Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является обобщение и анализ теоретического и практического материала по вопросу улучшения использования персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы управления персоналом;
провести анализ системы управления персоналом;
разработать мероприятия по совершенствоанию системы управления персоналом.
Введение 3
1. Методика анализа эффективности использования персонала 5
1.1. Персонал предприятия и его характеристика 5
1.2. Особенности стратегического управления персоналом организации 9
1.3. Оценка эффективности использования персонала на предприятии 14
2. Анализ использования персонала в ООО «Леда-МЦ» 19
2.1. Общая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия 21
2.3. Анализ эффективности использования персонала 26
3. Пути улучшения использования персонала в ООО «Леда-МЦ» 39
3.1. Рекомендации по улучшению использования персонала предприятия 39
3.2. Социально-экономическая эффективность рекомендаций 43
Заключение 49
Список использованных истчоников 51
С организацией соответствующего учета на предприятии можно рассчитать показатель, характеризующий объем продукции (или прирост объема продукции), приходящийся на 1 руб. затрат на рабочую силу (Ф). Этот показатель определяется:
а)
либо как частное от деления объема
произведенной продукции в
б) либо путем деления уровня производительности труда (в стоимостном выражении) на величину издержек, приходящихся на ту же единицу затрат труда:
По аналогии с известным показателем фондоемкость продукции можно рассчитать показатель, представляющий собой «удельную затратоемкость продукции», где в качестве затрат принимаются издержки предприятия на содержание рабочей силы. [20, С. 284]
Показатель удельной затратоемкости является обратным по отношению к показателю объема продукции в расчете на 1 руб. затрат и характеризует затраты на рабочую силу (в руб.), необходимые для получения 1 руб. продукции.
Динамика показателя объема продукции в расчете на рубль затрат на рабочую силу позволяет контролировать изменение эффективности этих затрат: рост выпуска продукции на единицу затрат говорит об их целесообразности. При снижении отдачи затрат необходим анализ причин, чтобы выяснить влияние как внешних, так и внутренних факторов, то есть рационально ли использовало созданный благодаря произведенным затратам трудовой потенциал своих работников само предприятие.
Достижение целей управления при минимуме затрат. Эффективность характеризует не только результативность деятельности, но и ее экономичность, то есть достижение определенного результата с минимальными затратами.
Отсюда следует, что при оценке системы управления как таковой могут быть использованы показатели не только производительности труда, но и экономичности самой системы. [20, С. 285]
Как известно, система управления персоналом призвана воздействовать на трудовой потенциал с целью изменения его параметров в нужном для предприятия направлении. Пути решения этой задачи различны, но правильно выбранный путь обеспечит экономию средств, т.е. цель будет достигнута с меньшими затратами.
Так
как с помощью управленческого
воздействия стремятся
При этом можно выделить стадии воспроизводства рабочей силы, такие как производство, распределение, потребление с конкретизацией целей на каждой из них с разработкой количественных и качественных характеристик, изменение которых в ходе управления должно быть осуществлено при минимуме затрат.
Выявить и проанализировать эффективность управления персоналом можно и по направлениям этого процесса: через эффективность избранной кадровой политики, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, через эффективность работ, направленных на сокращение сроков адаптации кадров и т.д.
Источником эффекта во всех этих случаях является экономия средств на достижение поставленных целей. Однако необходимо подчеркнуть, что главная целевая задача управления персоналом – достижение такого состояния трудового потенциала, которое обеспечивало бы определенный экономический и социальный эффект, а не максимальная экономия затрат на рабочую силу, ибо дешевая рабочая сила – не всегда самая лучшая. [20, С. 286]
Эффективность управления персоналом может быть охарактеризована через оценку рациональности организационной структуры кадровой службы. Поскольку прямых показателей эффективности структуры нет, используются косвенные критерии, такие как затраты на содержание данной структуры управления и их доля в общей сумме производственных затрат предприятия, ее простота (количество иерархических уровней, размер структуры, количество отделов и «мостов» связи, профиль и однородность задач каждого отдела) и др. Известно, что чем многочисленнее и сложнее связи, чем большее количество иерархических уровней, тем ниже эффективность функционирования системы управления. Наличие слишком большого количества структурных подразделений приводит к тому, что одну и ту же функцию выполняют несколько структурных подразделений, что затрудняет координацию и согласование деятельности, увеличивает количество руководящих должностей, снижает степень загруженности работников, приводит к удорожанию содержания аппарата.
