Пути улучшения использования персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обобщение и анализ теоретического и практического материала по вопросу улучшения использования персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы управления персоналом;
провести анализ системы управления персоналом;
разработать мероприятия по совершенствоанию системы управления персоналом.

Содержание работы

Введение 3
1. Методика анализа эффективности использования персонала 5
1.1. Персонал предприятия и его характеристика 5
1.2. Особенности стратегического управления персоналом организации 9
1.3. Оценка эффективности использования персонала на предприятии 14
2. Анализ использования персонала в ООО «Леда-МЦ» 19
2.1. Общая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия 21
2.3. Анализ эффективности использования персонала 26
3. Пути улучшения использования персонала в ООО «Леда-МЦ» 39
3.1. Рекомендации по улучшению использования персонала предприятия 39
3.2. Социально-экономическая эффективность рекомендаций 43
Заключение 49
Список использованных истчоников 51

Файлы: 1 файл

курсовая-пути улучшения использования персонала.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

      Исходя  из вышеперечисленных задач по этапам, можно сделать вывод, что важнейшей задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.

      Отечественная практика делает в настоящее время  энергичные шаги по становлению эффективной системы управления персоналом и постепенному включению данной системы в общий мировой процесс.

1.2. Особенности стратегического управления персоналом организации

      Стратегическое  управление персоналом — это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.

      Цель  стратегического управления персоналом — обеспечить скоординированное и адекватное состоянию внешней и внутренней среды формирование трудового потенциала организации в расчете на предстоящий длительный период.

      Стратегическое  управление персоналом позволяет решать следующие задачи.

      1. Обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией.

      2. Формирование внутренней среды  организации таким образом, что внутриорганизационная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях создают условия и стимулируют воспроизводство и реализацию трудового потенциала и самого стратегического управления.

      3. Исходя из установок стратегического  управления и формируемых им конечных продуктов деятельности можно решать проблемы, связанные с функциональными организационными структурами управления, в том числе управления персоналом. Методы стратегического управления позволяют развивать и поддерживать гибкость оргструктур.

      4. Возможность разрешения противоречий  в вопросах централизации-децентрализации управления персоналом. Одна из основ стратегического управления — разграничение полномочий и задач как с точки зрения их стратегичности, так и иерархического уровня их исполнения. Применение принципов стратегического управления в управлении персоналом означает концентрацию вопросов стратегического характера в службах управления персоналом и делегирование части оперативно-тактических полномочий в ведение функциональных и производственных подразделений организации.

      Субъектом стратегического управления персоналом выступает служба управления персоналом организации и вовлеченные по роду деятельности высшие линейные и функциональные руководители.

      Объектом  стратегического управления персоналом является совокупный трудовой потенциал  организации, динамика его развития, структуры и целевые взаимосвязи, политика в отношении персонала, а также технологии и методы управления, основанные на принципах стратегического управления, управления персоналом и стратегического управления персоналом [1, c.43].

      В стратегическом управлении персоналом в качестве объекта управления рассматриваются «содержательные» характеристики персонала (знания, навыки, способности, социальный статус, нормы поведения и ценности, профессионально - квалификационные, иерархические и демографические структуры). Эти характеристики, носителем которых он является, выражают с точки зрения долгосрочной перспективы потенциал персонала организации. Кроме того, объектом стратегического управления являются и технологии управления персоналом (технологии реализации трудового потенциала, воспроизводства и развития персонала). В совокупности они образуют трудовой потенциал организации.

      Таким образом, система стратегического  управления персоналом обеспечивает создание структур, информационных каналов, а главное — формирование стратегии управления персоналом, ее реализацию и контроль за этим процессом.

      Из  определения стратегического управления персоналом следует, что оно направлено на формирование конкурентоспособного трудового потенциала организации с целью реализации стратегии управления персоналом. Исходя из этого, все функции системы управления персоналом можно сгруппировать по следующим трем направлениям: обеспечение организации трудовым потенциалом; развитие трудового потенциала; реализация трудового потенциала [6, c.14].

      Стратегическое  управление персоналом носит двойственный характер. С одной стороны, оно является одним из функциональных направлений в рамках стратегического управления организации (наряду с маркетингом, инвестициями и др.), с другой — оно реализуется посредством конкретных функций управления персоналом, направленных на выполнение стратегии управления персоналом, и с этой точки зрения является функциональной подсистемой системы управления персоналом.

      Организационно  система стратегического управления персоналом строится на базе существующей оргструктуры системы управления персоналом.  При этом выделяется три основных варианта организационного оформления системы:

      1. Полное обособление системы в  самостоятельную структуру (но при этом существует опасность отрыва от оперативной практики реализации стратегии)

      2. Выделение органа стратегического  управления в самостоятельную структурную единицу (отдел стратегического управления) и формирование стратегических рабочих групп на базе подразделений системы управления персоналом

      3. Формирование системы стратегического  управления персоналом без обособления в структурные единицы (но при этом вопросам стратегического управления отводится второстепенная роль)

      Наиболее  эффективен вариант создания «штабного» стратегического отдела в рамках системы управления персоналом и координация деятельности других отделов по вопросам стратегического планирования, когда на часть персонала уже существующих подразделений этой системы возлагаются обязанности по функции «стратегическое управление персоналом».

      В российских организациях технологии стратегического  управления персоналом пока еще недостаточно разработаны, что является одной  из причин возникновения проблем  системы управления персоналом.

      К таким проблемам относятся:

  • появление дефицитных видов профессий и сложности с наймом необходимых работников;
  • рост цен на услуги образовательных и консультационных учреждений;
  • переход на новые виды деятельности, достаточно быстрая смена технологий производства и услуг, необходимость увольнения по этим причинам части персонала;
  • отсутствие финансовых ресурсов и резкое сокращение численности персонала в кризисных условиях;
  • проблемы долгосрочного планирования численности и структуры работников в связи с неопределенностью при формировании «портфеля» заказов [24, c.15].

      Наиболее  важные с точки зрения стратегического  управления причины возникновения этих проблем:

  • содержание деятельности некоторых подсистем системы управления персоналом не соответствует требованиям внешней среды (например, подсистем планирования и маркетинга персонала, мотивации поведения персонала, развития персонала). Концентрация функций стратегического характера в ведении служб по управлению персоналом сопровождается слабым развитием стратегических аспектов в управлении;
  • существующее понимание роли и процессов воспроизводства персонала не учитывает «инвестиционного» характера вложений в персонал;
  • отсутствуют разработки по применению технологий стратегического управления в сфере управления персоналом. Ситуация, сложившаяся в данной сфере управленческой деятельности, может быть охарактеризована как интуитивный поиск удачных решений по устранению проблем.

      Реализация  стратегии управления персоналом является важной стадией процесса стратегического  управления. Для ее успешного протекания руководство организации должно следовать следующим правилам:

  • цели, стратегии, задачи по управлению персоналом должны быть тщательно и своевременно доведены до всех работников организации с тем, чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает организация и служба управления персоналом, но и неформального вовлечения в процесс выполнения стратегий, в частности выработки у сотрудников обязательств пред организацией по реализации стратегии;
  • общее руководство организации и руководители службы управления персоналом должны не только своевременно обеспечить поступление всех необходимых для реализации ресурсов (материальных, оргтехники. Оборудования, финансовых и др.). но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок по состоянию и развитию трудового потенциала и фиксировать достижение каждой цели.

      Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной  разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений  организации в целом и системы  управления персоналом.

      Инструментами реализации стратегии управления персоналом являются кадровое планирование, планы  развития персонала, в т.ч.  его  обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, мотивирование  и вознаграждение [14, c.45].

      Руководство реализацией стратегии управления персоналом возлагается на заместителя руководителя организации по персоналу. Но он должен опираться на активную поддержку руководителей среднего звена.

      Реализация  стратегии управления персоналом включает два этапа: внедрение стратегии и стратегический контроль за ее реализацией и координация всех действий по результатам контроля.

Цель  этапа стратегического контроля – определить соответствие или отличие  реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и внутренней среды; наметить направления изменений в стратегическом планировании, выборе альтернативных стратегий.

1.3. Оценка эффективности  использования персонала  на предприятии

     Основные  подходы к оценке эффективности  управления персоналом:

  • достижение определенного результата деятельности с помощью специально подобранного, обученного и мотивированного коллектива предприятия, сформированного в результате реализации выбранной кадровой политики;
  • достижение целей, поставленных перед управлением персоналом, с минимальными затратами средств;
  • выбор наиболее эффективных методов управления, обеспечивающих результативность самого процесса управления.

     Рассмотрим  более подробно каждый из этих подходов.

     Достижение  конечного результата. Общий экономический эффект можно рассматривать как результат только производственной деятельности и как результат всей хозяйственной деятельности предприятия. В первом случае экономическим эффектом является произведенная продукция в натуральном или денежном выражении (валовая, товарная, чистая продукция). Во втором случае принимается во внимание не только производство продукции, но и ее сбыт, реализация (объем реализованной продукции, прибыль). Продукция должна быть выражена в текущих (действующих) ценах, что позволяет соизмерять результат с затратами. [20, С. 283]

     Таким образом, повышение эффективности  может быть достигнуто либо путем  сокращения затрат для получения  того же по объему производственного результата, либо за счет более медленных темпов увеличения затрат по сравнению с темпами возрастания результата, когда увеличение последнего достигается за счет лучшего использования имеющихся ресурсов.

     Наиболее  часто для оценки эффективности  производства применяется показатель эффективности затрат труда, в частности  показатель производительности труда Пт:

                                                          (1)

     где Оп – объем произведенной продукции в течение определенного календарного периода (руб.);

     Т – затраты труда (чел.-ч, чел.-дн., средняя списочная численность работников).

     Однако  надо отдавать себе отчет в том, что  этот показатель изменяется под влиянием многих факторов.

     Представляется, что более обоснованные выводы об эффективности работ в области  управления персоналом даст подход к  оценке через стоимость затрат предприятия на рабочую силу. Действительно, чтобы процесс труда состоялся, предприятие должно пойти на существенные издержки. На различных предприятиях стоимость единицы труда Ст далеко не одинакова, поскольку различен объем затрат на рабочую силу:

Информация о работе Пути улучшения использования персонала