Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.
Для этого поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность прогнозирования социального развития и уровня жизни населения;
- охарактеризовать термин "уровень жизни населения";
- рассмотреть методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения;
- проанализировать прогноз социального развития и уровня жизни населения в РФ.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Сущность социального прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения
Понятия «уровень» и «качество жизни населения»
Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения
Проблемы социально-экономического развития России
Государственные меры борьбы с бедностью в России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
2. 1 Анализ уровня жизни населения в России
2.2 Динамика основных показателей занятости и безработицы в стране
2.3 Тенденции развития социальной сферы в РФ

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
3.1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 172.32 Кб (Скачать файл)

В прогнозе предусматривается реализация мероприятий по повышению оплаты труда целевым категориям работников бюджетной сферы в соответствии с майскими указами Президента РФ. Однако, в целях снижения нагрузки на федеральный бюджет, заработную плату целевых категорий работников федеральных учреждений в 2015 году предполагается проиндексировать с 1 октября на уровень инфляции. В результате, наибольший рост заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы прогнозируется в 2016-2017 годах.

Заработную плату прочих категорий бюджетников в 2015-2017гг. в базовом варианте прогноза предполагается ежегодно индексировать с 1 октября на уровень инфляции. Однако, пропуск индексации заработной платы в конце 2014 года у данной категории персонала, а также оптимизация бюджетных расходов в части оплаты труда целевых категорий работников, в условиях высокого инфляционного фона приведут  
к снижению реальной заработной платы в бюджетном секторе в 2015 году. По оценкам Минэкономразвития России, снижение составит 1,9 процента.

Установление с 2015 года тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов будет сдерживать темпы роста заработной платы во внебюджетном секторе.

В результате реальная заработная плата в целом по экономике в 2015 году вырастет на 0,5%.

По мере ускорения роста экономики в 2016-2017 гг. повысятся темпы роста заработной платы в бюджетном и корпоративном секторах экономики. Реальная заработная плата в целом по экономике составит 2,8% в 2016 году и ускорится до 4,6% в 2017 году.

Трудовые пенсии (страховые пенсии с 1 января 2015г.) в 2015-2017гг. будут корректироваться с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за предыдущий год и с 1 апреля - на индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ.

Индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2015-2017гг. предусматривается ежегодно с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за предыдущий год (дополнительное увеличение фиксированной выплаты с 1 апреля в соответствии с законодательством осуществляется по решению Правительства РФс учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации).

В результате среднегодовой размер страховой пенсии  
в номинальном выражении будет увеличиваться следующими темпами: в 2015 году - 8,2%, в 2016 году - 5,6%, в 2017 году - 5,1 процента. В целом за 2014-2017 гг. средний размер страховой пенсии вырастет в 1,3 раза. Соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера в 2014-2017 гг. составит 165-170 процентов.

В 2014-2017гг. соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера будет поддерживаться на уровне не ниже 1,03 раза за счет проведения ежегодной индексации с 1 апреля на темпы роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год (в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Дополнительно в целях доведения размера материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума в субъекте РФ будут осуществляться социальные доплаты к пенсии. В случае если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, пенсионеру устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии.

В 2014-2017гг. структура доходов населения сохраняется относительно стабильной.

Таблица 3.1Структура денежных доходов населения (вариант 1), %

 

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2017г. к 2013г.

Доходы населения, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

136,2

Доходы занятых

43,5

43,2

42,9

42,8

43,1

135,0

Социальные трансферты

19,6

18,9

19,2

19,1

19,0

132,1

Прочие доходы,                               в том числе  от собственности               и предпринимательской деятельности

36,9

37,9

37,9

38,1

37,9

139,8


 

 

 

Волатильность доходов от занятости в структуре доходов населения объясняется мероприятиями по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации майских указов Президента РФ. За 2014-2017гг. доходы от занятости вырастут на 35 % Доходы занятых по-прежнему остаются определяющими при формировании совокупных доходов населения.

Социальные трансферты формируют порядка 19% доходов населения. Динамика изменения социальных трансфертов с годовым лагом повторяет динамику индекса потребительских цен. Рост данной статьи доходов за 2014-2017гг. составит 32,1 %.