ООО
«Леда-МЦ» создано в 2003 году путем
объединения вкладов
Фонды
и резервы организации
Основными поставщиками являются: ООО «Современные технологии» г. Москва, ООО «Медфарм» г. Москва.
Потребителями услуг являются: физические лица и организации г.Москва.
Общество
является юридическим лицом с
момента государственной
Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Государство не отвечает по обязательствам общества равно как и общество не отвечает по обязательствам государства. Общество не несет ответственности по обязательствам своих участников. Участники общества не несут ответственность по обязательствам общества и несут риск убытков связанных с деятельностью общества в пределах принадлежащих им вкладов. Участники не полностью оплатившие вклады несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им вкладов.
В данный момент штат сотрудников фирмы составляет 57 человек.
На предприятии используется функциональная структура управления. Система управления ООО «Леда-МЦ» выглядит следующим образом (рис.1)
Рис. 1. Организационная структура управления ООО «Леда-МЦ»
Таблица 2
Функции и обязанности сотрудников ООО «Леда-МЦ»
Должность | Функции и обязанности |
Директор |
Управление фирмой, контроль за деятельностью и взаимодействием структурных подразделений, ведение переговоров с крупными поставщиками и клиентами |
Коммерческий директор | Ведение переговоров, заключение договоров, контроль и анализ финансового состояния фирмы |
Секретарь – делопроизвль | Работа с документами, обеспечение и обслуживание работы руководителя |
Менеджер по продажам |
Изучение конъюнктуры рынка, разработка плана реализации продукции, разработка плана ценовой стратегии, подготовка и заключение договоров |
Бухгалтерия | Ведение бухгалтерского учета и отчетности |
Технический директор |
Руководство техническими службами, координация подразделений по разработке технического развития организации, обеспечение систематического повышения эффективности производительности труда, обеспечение конкурентоспособных услуг. |
Отдел кадров | Обеспечение подбора, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов; организация системы учета кадров, анализ текучести кадров |
Любая деятельность в системе управления персоналом оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.
Поскольку задачей менеджмента является достижение цели, важно правильно ее определить. Искусство выбора и формулирования правильной цели, управление процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени реализации, отличают действительно умелого руководителя.
Персонал, имеющий отношение к реализации готовой продукции, ознакамливается (обязательно наличие отметок об ознакомлении) с информацией в «Положении о сбытовой политике» и обязан четко придерживаться принятых решений в своей текущей деятельности. Осуществление контроля соблюдения утвержденного «Положения о сбытовой политике» всеми структурными подразделениями организации возложено на коммерческого директора. Сбытовая политика разрабатывается на каждый отчетный год, а любые изменения (дополнения) — оформляются соответствующим приказом. В условиях рыночной конкуренции информация, содержащаяся в «Положении о сбытовой политике», представляет определенный интерес для конкурентов организации и поэтому отнесена приказом руководителя к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации. Соответственно, документально закрепляется приказом руководителя круг должностных лиц, имеющих право доступа к указанным сведениям для осуществления своих функциональных обязанностей.
Объем
оказанных услуг может
Темпы роста объема оказанных услуг, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль, и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Выполним анализ динамики оказанных услуг в таблице 3.
Таблица 3
Динамика оказанных услуг
Год | Объем оказанных услуг, тыс.р. | Темп роста, % | |
базисные | цепные | ||
2007 | 8196 | 100 | 100 |
2008 | 16661 | 203,28 | 203,28 |
2009 | 15020 | 183,26 | 90,15 |
При расчете базисных темпов роста за базу принимается значение 2007 г., что составит 100%. Тогда:
2008 = 16661/8192*100 = 203,28%
2009 = 15020/8196*100 = 183,26%
Цепные темпы роста рассчитываются следующим образом:
2008 = 16661/8196*100 = 203,28%
2009 = 15020/16661*100 = 90,15%
Базисные темпы роста показывают, что в 2008 г. произошел резкий скачек в увеличении объемов оказанных услуг, темп роста составил 203,28%. Т.е. объем оказанных услуг увеличился более чем в 2 раза. Темп роста в 2009 г. пониже 183,26%. Цепные темпы роста показывают, что рост объема оказанных услуг в 2009 г. значительно ниже, чем рост в 2008 г.(90,15% и 203,28%). Вычисления доказывают, что в 2009 г. происходит снижение объема оказанных услуг, по сравнению с 2008 г.
В целом к концу 2009 г. наблюдается снижение объема и уровня выполняемых работ. При чем эта тенденция прослеживается по всем видам работ. Следовательно, предприятию необходимо срочно предпринять меры по улучшению своего положения за счет: