Пути улучшения использования персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обобщение и анализ теоретического и практического материала по вопросу улучшения использования персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы управления персоналом;
провести анализ системы управления персоналом;
разработать мероприятия по совершенствоанию системы управления персоналом.

Содержание работы

Введение 3
1. Методика анализа эффективности использования персонала 5
1.1. Персонал предприятия и его характеристика 5
1.2. Особенности стратегического управления персоналом организации 9
1.3. Оценка эффективности использования персонала на предприятии 14
2. Анализ использования персонала в ООО «Леда-МЦ» 19
2.1. Общая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия 21
2.3. Анализ эффективности использования персонала 26
3. Пути улучшения использования персонала в ООО «Леда-МЦ» 39
3.1. Рекомендации по улучшению использования персонала предприятия 39
3.2. Социально-экономическая эффективность рекомендаций 43
Заключение 49
Список использованных истчоников 51

Файлы: 1 файл

курсовая-пути улучшения использования персонала.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

     В настоящее время, вопрос управления персоналом организации встает особенно остро, поскольку каждая организация старается максимально оптимизировать свою деятельность, сделать ее более эффективной. Для осуществления целей предприятия необходимо общее усилие персонала. И управление коллективом играет в этом важнейшую роль. Таким образом, формирование коллектива является сегодня одной из первоочередных задач менеджмента.

     В настоящее время в условиях рыночной экономики все большее значение придается вопросам эффективности  управления персоналом, приспособленности  руководителей к новым условиям хозяйствования, возрастает потребность в совершенствовании системы управления. Именно управленческие работники в этих условиях являются наиболее ответственным звеном хозяйственной цепи, посредством которого могут быть инициированы и осуществлены те перемены, в которых нуждается экономика страны.

     Экономические реформы, проводимые в России, повлияли на организацию работы по управлению персоналом корпорации. Сегодня управление персоналом представляет собой объект осознанной кадровой политики, являющейся составной частью общей политики корпорации.

     Успех работы предприятия обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная  концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана  с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.

     Вполне  естественно, что на каждом предприятии  возникает необходимость в определении  численности персонала, в эффективной  системе подбора, найма и расстановки  кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха и т.д.

     Вопросы управления персоналом нашли отражение в многочисленных работах отечественных и зарубежных исследователей: Маслова Е. В. «Управление персоналом предприятия», Десслера Г. «Управление персоналом», Егоршина А. П. «Основы управления персоналом», Кочетковой А. И. «Управление персоналом в малом и среднем бизнесе» и многих других.  Рассматриваемая проблема широко представлена в периодических изданиях, например, в таких как журнал «Управление персоналом».

     Актуальность  проблемы управления персоналом не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы управления персоналом зависят конечные результаты деятельности корпорации.

     Целью дипломной работы является обобщение  и анализ теоретического и практического  материала по вопросу улучшения использования персонала.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть теоретические основы управления  персоналом;
  • провести анализ системы управления персоналом;
  • разработать мероприятия по совершенствоанию системы управления персоналом.

     Объектом  дипломного проекта является – ООО  «Леда МЦ». Предметом – стратегия улучшения использования персонала.

     Теоретической основой исследования послужили  труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, управления персоналом, публикации периодической печати, специальная литература, учебники и учебные пособия, а также данные статистики и оперативная отчетность предприятия.

     В качестве инструментов исследования использован  ряд методов, в т.ч. метод систематизации, системный анализ, балансовый метод, методы социологических исследований, статистические методы.

1. Методика анализа  эффективности использования  персонала

1.1. Персонал предприятия  и его характеристика

      «Персонал» (от латинского personalis —личный) - это «весь личный состав работающих, постоянные и временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие», «совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация», «совокупность сотрудников организации, работающих по найму при наличии трудовых отношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Качественные характеристики персонала: наличие конкретных знаний и профессиональных навыков в определенной сфере деятельности; определенные профессиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации; наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств для конкретной профессиональной деятельности».

      Персонал  различают по категориям (руководители, специалисты, служащие, рабочие); по профессиям, специальностям и квалификационным признакам [5, c.45].

      Персонал  составляет основу любой организации. Люди являются создателями организаций, определяют их цели, выбирают методы, осуществляют функции, направленные на реализацию целей.

      Персонал  является важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями, и в этом качестве персонал нуждается  в управлении.

      Управление  персоналом, без сомнения, имеет  ключевое значение для успеха любой  организации.

      В последнее время в отечественной литературе сделано несколько попыток сформулировать категорию «управление персоналом».

      И.П. Герчикова пишет, что «управление  персоналом - это самостоятельный вид деятельности специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала».

      А.Я. Кибанов определяет управление персоналом как «целенаправленную деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом».

      Таким образом, можно дать следующие определение  «управление персоналом представляет собой управленческое воздействие органов государственной власти, их руководителей, работников кадровых служб, направленное на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию к выполнению задач, стоящих перед организацией».

      Управление  персоналом - целенаправленное воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

      Немецкие  исследователи считают, что управление персоналом - сфера деятельности, характерная  для всех организаций, и ее главная  задача состоит в обеспечении организации персоналом и целенаправленном использовании персонала.

      Управление  персоналом как вид деятельности имеет две группы целей - организационные и личные.

      Организационные цели явно доминируют в управлении персоналом. Персонал, наряду с другими ресурсами, работает на выполнение миссии и достижение цели организации. «Управление персоналом - деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию людей для достижения организационных и личных целей» или «управление  человеческими ресурсами состоит в обеспечении достижения организационных целей».

      Однако  некоторые исследователи полагают, что эффективность (т.е. достижение организацией целей) связана с двумя  группами факторов. К первой группе (психологические факторы) относят удовлетворенность членством в трудовом коллективе и трудом, мотивацию членов в коллективе, авторитет руководителя, самооценку коллектива. Ко второй группе (непсихологические факторы) относят действенность, экономичность, качество, производительность, нововведения, прибыльность.

      Есть  попытки совместить организационные  и личные цели в управлении персоналом: «Эффективность управления персоналом - это достижение организационных (применительно к коммерческим организациям -  прибыльности и стабильности предприятия и его адаптируемости к будущим изменениям ситуации при минимальных затратах на персонал) и индивидуальных (удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии) целей» [7, c.34].

      В зарубежной литературе для характеристики целей управления используют понятия «экономическая эффективность» и «социальная эффективность».

      Под экономической эффективностью понимают достижение с минимальными затратами  на персонал целей организации - экономических результатов, стабильности высокой гибкости и адаптивности к непрерывно меняющейся внешней среде.

      Под социальной эффективностью понимают удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его    содержание, возможность личной самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т.д.).

      Желательно, чтобы экономическая и социальная эффективность дополняли друг друга.

      Однако, понятие «экономическая эффективность» ориентировано на коммерческие структуры. В отношении некоммерческих структур (государственные, муниципальные организации), не ставящих задачи получения максимальной прибыли, вводится понятие «деловая эффективность». Под «деловой эффективностью» понимается «достижение деловых целей любой организации с минимальным расходованием ресурсов».

      Ниже  в табл. 1 показаны в краткой форме важнейшие этапы процесса управления персоналом, сложившиеся в зарубежной практике. При определении круга задач по управлению персоналом зарубежные специалисты условно выделяют так называемые основные и дополнительные задачи. К основным относятся практически все перечисленные в табл. 1.

Таблица 1

Этапы процесса управления персоналом

Наименование этапа Основные задачи этапа
Определение потребности в персонале 
 
 
 
Планирование  качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале.

Планирование  количественной потребности в персонале

Получение и анализ маркетинговой (в области  персонала) информации. Разработка и  использование инструментария обеспечения  потребности в персонале. Отбор  персонала, его деловая оценка

Мотивация результатов труда и поведения  персонала Управление  содержанием и процессом мотивации  трудового поведения. Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных  систем: оплата труда, участие персонала  в прибылях и в капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени
Обеспечение процесса управления персоналом Правовое регулирование  трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики
Использование персонала Определение содержания и результатов труда на рабочих  местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в процессе трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала
Развитие  персонала Планирование  и реализация карьеры и служебных  перемещений. Организация и проведение обучения

      К дополнительным следует отнести  задачи, которые могут выполняться  совместно с основными, но, как  правило, управленческое распорядительство  по ним осуществляют внешние (по отношение  к службе персонала) подразделения. К такого рода задачам относятся: охрана труда и техника безопасности; расчет и выплата заработной платы; оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).

Информация о работе Пути улучшения использования персонала