Увеличение нагрузки на заработную плату наряду со сложной экономической ситуацией повлечет за собой увеличение неформальных доходов населения в 2014-2016гг., но уже в 2017 году ожидается замещение неформальных доходов доходами от занятости. Номинальный рост этого компонента доходов за 2014-2017гг. составит 39,8 %. Таким образом, в целом за 2014-2017гг. ожидается рост доходов населения на 36,2 %.

Помимо динамики различных составляющих доходов на динамику располагаемых доходов населения влияет объем обязательных платежей и взносов, который к 2017 году увеличится на 48,4% относительно 2013 года. Ускоренный рост этого показателя связан с ростом долговой нагрузки населения и необходимостью обслуживать кредиты. В целом доля обязательных платежей и взносов увеличится с 11,9% доходов населения в 2013 году до 13% в 2017 году, при этом проценты, уплаченные за кредиты, составят 4,8% доходов населения в 2017 году против 3,7% в 2013 году.

Эти факторы, а также более высокий инфляционный фон и сложная геополитическая ситуация не предоставят возможности для существенного роста реальных располагаемых доходов населения в 2014-2015 годах. Согласно базовому варианту прогноза ожидаемый прирост реальных доходов населения составит 0,3 и 0,4% в 2014 и 2015 году соответственно. По мере нормализации экономической ситуации в 2016-2017гг. ожидается более существенный прирост реальных доходов: 2,6% в 2016 году, 3,3% в 2017 году. В целом за 2014-2017гг. их прирост составит 6,8 %.

Более низкая оценка доходов населения и высокая инфляция в 2015 году ограничили возможности для расширения потребления. Еще одним фактором, ограничивающим потребительский спрос, будет являться высокий уровень нормы сбережений, которая в сложившейся экономической ситуации сохранится на уровне 10,2 %. С учетом этого оценка увеличения розничного товарооборота в 2015 году составляет 0,6 %.

В 2016-2017гг. ожидается ускорение роста доходов населения, снижение нормы сбережений до 9,7% в 2017 году, что будет способствовать восстановлению роста потребительского спроса. Наращивание темпов кредитования также будет способствовать росту потребительских расходов населения. В результате в 2016 году ожидаемый рост розничного товарооборота составит 2,9%, а в 2017 году увеличится до 3,4%.  
Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе нормативно-статистического метода расчета. В 2017 году величина прожиточного минимума на душу населения прогнозируется на уровне 9506 рублей с ростом к 2013 году на 30,1 %. 

В среднесрочной перспективе основные меры по снижению уровня бедности будут направлены на создание условий для роста доходов граждан и в первую очередь на основе:

- развития принципов адресности социальной помощи;

- предоставления социальных выплат и компенсаций отдельным категориям граждан и материнского (семейного) капитала;

- ежегодной индексации социальных выплат и пенсий с учетом уровня инфляции.

Меры по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, могут дополняться в субъектах РФ исходя из установленных в субъекте критериев нуждаемости.

Реализация всех мер позволит сократить численность бедного населения с 11% в 2013 году до 10,2% в 2017 году.

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2015-2017гг.) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

В ближайшие годы наряду с решением задач бюджетной консолидации необходимо сделать задел для реализации долгосрочных интересов России, которые состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

- повышение устойчивости национальной финансовой системы и снижение инфляции;

- улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;

- социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;

- модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;

- инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;

- диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;

- сбалансированное региональное развитие;

- становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям Всемирной торговой организации.

Деятельность Правительства Российской Федерации по обозначенным приоритетам будет включать следующие основные направления.

В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:

- увеличение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации, развитие и реформирование пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;

- реализация мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Будут также реализовываться меры, направленные на упрощение процедуры привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;

- развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;

- развитие открытости системы образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые образовательные подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;

- продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья экономического класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупки жилья на условиях ипотеки.

На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики направлены:

- поддержка создания и обеспечение функционирования и реализации технологических платформ и инновационных территориальных кластеров;

- создание и развитие институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу "инновационного лифта";

- стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием;

Информация о работе Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов