Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 11:04, курсовая работа
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость « ситуационного мышления». Актуальность данной работы состоит в том, что используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Введение……………………………………………………………….
5
1.
Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту ………………………………………………………….
7
1.1 Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению..
7
1.2 Развитие ситуационного подхода ………
8
2.
Ситуационные теории и модели управления………………………..
10
2.1 Теория «7 – S»…………………………………………………….
10
2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера…………………..
11
2.3. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда………..
12
2.4. Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла…………..
13
2.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона………
16
Заключение…………………………………………………………….
18
Список литературы……………………………………………………
Поведение в области отношений связано с необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении. Поведение, относящееся к работе, требует от лидера, проведения разъяснительной работы с последователями по поводу того, что и как они должны делать для того, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Лидеры, ориентированные на такое поведение, структурируют, контролируют и внимательно следят за тем, как подчиненные работают. Сочетание этих двух типов лидерского поведения позволило в рамах данной модели выделить четыре основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует определенной степени зрелости последователей: указывающий (низкая зрелость последователей, лидер должен проявлять тщательный присмотр за работниками, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответственность по работе, устранить неуверенность в том, что работа будет закончена), убеждающий (умеренно низкая зрелость последователей, руководитель помогает, объясняет и вселяет уверенность в возможности выполнения задания), участвующий (умеренно высокая зрелость последователей; способные к работе, но не желающие ее выполнять подчиненные; руководитель предоставляет таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание), делегирующий (высоко зрелые последователи, способные и желающие работать; данный стиль способствует развитию творческого подхода к работе4).
Отмечено,
что менеджеры проявляют
2.4.
Модель лидерства «путь – цель»
Рассматриваемая
модель ситуационного лидерства
получила своё развитие в 70-е годы. Исходной
посылкой является предположение, что
работники удовлетворены и
Таблица 2
Примеры применения модели ситуационного лидерства «путь-цель»
Ситуация |
Стиль лидера |
Воздействие на подчиненного |
Результат | |
1. |
Амбициозное задание |
Директивный стиль |
Обеспечивает направленности и ясность в действиях |
Прилагается больше усилий |
2. |
Недостаточное вознаграждение |
Директивный стиль |
Разъясняет путь к вознаграждению или увеличивает вознаграждение |
Прилагается больше усилий |
3. |
Утомительная и неинтересная работа |
Поддерживающий стиль |
Увеличивает интерес к работе |
Прилагается больше усилий |
4. |
Неуверенность в силах |
Поддерживающий стиль |
Облегчает понимание роли и усиливает ожидание вознаграждения |
Прилагается больше усилий |
5. |
Отсутствие возможности |
Стиль, ориентированный на достижения |
Обеспечивает напряженные и |
Прилагается больше усилий |
6. |
Задача или цель не определены |
Участвующий стиль работы |
Выясняются цели и параметры |
Прилагается больше усилий |
Директивное лидерство – высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается.
Поддерживающее лидерство – большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное на достижение – установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.
Участвующее
лидерство – совет с
В отличие от концепции Фидлера, данная модель предполагает, что лидеры могут менять свое поведение и проявлять один или все из указанных стилей. Согласно модели, эффективная комбинация лидерских стилей зависит от ситуации.
Практическое применение модели менеджерами ориентирует их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот – выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
2.5.
Модель ситуационного
Данная
модель исходит из того, что зависимость
между поведением (стилем) лидера и
структурой работы задания является
более сложной, чем это представлено
в модели «путь-цель». Модель констатирует,
что хотя интерес к отношениям
со стороны лидера более важен
в случае, когда последователи
выполняют
Таблица 3.
«Модель Стинсона и Джонсона (выбор лидерского стиля в зависимости от ситуации)»
Структурированность работы | |||
Низкая |
Высокая | ||
Возможности последователей – высокие |
Низкий интерес к отношениям и низкий интерес к работе |
Высокий интерес к отношениям и высокий интерес к работе | |
Возможности последователей – низкие |
Высокий интерес к работе и низкий интерес к отношениям |
Высокий интерес к отношениям и низкий интерес к работе |
Согласно модели, высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
• работа высоко структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости. При этом они обладают большими знаниями и опытом, чем им необходимо для выполнения работы;
• работа неструктурирована, и последователи не испытывают потребности в достижении и независимости. К тому же их знания и опыт ниже необходимого уровня.
Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях:
• работа высоко структурирована, и последователи испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта для выполнения данной работы;
• работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения данной работы6.
Хотя
ни одна из ситуационных теорий не получила
полного подтверждения в
Заключение
Современные
представления об управлении организациями
вобрали в себя опыт западной практики.
В настоящее время самым
На основании вышеизложенного сформулируем следующие выводы:
1. Центральным
моментом ситуационного
2. Ситуационный
подход концентрируется на том,
3. Успех ситуационного
подхода в значительной мере
зависит от точного
Литература:
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник. - М., Юнити, 2000
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.,1996
3. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - М., Гардарика, 2001
4. Герчикова И.Н. Управление персоналом. Учебник. - М., «Высшая школа», 2001
5. Глущенко В.В. Менеджмент. – М.,1997
6. Шаш Н.Н.Обучение персонала. Ситуационный менеджмент. – М.:ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2007
1 Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - М., Гардарика, 2001, с.327
2 Глущенко В.В. Менеджмент. – М.,1997, с.65
3Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.,1996, с.245
4Герчикова И.Н. Управление персоналом. Учебник. - М., «Высшая школа», 2001, с.358
5Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник. - М., Юнити, 2000, с.258
6Шаш Н.Н.Обучение персонала. Ситуационный менеджмент. – М.:ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2007. с.276
Информация о работе Ситуационный подход к процессу принятия решений