Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Финансовому менеджменту"

Файлы: 1 файл

chast_11111_1_001.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

Нет единства среди  экономистов по вопросу о продолжительности  экономического цикла. Продолжительность  краткосрочных экономических циклов, циклов Китчина, составляет около 3-4лет и объясняется колебаниями в объеме товарно-материальных запасов. Но чаще ученые рассматривали период экономического цикла, равный 8-10 голам. Эти среднесрочные циклы принято называть циклами Жугляра. Не менее известны долгосрочные циклы, продолжительностью в 48-55 лет, циклы Кондратьева.

В классических экономических циклах, продолжительностью 8-10 лет экономисты отмечали четыре фазы: 

Кризис ; депрессия ; оживление; подъем

Кризис. Рынок  в какое-то время оказывался переполненным, но товары продолжали поступать. Спрос  постепенно уменьшался. Стремительно падали цены. Начинались ликвидации и крахи, банки повышали ссудный процент, кредит становился недоступным.

Депрессия. Объемы производства продолжают снижаться, безработица  увеличивается.

Оживление. постепенно объемы производства начинают увеличиваться, безработица сокращается, оживляются инвестиционные процессы, начинается циклическое повышение цен и ставки процента.

Подъем. Высокими темпами растут объемы промышленного  производства и ВВП, практически  исчезает безработица, продолжается рост цен и процентных ставок. Инвестиции растут. Подъем завершается «бумом», когда экономика оказывается «перегретой», и с неизбежностью скатывается в новый кризис.

Общие характеристики всех фаз экономических циклов похожи друг на друга, но не существует двух одинаковых экономических циклов.

Стабилизационная  политика государства – это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. В условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема – сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики (инфляционного разрыва). Кризисы 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. характеризуются сочетанием традиционных кризисных явлений (падение производства, рост безработицы, хроническая недогрузка производственных мощностей) с постоянным ростом цен. Поэтому они получили название стагфляционных кризисов (и циклов соответственно). Эти два процесса переплелись со структурными кризисами (энергетическим, продовольственным, сырьевым, экологическим).

\Структурные кризисы порождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла.

        Денежно-кредитная (монетарная) политика – составная часть макроэкономической политики государства, нацеленная на решение ряда общеэкономических задач.

В широком понимании  денежно-кредитная политика направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, поддержание высокого уровня занятости при низкой инфляции, активизацию инвестиционной активности и т.д. Это – конечные цели денежно-кредитной политики.

Государство воздействует на такие показатели и рычаги, как  денежная масса (предложение денег), совокупные расходы, учетная ставка (ставка рефинансирования) и др. Денежно-кредитную политику государство проводит через центральный банк и систему коммерческих банков.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – разновидность (направление) государственной экономической политики, представляющая собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Фискальная политика осуществляется с помощью налогообложения и правительственных расходов. Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и государственных расходов, называются финансовыми отношениями, или финансами. Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы, центральным звеном которой выступает государственный бюджет.

Государственный бюджет – это смета государственных  доходов и расходов на финансовый год. Расходы показывают направления  и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на финансирование социальных программ, на поддержание и развитие государственного сектора экономики, на многие другие цели.

Составными частями  фискальной политики государства являются:

дискреционная политика, подразумевающая регулирование государством своих расходов и доходов (налогообложения). Рост/снижение государственных расходов увеличивает/снижает совокупный спрос. Занятость возрастает/падает – выпуск продукта возрастает/падает. Рост/снижение налогов уменьшает/увеличивает располагаемый доход, что снижает/увеличивает совокупный спрос, занятость и выпуск продукта падают/растут.

недискреционная политика (политика автоматических стабилизаторов), регулирующая доходы и расходы независимо от оперативных действий государства;

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Основной целью  инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации  инвестиционного потенциала.

Основными направлениями  инвестиционной политики выступают  меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Государство может  влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

Перспективы же для инвесторов в России в настоящее  время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

Однако; несмотря на это, иностранные инверторы не очень торопятся вкладывать свои капитал в российские предприятия. Основными причинами этого являются:

нестабильность  экономической и политической ситуации;

несовершенное и противоречивое законодательство;

неясность в  определении прав собственности;

отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;

нестабильность  рубля как национальной валюты;

непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.

Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с  амортизационной политикой, научно-технической  политикой, политикой в отношении  иностранных инвестиций и др.

 

 

8. Инфляция, её типы, причины и последствия.

Глубинной причиной возникновения инфляции является наличие  устойчивого макроэкономического  дисбаланса между совокупным спросом  и совокупным предложением. Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами. Наиболее распространенная причина инфляции – денег много товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. При относительно стабильных объеме и структуре производства и постоянной скорости обращения денег основным фактором ценовых сдвигов становится изменение объема денежной массы. Если предложение денег равно спросу на них» то уровень цен остается неизменным. Увеличение количества денег в обращении приводит к повышению цен. Причина инфляционного разрыва между деньгами и товарами лежит «на поверхности», она сводится к чрезмерному росту денежной массы.; вслед за  этим, с некоторым разрывом во времени, повышаются цены. но связь между денежной массой и движением цен не только прямая, но и обратная: растут цены – увеличивается денежная масса, увеличивается количество денег в обращении – растут цены. Инфляция спроса и инфляция издержек – это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна – со стороны спроса (избыток Денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (рост производственных издержек).Инфляция спроса – это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров. Инфляция издержек – возможны два исходных момента: а) издержки начинают расти в результате повышения заработков и в силу удорожания сырья и топлива б) производители повышают цены, используя свое монополистическое положение или создавая его путем сговора. Структурную инфляцию – инфляция, сочетающая элементы инфляции спроса и инфляции издержек. В ее основе — процесс, связанный с изменением структуры спроса. В российской экономике образовался разрыв двух секторов — финансового и реального. Деньги «уплывают» в финансовые спекуляции, а реальный сектор испытывает острую нехватку денежной массы. Отсюда неплатежи, задолженность, задержки в расчетах, невыплаты в срок работной платы. Кривая Филлипса – указывает на наличие обратной связи между движением цен и уровнем безработицы. В условиях депрессии, для которой характерно снижение или, по крайней мере, торможение цен, наблюдается рост безработицы. С наступлением подъема происходит рост цен (повышенный спрос на товары) и уровень безработицы снижается. С повышением заработной платы занятость растет, а безработица снижается. Но повышение заработной платы означает рост издержек, а следовательно, и цен. Повышение же цен, как правило, означает снижение безработицы. Рост цен (т.е. инфляция) выступает в качестве платы за сокращение безработицы. Чем выше темпы инфляции, тем ниже размеры безработицы. Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждены заниматься поиском работы. Кривая Филлипса «работает» в относительно короткие периоды роста безработицы и снижения производства. В условиях длительного периода кривая «взлетает вверх», становится «крутой» Возникает так называемая стагфляция — сохранение высокой безработицы при одновременном инфляционном росте цен.В современной интерпретации кривой Филлипса . Если растет заработная плата, то обычно повышаются цены. На поведение людей, производственную активность населения оказывают влияние не только рост цен, но и ожидания. Если они рациональны, то рационально и поведение. Людей интересует не номинальная, а реальная заработная плата. Сама инфляция становится теперь зависимой от степени доверия к действиям правительства. Политика выбора между безработицей и инфляцией теряет свою актуальность. Основные акценты смещаются в сторону изучения факторов, под влиянием которых формируются о  жидания. По темпу роста : умеренная, голлопируюющая, гиперинфляция,

Ожидаемая , ожидаемая , неожидаемая

Послдествия-денежные запасы обесцениваеются, возникновение минимальных доходов, искажение показателей ВВП.

Антиинфляционная  политика: Для антиинфляционного  регулирования используются два  типа экономической политики: 1) политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии.; 2) политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен.

 

9. Налоговое бремя и его перераспределение

Налоги –  обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству (НДС). Формальное и реальное бремя налогов не всегда совпадают. Налоги не всегда поступают в государственный бюджет их тех источников, которые по закону подлежат налогообложению. Бремя налога может смещаться от одних субъектов налогообложения к другим – в этом и состоит проблема переложения налогового бремени. С введением налога его бремя распределяется неодинаково между производителем и потребителем товара. Это зависит от соотношения эластичности спроса и предложения на данное благо. При прочих равных условиях бремя налога смещается в сторону меньшей эластичности (спроса или предложения).

Налоговое бремя - в широком смысле - общая сумма  уплачиваемых налогов.

Налоговое бремя - в узком смысле - уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.

Распределение налогового бремени между налогоплательщиками  опирается на принцип налогообложения  получаемых благ и на принцип платежеспособности.

Возможность перераспределения  многих налогов на прибыль предприятия  зависит от характера рынка. Все  зависит от того, насколько спрос  и предложение чувствительны  к изменению цены. Другими словами, эластичность предложения и эластичность спроса определяют то, насколько изменятся цена и количество проданного товара при обложении его налогом. Обычно компании могут переложить некоторую часть налогов на плечи покупателей, так же как и в случае со многими издержками. Если спрос эластичен настолько, что объемы продаж резко падают при повышении цен, то они смогут переложить на покупателей меньшую долю налогов, чем в том случае, когда спрос неэластичен. Спрос на сигареты неэластичен, потому что курильщики зависимы, а спрос на яблоки эластичен, потому что если цены поднимутся, то люди будут вместо яблок есть груши. Компании смогут переложить небольшую долю налогов и в том случае, если предложение настолько эластично, что при повышении цен оно тоже резко увеличивается. Это происходит на рынках с сильной конкуренцией, например в секторе парикмахерских услуг, где многие компании стремятся завоевать клиентов. На рынках с меньшей конкуренцией компании, напротив, могут ограничить предложение, сохраняя высокие цены. Они могут переложить на плечи своих покупателей большую долю налогов.

Так, например, компании-монополисты  могут, если захотят, спокойно переложить налоги на свои доходы на своих же клиентов, которые, возможно, будут покупать меньше, но все равно останутся, потому что  пойти им больше некуда. На рынке с развитой конкуренцией компаниям трудно компенсировать рост налогообложения с помощью цен, потому что это откроет рынок для новых участников. В этом случае низкие прибыли приведут к тому, что акционеры будут получать меньшие дивиденды. Компания может предпочесть сократить другие издержки, например, перенести налоговое бремя на сотрудников, уволив часть из них или урезав заработанную плату, или — на поставщиков, установив более низкую закупочную цену. В результате платят клиенты, акционеры, сотрудники — т. е. обычные люди разных категорий.

Личный подоходный налог. Как правило уплачивают именно те лица, которые должны платить  его по закону. Но, врачи, адвокаты и  т.п. могут поднять ставки за свои услуги. Тем самым налог будет  переложен на тех, кто пользуется их услугами. Косвенные налоги: налог с продаж и акцизный налог. Основная масса налогов с продаж и акцизы перекладываются на потребителя через повышение цен. У потребителей нет больших возможностей переориентировать свой спрос на товары с более низкими ценами. А вот некоторые акцизы переложить на потребителей трудно. Поимущественный налог. Как правило его уплачивают те, на кого и ложится формальное бремя налога: налог на землю, на наследство, на собственный дом или квартиру не на кого переложить. Но если вы сдаете квартиру в аренду, то в таком случае часть налогового бремени может быть переложена на арендатора путем повышения ставки арендной платы. Т.о., проблема переложения налогового бремени еще раз подтверждает известное положение о том, что налоги изменяют стимулы и, следовательно, человеческое поведение.       

 

 

10. Спрос и предложение на денежном  рынке, денежный мультипликатор.

1. Спрос на  деньги для совершения сделок

Люди нуждаются  в деньгах как в средстве обращения, облегчающем им заключение сделок купли-продажи товаров и услуг. До получения каждого следующего платежа домохозяйствам необходимо иметь в своем распоряжении достаточно наличных денег для покупки продуктов питания, оплаты жилья и коммунальных услуг. Фирмам нужны деньги для оплаты труда, сырья и материалов, энергии и т.д. Потребность в деньгах на все эти цели называется спросом на деньги для совершения сделок (Dt). Поскольку спрос на деньги для совершения сделок зависит от уровня номинального ВВП и не зависит от процентной ставки, он изображен в виде вертикальной прямой. Количество денег, необходимое для заключения сделок, не связано с изменением процентной ставки, то есть что повышение последней не приведет к сокращению величины спроса на деньги для совершения сделок.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"