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2017г. к 2013г. |
Доходы населения,
всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
136,2 |
Доходы занятых |
43,5 |
43,2 |
42,9 |
42,8 |
43,1 |
135,0 |
Социальные трансферты |
19,6 |
18,9 |
19,2 |
19,1 |
19,0 |
132,1 |
Прочие доходы,
в том числе от собственности
и предпринимательской деятельности |
36,9 |
37,9 |
37,9 |
38,1 |
37,9 |
139,8 |
Волатильность доходов от занятости
в структуре доходов населения объясняется
мероприятиями по повышению заработной
платы работникам бюджетной сферы в рамках
реализации майских указов Президента
РФ. За 2014-2017гг. доходы от занятости вырастут
на 35 % Доходы занятых по-прежнему остаются
определяющими при формировании совокупных
доходов населения.
Социальные трансферты формируют
порядка 19% доходов населения. Динамика
изменения социальных трансфертов с годовым
лагом повторяет динамику индекса потребительских
цен. Рост данной статьи доходов за 2014-2017гг.
составит 32,1 %.
Увеличение нагрузки на заработную
плату наряду со сложной экономической
ситуацией повлечет за собой увеличение
неформальных доходов населения в 2014-2016гг.,
но уже в 2017 году ожидается замещение неформальных
доходов доходами от занятости. Номинальный
рост этого компонента доходов за 2014-2017гг.
составит 39,8 %. Таким образом, в целом за
2014-2017гг. ожидается рост доходов населения
на 36,2 %.
Помимо динамики различных
составляющих доходов на динамику располагаемых
доходов населения влияет объем обязательных
платежей и взносов, который к 2017 году
увеличится на 48,4% относительно 2013 года.
Ускоренный рост этого показателя связан
с ростом долговой нагрузки населения
и необходимостью обслуживать кредиты.
В целом доля обязательных платежей и
взносов увеличится с 11,9% доходов населения
в 2013 году до 13% в 2017 году, при этом проценты,
уплаченные за кредиты, составят 4,8% доходов
населения в 2017 году против 3,7% в 2013 году.
Эти факторы, а также более высокий
инфляционный фон и сложная геополитическая
ситуация не предоставят возможности
для существенного роста реальных располагаемых
доходов населения в 2014-2015 годах. Согласно
базовому варианту прогноза ожидаемый
прирост реальных доходов населения составит
0,3 и 0,4% в 2014 и 2015 году соответственно. По
мере нормализации экономической ситуации
в 2016-2017гг. ожидается более существенный
прирост реальных доходов: 2,6% в 2016 году,
3,3% в 2017 году. В целом за 2014-2017гг. их прирост
составит 6,8 %.
Более низкая оценка доходов
населения и высокая инфляция в 2015 году
ограничили возможности для расширения
потребления. Еще одним фактором, ограничивающим
потребительский спрос, будет являться
высокий уровень нормы сбережений, которая
в сложившейся экономической ситуации
сохранится на уровне 10,2 %. С учетом этого
оценка увеличения розничного товарооборота
в 2015 году составляет 0,6 %.
В 2016-2017гг. ожидается ускорение
роста доходов населения, снижение нормы
сбережений до 9,7% в 2017 году, что будет способствовать
восстановлению роста потребительского
спроса. Наращивание темпов кредитования
также будет способствовать росту потребительских
расходов населения. В результате в 2016
году ожидаемый рост розничного товарооборота
составит 2,9%, а в 2017 году увеличится до
3,4%.
Прогноз величины прожиточного минимума
рассчитан с учетом потребительской корзины,
установленной Федеральным законом "О потребительской
корзине в целом по Российской Федерации",
на основе нормативно-статистического
метода расчета. В 2017 году величина прожиточного
минимума на душу населения прогнозируется
на уровне 9506 рублей с ростом к 2013 году
на 30,1 %.
В среднесрочной перспективе
основные меры по снижению уровня бедности
будут направлены на создание условий
для роста доходов граждан и в первую очередь
на основе:
- развития принципов адресности
социальной помощи;
- предоставления социальных
выплат и компенсаций отдельным категориям
граждан и материнского (семейного) капитала;
- ежегодной индексации социальных
выплат и пенсий с учетом уровня инфляции.
Меры по повышению уровня жизни,
принятые на федеральном уровне, могут
дополняться в субъектах РФ исходя из
установленных в субъекте критериев нуждаемости.
Реализация всех мер позволит
сократить численность бедного населения
с 11% в 2013 году до 10,2% в 2017 году.
Социально-экономическая политика
Правительства Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2015-2017гг.) будет
определяться на основе приоритетов, сформулированных
в Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, указах Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012г. и Основных направлениях
деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2018 года.
В ближайшие годы наряду с решением
задач бюджетной консолидации необходимо
сделать задел для реализации долгосрочных
интересов России, которые состоят в создании
современной экономики инновационного
типа, интегрированной в мировое экономическое
пространство.
Основными приоритетами экономической
политики в прогнозный период являются:
- повышение устойчивости национальной
финансовой системы и снижение инфляции;
- улучшение инвестиционного
климата, развитие конкуренции и снижение
административного давления на бизнес;
- социальное развитие и инвестиции
в человеческий капитал;
- модернизация оборонного комплекса
и вооруженных сил;
- инновационное развитие и
поддержка высокотехнологичных секторов
экономики;
- диверсификация экономики,
развитие инфраструктуры;
- сбалансированное региональное
развитие;
- становление Таможенного союза
и адаптация национальной экономики к требованиям
Всемирной торговой организации.
Деятельность Правительства
Российской Федерации по обозначенным
приоритетам будет включать следующие
основные направления.
В части социального развития
и инвестиций в человеческий капитал:
- увеличение уровня оплаты
труда отдельных категорий работников
бюджетной сферы в соответствии с указами
Президента Российской Федерации, развитие
и реформирование пенсионного и социального
обеспечения, повышение адресности социальных
выплат;
- реализация мер по стимулированию
трудовой мобильности населения, по профессиональной
подготовке и переподготовке кадров, созданию
новых рабочих мест, отвечающих требованиям
инновационной экономики. Будут также
реализовываться меры, направленные на
упрощение процедуры привлечения в Российскую
Федерацию высококвалифицированных иностранных
специалистов, либерализацию условий
их пребывания и осуществления трудовой
деятельности в Российской Федерации;
- развитие системы здравоохранения
путем реформирования системы обязательного
медицинского страхования, модернизации
используемого оборудования и технологий,
формирования сети современных центров
высоких медицинских технологий, а также
перинатальных центров, продолжения реструктуризации
учреждений здравоохранения, развития
стационарозамещающих медицинских технологий,
использования механизмов государственно-частного
партнерства в здравоохранении, увеличения
доли медицинских учреждений новых организационно-правовых
форм, в том числе в форме автономных учреждений;
- развитие открытости системы
образования к внешним запросам, применение
проектных методов, конкурсное выявление
и поддержка лидеров, успешно реализующих
новые образовательные подходы на практике,
адресность инструментов ресурсной поддержки
и комплексный характер принимаемых решений;
- продолжение политики стимулирования
жилищного строительства, в первую очередь
строительства комфортного жилья экономического
класса и малоэтажного жилищного строительства,
восстановление снизившихся в условиях
кризиса темпов роста покупки жилья на
условиях ипотеки.
На инновационное развитие
и поддержку высокотехнологичных секторов
экономики направлены:
- поддержка создания и обеспечение
функционирования и реализации технологических
платформ и инновационных территориальных
кластеров;
- создание и развитие институтов
и инфраструктур, обеспечивающих запуск
и работу "инновационного лифта";
- стимулирование инновационной
деятельности в компаниях с государственным
участием;